Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 20.03.2009 N КА-А40/1327/09-2 по делу N А40-60575/08-79-471 Заявление о признании недействительным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания, выразившееся в неуведомлении в предварительном порядке антимонопольного органа о повышении розничных цен на нефтепродукты, удовлетворено правомерно, так как выданное антимонопольным органом заявителю предписание не соответствует требованиям законодательства РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2009 г. N КА-А40/1327/09-2

Дело N А40-60575/08-79-471

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Летягиной В.А.

судей: Борзыкина М.В., Туболец И.В.

при участии в заседании:

от заявителя Г. по дов. от 11.12.08 г.

от ответчика Х. по дов. от 12.03.08 г.

от третьего лица Р. по дов. от 12.05.08 г.

рассмотрев 18 марта 2009 г. в судебном заседании кассационные жалобы УФАС по Тамбовской области и Федеральной антимонопольной службы

на решение от 7 ноября 2008 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Дранко Л.А.

на постановление от 25 декабря 2008 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое
судьями: Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В., Поташовой Ж.В.

по заявлению ООО “Нефть-Актив“

о признании незаконным и отмене постановления

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области

3-л: Федеральная антимонопольная служба

установил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не части 2 и 3 статьи 19.5.

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 августа 2008 г. ООО “Нефть-Актив“ привлечено к административной ответственности по ч. 2 и 3 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2007 г. выразившееся в неуведомлении в предварительном порядке антимонопольный орган о повышении розничных цен на АЗК ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ более чем на 5% в 90-дневный срок.

Общество оспорило указанное постановление в судебном порядке, ссылаясь на его незаконность.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 7 ноября 2008 г. оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 года по делу N А40-60575/08-79-471 заявленные требования удовлетворены.

При этом суды двух инстанций исходили из отсутствия события правонарушения и существенном нарушении антимонопольной службой при производстве дела об административном правонарушении прав и интересов заявителя.

Не согласившись с таким выводом, Управление федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области и Федеральная антимонопольная служба, привлеченная к участию в деле в качестве 3-го лица, обжаловали судебные акты в кассационном порядке, где ставят вопрос об их отмене.

По мнению антимонопольных органов, суды ошибочно пришли к выводу об отсутствии события правонарушения и вины ООО “Нефть-Актив“, и отсутствия конкретных сроков исполнения предписания Федеральной антимонопольной службы.

Кроме того, в жалобах указывается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, что по мнению
лиц, подавших жалобы привело к неправильным выводам. Судебные акты приняты без учета того, что предписание ФАС России направлено на обеспечение конкуренции.

В заседании кассационной инстанции представители Федеральной антимонопольной службы поддержали доводы жалоб.

Представитель ООО “Нефть-Актив“ возражал против перечисленных в жалобах доводов, просил судебные акты оставить без изменения.

Законность состоявшихся по данному делу судебных постановлений проведена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа.

Оснований для их отмены не найдено.

Как усматривается из материалов дела, ФАС России согласовала сделку ООО “Нефть-Актив“ по приобретению 100% акций ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ с одновременной выдачей предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Данным предписанием антимонопольный орган обязал ООО “Нефть-Актив“ в предварительном порядке уведомлять Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о повышении розничных цен на нефтепродукты в Тамбовской области, реализуемые на АЗС, находящихся в собственности, в пользовании ЗАО “Тамбовнефтепродукт“, в случае если цена, устанавливаемая на дату предполагаемого ее повышения, превысит цену, по которой производилась реализация нефтепродуктов на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения, более чем на 5%, с представлением финансово-экономического обоснования повышения цены за указанный период.

По результатам проведенной проверки Управлением было установлено, что ЗАО “Тамбовнефтепродукт“, входящее в группу лиц ООО “Нефть-Актив“, а также ООО “Нефть-Актив“ не согласовали с Управлением условия договоров коммерческой концессии от 14.01.2008 N 0002208/0042Д с ОАО “Роснефть“ и агентских договоров от 28.07.2007 с ООО “ИТ-Сервис плюс“. Согласно приказам об установлении розничных цен ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ в Тамбовской области происходил рост цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗК ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ более чем на 5%: на АЗС N 2 - 4 в период с 12.09.2007 по 11.12.2007 - рост цен
на 8%, на АЗС N 6 в период с 13.08.2007 по 10.11.2007 - на 6%, на АЗС N 7 в период с 20.07.2007 по 18.10.2007 - на 6%, на АЗС N 8 в период с 16.08.2007 по 14.11.2007 - на 6%, на АЗС N 10 в период с 13.08.2007 по 10.11.2007 - на 10%, на АЗС N 11 в период с 05.07.2007 по 03.10.2007 - на 6%, на АЗС N 12 в период с 20.07.2007 по 18.10.2007 - на 6%.

Однако уведомления о таком повышении розничных цен в 90-дневный период в предварительном порядке в Управление не поступали.

По данному факту УФАС по Тамбовской области 10.06.2008 было возбуждено дело об административном правонарушении N 100/02, а 14.08.2008 года вынесено постановление о назначении административного наказания, которым ООО “Нефть-Актив“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 400.000 руб.

Удовлетворяя заявленные ООО “Нефть-Актив“ требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из незаконности и необоснованности данного постановления антимонопольного органа.

Частью 2.3 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственной за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа, к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственно контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Однако при разрешении спора суды посчитали, что в ходе производства по делу об административном правонарушении антимонопольным органом не доказано событие вменяемого административного правонарушения.

Кассационная инстанция
с таким выводом согласилась.

Так ООО “Нефть-Актив“ является акционером ЗАО “Тамбовнефтепродукт“. При этом согласно статьям 2 и 3 Федерального закона “Об акционерных обществах“ акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Суды обоснованно указали, что акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Таким образом. ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность и отвечающим по своим обязательствам самостоятельно.

Кроме того, в соответствии со ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах“ руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган в лице генерального директора.

С учетом изложенного следует признать правильным выводы судов о том, что ООО “Нефть-Актив“, являясь акционером ЗАО “Тамбовнефтепродукт“, не может определять условия ведения последним хозяйственной деятельности, в том числе давать какие-либо указания в части осуществления оперативной деятельности и устанавливать розничные цены на нефтепродукты, а также требовать от ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ представления финансово-экономического обоснования указанных действий.

Согласно ст. 67 ГК РФ участники хозяйственного общества вправе участвовать в управлении делами общества, за исключением случаев предусмотренных законом об акционерных обществах.

Кроме того, частью 3 статьи 48 Федерального закона акционеру не предоставлено право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность акционерного общества (в том числе требовать представления какой-либо информации о планируемом повышении цен на продукцию, а также финансово-экономическое обоснование планируемых действий).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суды пришли к выводу, что у ООО “Нефть-Актив“ отсутствуют правовые основания требовать
от ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ финансово-экономического обоснования повышения розничных цен на нефтепродукты в Тамбовской области, реализуемые на АЗС, находящиеся в собственности, в пользовании ЗАО “Тамбовнефтепродукт“.

При таких обстоятельствах, учитывая, что законодатель в части 2.3 статьи 19.5 КоАП РФ установил административную ответственность за невыполнение законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа, оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности незаконно и необоснованно.

Кроем того, суды правильно указали, что предписание ФАС России от 27.04.2007 N ЦА/6470 не содержит срока его выполнения.

Довод жалобы о том, что в предписании четко, конкретно и однозначно указано, каким образом необходимо уведомлять Тамбовское УФАС о повышении розничных цен на нефтепродукты, неоснователен, поскольку, вопреки утверждению антимонопольного органа формулировка п. 3 предписания ФАС “в предварительном порядке уведомлять“ не позволяет четко установить конкретный срок исполнения предписания, в частности, когда наступил или истек срок исполнения п. 3 предписания.

Не содержит сведений о времени совершения Обществом вменяемого ему нарушения и протокол об административном правонарушении от 31.07.2008, составленный в отношении заявителя, вопреки доводу жалобы, поскольку сам факт повышения ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ цен на нефтепродукты не свидетельствует о нарушении ООО “Нефть-Актив“ п. 3 предписания.

Также из материалов дела не усматривается, что действия, которые Общество должно совершить в соответствии с указанным предписанием, направлены на обеспечение конкуренции.

Информирование антимонопольного органа о повышении розничных цен на нефтепродукты не может быть признано действиями, направленными на обеспечение конкуренции, поскольку направлено на общую защиту неопределенного круга потребителей, не являющихся конкурентами ООО “Нефть-Актив“ и ЗАО “Тамбовнефтепродукт“, на установление государственного контроля за действиями ЗАО “Тамбовнефтепродукт“ и возложение постоянных и обязательных для исполнения обязанностей по информированию антимонопольного органа.

Из содержания судебных
актов усматривается, что все доводы и соображения как антимонопольного органа, так и представителя ООО “Нефть-Актив“ в том числе и доводы кассационной жалобы проверены судами, им дана оценка, выводы суда соответствуют приведенным нормам права и сложившейся судебной практике.

Сомневаться в правильности выводов суда оснований нет.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 7 ноября 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 года по делу N А40-60575/08-79-471 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области и федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.

Председательствующий-судья

В.А.ЛЕТЯГИНА

Судьи:

М.В.БОРЗЫКИН

И.В.ТУБОЛЕЦ