Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 по делу N А56-30488/2009 Бюджетные средства, полученные от уполномоченных к их выплате администраций муниципальных образований в счет возмещения текущих расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2009 г. по делу N А56-30488/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семиглазова В.А.

судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14774/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2009 года по делу N А56-30488/2009 (судья Рыбаков С.П.), принятое

по заявлению ООО “РКС-энерго“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области

о признании недействительным решения

при участии:

от заявителя: не
явился, извещен;

от ответчика: Чередниченко М.А. - доверенность от 11.01.2009 года;

установил:

решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2009 года признано недействительным решение ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области N 224 от 14.01.2009 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суд обязал ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области осуществить возврат ООО “РКС-Энерго“ излишне уплаченного НДС за июль 2008 г. в размере 545 210 руб. в соответствии со статьей 78 НК РФ.

С ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области в пользу ООО “РКС-Энерго“ взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 952,10 руб.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил:

19.08.2008 заявитель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за июль 2007 года.

Согласно данной декларации заявитель исключил из налогооблагаемой базы по НДС суммы, полученные от уполномоченных к выплате государственных органов (комитетов социальной защиты администраций муниципальных образований) в счет возмещения текущих расходов, связанных с оплатой электроэнергии гражданами, имеющими право на льготы. Заявитель произвел перерасчет сумм НДС, указанных в первичной налоговой декларации к уплате, и заявил к возмещению из бюджета 545 210 руб. НДС.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт
N 3585 от 02.12.2008 и принято решение N 224 от 14.01.2009 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, которым доначислен НДС в размере 545 210 руб., предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением УФНС по Ленинградской области N 15-26-14/СА19 от 31.03.2009 года решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения.

Основанием для принятия оспариваемого решения Инспекции послужили выводы налогового органа о том, что полученные заявителем от уполномоченных к выплате государственных органов денежные средства в счет возмещения расходов, понесенных заявителем в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии, являются доходом, связанным с реализацией заявителем работ (услуг), и на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.

В апелляционной жалобе налоговый орган также ссылается на то, что объектом налогообложения по НДС является реализация товаров независимо от источника финансирования. В случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам выделяются не на компенсацию расходов организации по оплате приобретенных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то оснований для применения п. 2 ст. 154 НК РФ не имеется.

Полученные денежные средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за поставленную продукцию. По мнению ответчика, денежные средства, полученные из бюджета в оплату стоимости реализованных услуг, должны быть включены в налоговую базу в общеустановленном порядке.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа по следующим основаниям.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых
бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиками (в том числе организациями, реализующими электроэнергию, оказывающими услуги ЖКХ, почтовой связи и т.д.) государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

С 01.01.2006 Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на их получение в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Между заявителем и комитетами социальной защиты населения администраций муниципальных районов Ленинградской области был заключен ряд договоров на возмещение заявителю за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с освобождением от оплаты за пользование электроснабжением граждан, имеющих право на льготу по Федеральным
законам “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“; Законов Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и т.д.

Тот факт, что денежные средства в данном случае не поступают получателю бюджетных средств непосредственно с бюджетного счета в виде бюджетных ассигнований, не имеет значения для квалификации фактов расходования бюджетных средств как бюджетного финансирования.

Обязанность общества включать полученные средства в налогооблагаемую базу не вытекает и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Эти средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Исключая НДС к уплате из полученных от уполномоченных органом вышеуказанных выплат заявитель правомерно исходил из положений п. 1 ст. 146 и п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что заявление на возврат излишне уплаченного налога было подано 25.05.2009 года. В суд Общество обратилось 28.05.2009 года. Таким образом, на момент обращения в суд со стороны налогового органа отсутствовало нарушение, выразившееся в невозврате налога.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа.

На момент принятия решения суда срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ, истек. Таким образом,
судом принято правильное решение.

Инспекция ссылается на то, что с 31.01.2009 года освобождена от уплаты государственной пошлины.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.

С 31.01.2009 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. В том числе п. 1 ст. 333.37 НК РФ дополнен п.п. 1.1, согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются госорганы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

НК РФ не содержит норм, запрещающих взыскание с государственного органа судебных расходов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ данный пункт не восстановлен.

Основания возврата государственной пошлины, перечисленные в ст. 333.40 НК РФ в действующей редакции, не позволяют возвратить заявителю уплаченную пошлину.

Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается
в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2009 года по делу N А56-30488/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

ЗАГАРАЕВА Л.П.