Постановление ФАС Московского округа от 27.03.2009 N КА-А40/318-09 по делу N А40-32078/08-153-332 Дело по заявлению о признании незаконным предписания налогового органа о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд не исследовал обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого предписания, не дал им оценки, неточно указал в принятых судебных актах примененный закон.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2009 г. N КА-А40/318-09
Дело N А40-32078/08-153-332
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Летягиной В.А.
судей: Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен
от ответчика - Н. по дов. от 11.01.09
рассмотрев 25 марта 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 49 по г. Москве
на решение от 15 августа 2008 года
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Масленниковым Н.В.
на постановление от 5 ноября 2008 года N 09АП-13101/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Якутовым Э.В., Векличем Б.Е., Поташовой Ж.В.
по заявлению - ООО “Арвис“
о признании незаконным предписания
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве
установил:
ООО “Арвис“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Межрайонной инспекции ФНС России N 49 по г. Москве (далее - МИФНС России N 49 по г. Москве) с требованиями о признании незаконным предписания МИФНС России N 49 по г. Москве от 30.05.2008 N 208 о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр, расположенных на территории Московской области ООО “Арвис“.
Требования заявителя мотивированы тем, что 30.05.2008 МИФНС России N 49 по г. Москве вынесла предписание N 208 о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр, расположенных на территории Московской области, по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д. 8, Московский пр-т д. 25 и Московская область, Ивантеевка, ул. Первомайская, д. 35. ООО “Арвис“ полагает указанное предписание незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и подлежащим отмене, т.к. в качестве основания для прекращения деятельности обособленных подразделений ООО “Арвис“ налоговый орган указывает Закона МО от 28.12.2005 N 14/164-П “О размещении объектов игорного бизнеса на территории МО“. Однако заявитель полагает, что у МИФНС России N 49 по г. Москве отсутствуют полномочия на проверку исполнения Закона МО от 28.12.2005 N 14/164-П “О размещении объектов игорного бизнеса на территории МО“, так как положения ст. 4 указанного Закона Московской области предусматривают осуществление контроля Правительством Московской области или уполномоченным Правительством Московской области исполнительный орган государственной власти Московской области. При этом налоговым органом вынесено оспариваемое предписание от 30.05.2008 N 208 без проведения проверки обособленных подразделений ООО “Арвис“ на соответствие требованиям, предъявляемым к игорным заведениям.
Кроме того, заявитель полагает, что ООО “Арвис“ не было допущено нарушений законодательства РФ, регулирующего вопросы государственного регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008, заявленные требования удовлетворены.
При этом суды двух инстанций пришли к выводу, что у налогового органа отсутствовали полномочия на вынесение предписания о прекращении деятельности по организации и проведении азартных игр в залах игровых автоматов, и что само по себе это обстоятельство не является нарушением требований ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.
Не соглашаясь с таким выводом, МИФНС России N 49 по г. Москве обжаловала судебные акты в кассационном порядке, ставя вопрос о их отмене.
По мнению налогового органа, выводы судов двух инстанций об отсутствии у налоговой инспекции полномочий на вынесение предписания ошибочны.
Как указано в жалобе, такие полномочия налоговому органу предоставлены Постановлением Правительства РФ от 21.12.05 N 793 “Об уполномоченном Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр и пари“, а также Постановлением Правительства РФ от 17.07.07 N 451, где указано, что лицензирование деятельности осуществляется Федеральной налоговой службой, Приказом Министерства финансов от 08.11.07 N 100н.
В жалобе указывается на несоответствие выводов суда о том, что проверяемые объекты являются казино, деятельность которых на момент проверки разрешалась. Однако представленным актом осмотра, подтверждающим, что проверяемые объекты являются залами игровых автоматов, деятельность которых с 01.01.08 прекращена, эти выводы суда опровергаются.
В заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО “Арвис“ в суд не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, находит судебные акты по данному делу подлежащими отмене по п. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и представленным доказательствам.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего: как установлено арбитражным судом, указанное предписание от 30.05.2008 за N 208 вынесено налоговым органом в адрес ООО “Арвис“ в связи с тем, что с 01.01.2008 Законом МО от 28.12.2005 N 14/164-ШЮ “О размещении объектов игорного бизнеса на территории МО“ на территории Московской области запрещена деятельность залов игровых автоматов.
Основанием для вынесения налоговым органом в адрес ООО “Арвис“ предписания явилось получение МИФНС России N 49 по г. Москве копий протоколов осмотра помещений организатора азартных игр, которые были проведены МИФНС России N 3 по Московской области, из которых видно, что на момент проверки деятельности структурных подразделений организатора азартных игр, расположенных на территории Московской области, по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д. 8, Московский пр-т, д. 25 и Московская область, Ивантеевка, ул. Первомайская, д. 35, которые принадлежат ООО “Арвис“, деятельность с использованием игровых столов не осуществлялась, однако залы игровых автоматов работали, что не допустимо.
Вынесение в адрес общества предписания послужило основанием для обращения ООО “Арвис“ в суд.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 116 имеет дату 22.02.2008, а не 22.01.2008.
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, а также Постановлением Правительства РФ от 22.01.2008 N 116 “О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе“, на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006.
Законом Московской области от 12.01.2006 деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов на территории Московской области с 01.01.08 запрещена.
ООО “Арвис“ состоит на налоговом учете в ИФНС России N 49 по г. Москве, при наличии к тому данных налоговый орган вправе выносить в адрес организатора азартных игр предписания.
В этой связи выводы суда об отсутствии полномочий у налогового органа на проведение проверок и вынесения предписания ошибочны.
Вместе с тем, судами не исследован вопрос и в предписании этого не указано, какие материалы проверки послужили основанием для вынесения ИФНС России N 49 по г. Москве в адрес ООО “Арвис“ предписания.
В материалах дела имеются 2 проверки налоговой инспекции N 3 по Московской области от 25.06.2008 и 26.06.2008, которые проводились после вынесения предписания.
Кроме того, дело рассмотрено небрежно, и в решении и в постановлении неточно указан Федеральный закон N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах, вынесенные по данному делу судебные акты не могут быть признаны правильными и подлежат отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, правильно применить закон, исследовать обстоятельства, послужившие основанием для вынесения предписания, дать им оценку и разрешить спор.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 августа 2008 года и постановление от 5 ноября 2008 года N 09АП-13101/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-32078/08-153-332 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в суде первой инстанции.
Председательствующий-судья
В.А.ЛЕТЯГИНА
Судьи:
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА