Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 26.01.2009 N КГ-А41/13158-08 по делу N А41-К1-8396/07 Исковые требования о взыскании разницы между суммой понесенных истцом убытков, причиненных авиационным инцидентом, и суммой выплаченного страхового возмещения (безусловной франшизы) удовлетворены правомерно, так как вина водителя ответчика установлена материалами дела, в силу чего последний обязан возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей, на основании ст. 1068 ГК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2009 г. N КГ-А41/13158-08

Дело N А41-К1-8396/07

Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 26.01.2009 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Завирюха Л.В.

судей: Новоселова А.Л., Плюшкова Д.И.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Г.Т.А. дов. от 01.12.2008 г. N Д-329/08

от ответчика Б.А.В. дов. от 11.01.2009 г. N 35, Н.В.В. дов. от 11.01.2009 г. N 7

от третьего лица П.О.А. дов. от 31.03.2008 г. N 176824-645/08, К.Н.А. дов. от 30.12.2008 г. N 7477/12

рассмотрев 20.01.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“

на решение от 03.09.2008 г.

Арбитражного суда Московской области

принятое судьей Маковской Н.Н.

на постановление от
10.11.2008 г.

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Ивановой Л.Н., Боровиковой С.В., Диаковской Н.В.

по иску (заявлению) ОАО “Аэрофлот - Российские авиалинии“

о взыскании убытков

к ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“

3-и лица: ОАО “Страховая компания “Москва“, ОСАО “Ингосстрах“

установил:

Открытое акционерное общество “Аэрофлот - Российские авиалинии“ (далее - ОАО “Аэрофлот - Российские авиалинии“) обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу “Международный аэропорт Шереметьево“ (далее - ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“) с иском о взыскании 100.000 долларов США (безусловная франшиза), что эквивалентно 2.598.710 руб. по курсу ЦБ РФ на 06.04.2007 г.

Определением арбитражного суда от 22.08.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены открытое страховое акционерное общество “Ингосстрах“ (далее - ОСАО “Ингосстрах“) и открытое акционерное общество “Страховая компания “Москва“ (далее - ОАО “Страховая компания “Москва“).

Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2007 г. с ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ в пользу ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ взыскано 2.598.710 руб. в возмещение ущерба.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 г. решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2008 г. решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Отменяя вышеуказанные судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что выводы судов не основаны на полной в всесторонней оценке представленных в материалы дела доказательств.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции предложено проверить довод ответчика о наличии в действиях работников ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ грубой неосторожности, содействовавшей возникновению или увеличению ущерба.

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2008 г. исковые требования ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ удовлетворены на основании статей 1064, 1068 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 г. решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.

В кассационной жалобе ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В заседании суда кассационной инстанции представители ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ и ОСАО “Ингосстрах“ поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ и ОАО “Страховая компания “Москва“ возражали против удовлетворения кассационной жалобы и просили оставить судебные акты без изменения.

Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.

Материалами дела установлено, что 15.05.2004 г. во время буксировки воздушного судна ТУ-154 N 85665, принадлежащего ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ (далее - ВС), с места стоянки N 22 Терминала I Шереметьево к месту запуска двигателей для выполнения рейса SU-785 по маршруту Москва - Санкт-Петербург произошло столкновение с автомобилем Daimler Benz AG 0305 G, rap. N 13-580, принадлежащим ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ под управлением водителя С.Б.Г.

В результате столкновения воздушное судно ТУ-154 N 85665 получило значительные механические повреждения элементов конструкции.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта и связи Российской Федерации от 17.05.2004 г. N НА-1фс была назначена комиссия по расследованию инцидента с самолетом ТУ-154 N 85665. По результатам расследования 20.09.2004 г. был составлен отчет, согласно которому повреждение воздушного судна ТУ-154 N 85665
в аэропорту “Шереметьево“ произошло по вине водителя ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ С.Б.Г.

Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Согласно представленным в материалах дела доказательствам, сумма ущерба, причиненного ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ составила 9.689.700 руб. 45 коп.

Воздушное судно ТУ-154 N 85665 и связанные с полетами риски в соответствии с установленными законодательством требованиями были застрахованы ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ в ОАО “Страховая компания “Москва“ на основании договора страхования - полиса страхования воздушных судов N AIR 0031 от 26.06.2003 г.

