Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А39-4815/2008 Отсутствие надлежащим образом оформленных документов, свидетельствующих о легальности реализации алкогольной продукции, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2009 г. по делу N А39-4815/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2009.

Полный текст постановления изготовлен 27.02.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Урлекова В.Н.,

судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Надежда“ на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.01.2009 по делу N А39-4815/2008, принятое судьей Никишиной Т.Л. по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Надежда“ о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия от 01.12.2008 N 079 о привлечении к административной ответственности.

В судебном
заседании приняли участие представители:

от ООО “Надежда“- представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомления N 25243);

от МИФНС N 5 по Республике Мордовия - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 25242).

Первый арбитражный апелляционный суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Надежда“ (далее - ООО “Надежда“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.12.2008 N 079 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В обоснование своего заявления Общество сослалось на наличие в магазине во время проверки всех сопроводительных документов на алкогольную продукцию. Кроме того, ООО “Надежда“ указало на нарушение налоговым органом порядка привлечения общества к административной ответственности.

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, считает доводы, изложенные в заявлении, необоснованными.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.01.2009 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО “Надежда“ обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения последним норм материального права.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.11.2008 Инспекцией проведена проверка соблюдения ООО
“Надежда“ законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине N 2, расположенном по адресу: Республика Мордовия, п. Кадошкино, ул. Светотехническая, принадлежащем обществу.

В ходе проверки установлено, что на алкогольную продукцию: водку Мордовия Люкс емк. 0,5 л (20 бутылок), водку Мордовия Люкс емк. 0,7 л (5 бутылок), водку Пшеничная емк. 0,5 л (10 бутылок), водку Гражданская емк. 0,5 л (10 бутылок), водку Парламент емк. 0,7 л (1 бутылка), водку на Липках емк. 0,2 л (5 бутылок), вино Мускатное емк. 1 л (8 бутылок), вино Злато Скифов емк. 0,75 л (3 бутылки), вино Золотой витязь емк. 0,75 л (3 бутылки) отсутствуют ценники и сопроводительные документы (справки к товарно-транспортным накладным и сертификаты соответствия). В торговом зале магазина отсутствуют информация о номере и сроке действия лицензии на продажу алкогольной продукции и Правила продажи отдельных видов товаров.

По результатам проверки составлен акт от 15.11.2008 N 065, сопроводительные документы представлены 17.11.2008.

17.11.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 07, на основании которого начальником инспекции 01.12.2008 принято постановление N 079 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб.

Посчитав неправомерным привлечение к административной ответственности, ООО “Надежда“ обратилось в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего закона.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 10.2 названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии:

1. товарно-транспортной накладной;

2. справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3. справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

В пунктах 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), содержатся требования, обязывающие продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший); товарно-транспортную накладную; копии справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции и к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации (которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона; предъявлять их по требованию покупателя.

Согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

В силу пункта
141 Правил при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена.

Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (пункт 9 Правил).

Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Ответственность за нарушение данных Правил при условии представления сопроводительных документов на алкогольную продукцию после проведения проверки установлена в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как видно из материалов дела и установлено Арбитражным судом Республики Мордовия, на момент проведения проверки общество не представило налоговому органу надлежащим образом оформленные документы, свидетельствующие о легальности реализации водок Мордовия, Пшеничная, Гражданская, Парламент, На липках; вин Мускатное, Злато Скифов, Золотой витязь, что подтверждается актом проверки (л. д. 42 - 44), протоколом об административном правонарушении (л. д. 40 - 41) и объяснениями продавца Палаткиной А.П. (л. д. 45 - 47, 72).

Кроме того, Общество не обеспечило возможность ознакомления покупателей с информацией о лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в наглядной и доступной форме.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО “Надежда“ состава правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод ООО “Надежда“ относительно нарушения налоговым органом порядка проведения проверки и привлечения
общества к административной ответственности опровергается имеющимися в деле доказательствами, из которых видно, что проверка проведена в присутствии представителя юридического лица продавца Палаткиной А.П. (л. д. 42 - 43), что согласуется с положениями части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а законный представитель общества надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л. д. 39).

Доказательств того, что дело об административном правонарушении было рассмотрено в ином месте или в иное время, чем указано в определении административного органа от 26.11.2008 (л. д. 39), директор общества суду не представил.

Таким образом, налоговым органом не была нарушена процедура проведения проверки и привлечения Общества к административной ответственности.

Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.01.2009 по делу N А39-4815/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Надежда“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.УРЛЕКОВ

Судьи

Ю.В.ПРОТАСОВ

И.А.СМИРНОВА