Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу N А56-14946/2009 Включение арендуемых помещений в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектами малого и среднего предпринимательства, является нарушением прав юридического лица ввиду исключения возможности приобретения данным лицом арендуемых помещений в собственность любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 г. по делу N А56-14946/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Поповой Н.М.

судей Горшелева В.В., Кашиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Вайтович Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12479/2009) ЗАО “Адвокат ФРЕММ“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2009 г. по делу N А56-14946/2009 (судья Раннева Ю.А.), принятое

по заявлению ЗАО “Адвокат ФРЕММ“

к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга

3-и лица: 1. Комитет по строительству, 2. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, 3.
Санкт-Петербургское государственное учреждение “Управление инвестиций“

о признании частично недействительным распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 г.

при участии:

от заявителя: представитель адвокат Шестаков В.В. по доверенности от 25.04.2007 г.;

от заинтересованного лица: представитель Воронин Б.А. по доверенности от 31.12.2008 г. N 34368-42;

от 3-х лиц: 1. Представитель Пазарацкас С.С. по доверенности от 10.03.2009 г. N 1278; 2. Представитель Сажина А.В. по доверенности от 28.01.2009 г. N 01-69-142/09-0-0; 3. Представитель Левых Е.А. по доверенности от 02.10.2009 г. N 30;

установил:

закрытое акционерное общество “Адвокат ФРЕММ“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании недействительным распоряжения КУГИ от 26.12.2008 N 237-р “О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге“ в части строк N 1963, 1964, 1965 Приложения N 1.

Определением от 04.05.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по строительству, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, Санкт-Петербургское государственное учреждение “Управление инвестиций“.

Решением от 07.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обществом подана и в судебном заседании поддержана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое в
части распоряжение КУГИ является незаконным, препятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, в частности, лишив его возможности приобретения арендуемого имущества в собственность.

Представитель Комитета по строительству согласился с доводами апелляционной жалобы, указал на нарушение порядка составления Перечня.

Представители КУГИ, Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, Санкт-Петербургского государственного учреждения “Управление инвестиций“ возражали по жалобе, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Распоряжением КУГИ от 26.12.2008 N 237-р (далее - Распоряжение КУГИ) утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге“ согласно приложению, в пунктах N 1963 - 1965 которого указаны помещения 1Н площадью 30,3 кв. м, 8-Н площадью 221,2 кв. м, 7-Н площадью 137,1 кв. м, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 13, лит. А.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что является арендатором указанных нежилых помещений по договорам аренды от 08.06.2000 N 10-А182393 (с учетом дополнительного соглашения от 10.07.2007 N 3), от 12.03.2004 N 10-А188241 (с дополнительным соглашением от 10.07.2007 N 2), от 01.07.2008 N 10-А182353 (с дополнительным соглашением от 15.12.2008 N 1) для использования под контору, нежилые цели сроком по 18.02.2010, на 5 лет и по 30.06.2011 соответственно.

Заявитель полагает нарушенными свои законные
права и интересы в связи с включением арендуемых помещений в Перечень, утвержденный оспариваемым Распоряжением КУГИ, поскольку, являясь субъектом малого предпринимательства, имеет преимущественное право выкупа помещений, арендует имущество непрерывно в течение более трех лет, исполняя обязанности арендатора в части оплаты надлежащим образом, площадь арендуемых помещений не превышает установленное законом ограничение. Включение спорных помещений в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, исключает возможность выкупа Обществом указанных помещений. Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, составлен с нарушением Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008, закона Санкт-Петербурга N 194-32 от 02.04.2008.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, решение - подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с частью 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а
также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В Санкт-Петербурге такой порядок установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 “О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга “О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге“.

В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного постановления КУГИ Санкт-Петербурга осуществляет формирование, утверждение и ведение перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Приложения N 1 постановления от 22.12.2008 N 1624 утверждение и ведение Перечня, формируемого из числа указанных в подпунктах “а“ - “д“ пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге“ (объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга), осуществляется путем издания соответствующих распоряжений Комитета по управлению городским имуществом об утверждении Перечня, включении в Перечень либо исключении из Перечня объектов.

Согласно пункту 4 Приложения N 1 постановления от 22.12.2008 N 1624 для включения КУГИ объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в подпункте “б“ и последнем абзаце подпункта “в“ пункта 2
статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32, в Перечень Комитет по строительству и Комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в Комитет по управлению городским имуществом копии решений (документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты их принятия (подписания) с указанием на то, что копия решения (документа) представляется в целях ведения Перечня.

Подпунктом “б“ пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32 предусмотрено, что занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях либо в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.

КУГИ считает соблюденным указанный порядок включения спорных помещений в Перечень, ссылаясь на письмо Санкт-Петербургского государственного учреждения “Управление инвестиций“ N 4/21189/08 от 15.12.2008 с приложением информации по инвестиционным проектам для формирования перечня недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также на наличие Заключения Санкт-Петербургского государственного учреждения “Управление инвестиций“ N 4/10996/03 от 17.04.2003 (далее - Заключение).

Однако, указанное Заключение адресовано ЗАО “БизнесЛинк Девелопмент“ и дано в целях реализации инвестиционного предложения указанной организации по реконструкции здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 13, лит. А, содержит вывод о возможности реализации проекта при выполнении ряда условий.

В нарушение пункта 2.7 Положения о порядке принятия решений о предоставлении
объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592, Заключение не содержит вывода о включении в Перечень объектов недвижимости.

Кроме того, данное Заключение было подготовлено 17.04.2003, то есть до момента вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 “О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции“ и утверждения ныне действующего Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции.

На момент подготовки указанного заключения действовал Регламент подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях, утвержденный распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 08.07.1997 N 678-р, в соответствии с пунктом 3.13 которого Санкт-Петербургское государственное учреждение “Управление инвестициями“ на основании полученных ответов на запросы готовит экспертное заключение о наличии или отсутствии возможности реализовать предложение и передает экспертное заключение в секретариат НТК для принятия решения. В экспертном заключении должны содержаться рекомендации по подготовке инвестиционно-тендерной документации, основанные на полученных ответах.

Таким образом, Заключение N 4/10996/03 от 17.04.2003 не содержит выводов, предусмотренных подпунктом “б“ пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32, о возможности в настоящее время рассмотрения потенциальных инвесторов, составлено для иных целей. Следовательно, влечет неправомерность включения арендуемых Обществом помещений в Перечень.

В материалы дела не представлены документы, подтверждающие в соответствии с подпунктом “б“ пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32 расположение объектов недвижимости в пределах территории, предоставленной в установленном порядке в целях реализации стратегического инвестиционного проекта.

Ссылка КУГИ на письмо Санкт-Петербургского государственного учреждения “Управление инвестиций“ N 4/21189/08 от 15.12.2008 с приложением информации
по инвестиционным проектам для формирования перечня недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге не может быть признана обоснованной, поскольку составление Перечня на основании такой информации не предусмотрено ни Законом Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 194-32, ни Постановлением Правительства от 22.12.2008 N 1624.

В материалы дела не представлены предусмотренные пунктом 4 Приложения N 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 копии решений (документов) в отношении здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Стремянная ул., дом 13, направленных Комитетом по строительству или Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам в адрес КУГИ в целях ведения Перечня в установленном порядке

С учетом изложенного, оспариваемое в части Распоряжение КУГИ не соответствует закону, поскольку нарушен порядок составления Перечня, являющегося приложением к Распоряжению.

Апелляционный суд также считает, что Обществом представлены надлежащие доказательства нарушения оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ установлены критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно письму Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 410/1628 от 04.03.2009 (л.д. 64, т. 1) Общество является малым предприятием.

Положениями статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, вступившего в силу 04.08.2009, предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной
собственности субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Таким образом, включение арендуемых помещений в Перечень, является нарушением прав заявителя, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, поскольку исключило возможность приобретения заявителем арендуемых помещений в собственность любым способом, предусмотренным законодательством РФ.

Доводы Общества о нахождении арендуемого имущества во временном владении и пользовании более трех лет и надлежащем исполнении обязательств по оплате арендной платы не подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела как не относящиеся к предмету спора.

С учетом изложенного, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по госпошлине по заявлению и по апелляционной жалобе отнесены на КУГИ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2009 г. по делу N А56-14946/2009 отменить.

Признать недействительным распоряжение КУГИ СПб от 26.12.2008 г. N 237-р “О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в СПб) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в СПб и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в СПб“ в части строк N 1963, 1964,
1965 Приложения N 1 к распоряжению.

Взыскать с КУГИ СПб в пользу ЗАО “Адвокат ФРЕММ“ 2 000 руб. госпошлины по заявлению и 1 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПОПОВА Н.М.

Судьи

ГОРШЕЛЕВ В.В.

КАШИНА Т.А.