В соответствии с условиями договора страхования ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ было выплачено страховое возмещение за поврежденное воздушное судно ТУ-154М N 85665 в сумме 6.585.924 руб., 22 коп., или 231.784,34 доллара США, за минусом безусловной франшизы - 100.000 долларов США, что эквивалентно 2.598.710 рублей по курсу ЦБ РФ на 06.04.2007 г.

Поскольку вина водителя ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ установлена материалами дела, суд признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил их на основании ст. ст. 1064, 1068 ГК РФ.

Удовлетворение иска по указанным мотивам суд кассационной инстанции находит соответствующим установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд неправомерно взыскал с ответчика всю сумму ущерба, оставив без внимания то обстоятельство, что в действиях буксировщиков ОАО “Аэрофлот - Российские авиалинии“ имела место грубая неосторожность при буксировке воздушного судна, подлежит отклонению как не соответствующая представленным в материалах дела
доказательствам.

Согласно пункту 2.13 Руководства по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденного Приказом ДВТ Министерства транспорта РФ от 27.11. 1995 г. N ДВ-124 (далее - Руководство), водители спецмашин во всех случаях обязаны уступить дорогу рулящим или буксируемым воздушным суднам. Перед пересечением путей руления (буксировки) воздушного суда водитель должен остановиться для пропуска рулящего или буксируемого воздушного судна, при этом расстояние между крайними точками воздушного судна и спецмашинами должно быть не менее 10 м.

Пунктом 3.14 Руководства предусмотрена обязанность водителя транспортного средства соблюдать правила движения и работы на аэродроме, быть внимательным при вождении спецмашин по аэродрому, не допускать повреждения воздушного судна спецмашинами и ДТП.

Однако, как установлено комиссией по расследованию, водитель автомобиля Daimler Benz AG 0305 G, rap. N 13-580 С.Б.Г. на всем протяжении маршрута не обращал внимания на воздушное судно, буксируемое слева в попутном направлении, несмотря на то, что никаких помех, препятствующих возможности увидеть воздушное судно не было; при подъезде к Т-образному перекрестку, где маршрут движения автобуса пересекался с маршрутом буксировки воздушного судна, водитель автобуса убедился лишь в отсутствии помех с правой стороны, хотя мог и должен был убедиться в отсутствии помех (буксируемого воздушного судна) также и слева; в нарушение пункта 2.13 Приказа ДВТ Министерства транспорта РФ от 27.11.1995 г. N ДВ-124 не остановился перед проездом Т-образного перекрестка.

Более того, в соответствии с пунктом 1.1 Инструкции передвижение (руление, буксировка) воздушного судна по аэродрому выполняется по указанию диспетчера производственно-диспетчерской службы ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ и с разрешения диспетчера службы движения. ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ организует передвижение воздушных судов и транспортных
средств по аэродрому в соответствии с принятыми схемами движения воздушного судна.

Как следует из материалов дела, комиссия по расследованию происшествия пришла к выводу о том, что в данном случае, учитывая дефицит времени, буксировочная бригада выполнила все возможные мероприятия по предотвращению столкновения автобуса с воздушным судном (команда на прекращение буксировки была подана как визуально, так и по радиостанции почти одновременно или несколько раньше момента столкновения), что отражено в протоколе заседания комиссии от 20.09.2004 г., подписанном всеми членами комиссии, в том числе представителями ответчика.

Таким образом, доводы ответчика о наличии грубой неосторожности сотрудников ОАО “Аэрофлот - Российские авиалинии“ материалами дела не подтверждены в связи, с чем суд правомерно не применил положения части 2 статьи 1083 ГК РФ.

Оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется. Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, указания суда кассационной инстанции выполнены.

Ссылка ответчика на решения Арбитражного суда Московской области от 24.09.2007 г. по делу N А41-К1-9894/07 и 04.10.2007 г. по делу N А41-К1-10901/07, которыми установлена вина работников ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ в происшествии, имевшем место 15.05.2004 г. является несостоятельной.

В силу положений статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, ОАО “Аэрофлот-Российские авиалинии“ не являлось стороной по вышеназванным делам, в связи, с чем обстоятельства, установленные данными судебными актами, не имеют преюдициального значения для настоящего дела.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда
Московской области от 03 сентября 2008 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. по делу N А41-К1-8396/07 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО “Международный аэропорт Шереметьево“ - без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Л.В.ЗАВИРЮХА

Судьи:

А.Л.НОВОСЕЛОВ

Д.И.ПЛЮШКОВ