Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу N А56-32082/2009 Исполнение обязательств по оплате ввезенного товара налогоплательщиком перед иностранным продавцом, а также российскими покупателями перед налогоплательщиком не является условием для возмещения налога на добавленную стоимость и находится вне сферы налогового законодательства, а потому не влияет на право налогоплательщика на возмещение налога, уплаченного таможенным органам при ввозе товара на территорию России.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2009 г. по делу N А56-32082/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12462/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2009 по делу N А56-32082/2009 (судья Денего Е.С.), принятое

по иску (заявлению) ООО “Восток-Снаб“,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии:

от истца (заявителя): Орлов П.Е., доверенность
от 13.12.2008.

от ответчика (должника): Красикова В.В., доверенность от 13.10.2009 N 20-05/45657; Йонаш Е.А., доверенность от 28.09.2009 N 20-05/42771; Александрова Е.Н., доверенность от 30.07.2009 N 20-05/32540.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Восток-Снаб“ (далее - ООО “Восток-Снаб“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.01.2009 N 1133/05-06 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй квартал 2008 года в размере 12 665 849 руб.

Решением суда первой инстанции от 20.08.2009 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, сделки по приобретению заявителем товара и его последующей реализации через комиссионеров направлены не на извлечение прибыли, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) из бюджета.

В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении. Представители Общества с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговый орган провел камеральную проверку представленной обществом налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2008 года.

Согласно представленной декларации Обществом с реализации исчислен НДС
в размере 9 190 708 рублей. Размер налоговых вычетов заявлен в сумме 21 856 557 рублей. К возмещению по декларации исчислен налог в сумме 12 665 849 рублей.

По результатам проверки Инспекция составила акт от 30.10.2008 N 8837/05-06, на основании которого приняла решение от 11.01.2009 N 1133/05-06 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (том дела I, листы 10 - 37).

Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании статьи 122 НК РФ в размере штрафа 333 979 руб., Обществу доначислены пени по НДС в размере 112 276 руб., предложено уплатить НДС в размере 1 669 946 руб., суммы штрафа и пени, уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 2-й квартал 2008 года в сумме 12 665 849 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В обоснование принятия указанного решения Инспекция сослалась на результаты мероприятий налогового контроля, проведенных в рамках проверки, а именно:

- ООО “Восток-Снаб“ не владеет информацией о фактическом месте нахождения отгруженного товара.

- Уставный капитал ООО “Восток-Снаб“ составляет 10 000 рублей.

- Отсутствуют складские помещения и складской учет товара.

- ООО “Восток-Снаб“ в налоговой декларации за 2 квартал 2008 г. заявлено возмещение по НДС по импортным операциям, причем сумма НДС, уплаченная таможенным органам, значительно превышает сумму НДС, исчисленную с реализации импортируемого товара за те же периоды.

- на счетах контрагента Общества - ООО “Торэкс“ на забалансовом счете отсутствует товар, принятый от Общества на комиссию и числящийся у Общества как отгруженный, что говорит о том, что товар реализован комиссионером, денежные средства от ООО “Торэкс“ поступают на
счет Общества в пределах стоимости отгруженного товара, но не по договору комиссии, а по договорам займа, что подтверждает переквалификацию Обществом договора в договор займа с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

- не представлены ТТН в подтверждение перевозки товара с СВХ к комиссионерам - ООО “Торэкс“, ООО “Альянс“.

Правомерность заявленных по декларации вычетов в размере 21 856 557 рублей инспекцией в ходе камеральной проверки подтверждена.

Таким образом, по мнению налогового органа, приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о направленности в проверенный период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика не на извлечение прибыли, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного возмещения НДС из бюджета.

Не согласившись с законностью вынесенных Инспекцией решений, Общество оспорило их в Управлении ФНС по Санкт-Петербургу.

Решение Инспекции от 11.01.2009 года оставлено без изменения решением УФНС по Санкт-Петербургу от 26.03.2009.

В связи с указанным обстоятельством Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на несоответствие оспариваемых решений Инспекции действующему законодательству о налогах и сборах.

Апелляционный суд заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего
потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.

Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо выполнение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет. Основанием возмещения
налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество в проверяемом периоде на основании контракта, заключенного с иностранной организацией, ввезло на территорию Российской Федерации товары различных наименований для последующей перепродажи.

Факты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплату НДС в составе таможенных платежей не оспаривается налоговым органом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Приобретенные Обществом товары приняты к учету в установленном порядке, что подтверждается книгой покупок за проверяемый период.

Ввезенные товары переданы Обществом комиссионерам - ООО “Торэкс“, ООО “Альянс“ на основании договоров комиссии от 01.12.2007 и 10.01.2008 соответственно. По условиям названных договоров комиссионер по поручению комитента за обусловленное комиссионное вознаграждение обязуется совершать сделки купли-продажи поступивших к нему от комитента на комиссию товаров от своего имени, но за счет комитента. Собственником товара, реализуемого комиссионером, является комитент.

В подтверждение реализации товаров через комиссионера заявитель представил товарные накладные о передаче товаров на реализацию комиссионеру, отчеты комиссионера, акты передачи товара по договорам комиссии, акты выполненных работ и оказанных услуг, счета за оказанные услуги по перевозке и хранению товара, счета-фактуры.

На основании отчетов комиссионера о продаже товаров, в налоговой декларации по НДС за спорный период, заявителем отражена реализация товаров, со стоимости переданных покупателям товаров обществом исчислен НДС с реализации.

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у Общества в связи с тем, что
не все импортированные товары, приобретенные в целях перепродажи, реализованы на внутреннем рынке в спорных налоговых периодах.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Обществом выполнены все условия, с которыми действующее законодательство связывает право налогоплательщика с возмещением НДС, является правомерным.

Операции, признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, определены статьей 146 НК РФ. К числу таких операций относится реализация товаров на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Из характера операции по реализации товара через комиссионера следует, что налог на добавленную стоимость начисляется комитентом не в момент передачи товаров комиссионеру, а в момент отгрузки товаров комиссионером покупателю, о чем комиссионер обязан известить комитента.

Данный вывод корреспондируется с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке налогового учета доходов в случае реализации товаров через комиссионера. Так, в статье 316 НК РФ предусмотрено, что в случае, если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате
реализации принадлежавшего ему имущества.

Таким образом, в силу указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации передача товаров от комитента комиссионеру не является реализацией товаров и операцией, признаваемой объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Моментом определения налоговой базы по НДС в данном случае является дата передачи (выбытия) товара от продавца в адрес покупателей.

На момент передачи товаров комиссионеру и их списания со счета 41 “Товары“ в дебет счета 45 “Товары отгруженные“ у ООО “Восток-Снаб“ не возникло обязанности отразить в налоговом учете реализацию товаров и исчислить к уплате в бюджет НДС с реализации. Моментом определения налоговой базы в данном случае в силу статьи 167 НК РФ является дата выбытия товаров в адрес покупателя (покупателей), в связи с чем, Общество правомерно отражало реализацию товаров на основании отчетов комиссионеров ООО “Торэкс“, ООО “Альянс“.

Доводы Инспекции о фактической реализации товара, получении Обществом необоснованной налоговой выгоды в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем, правомерно отклонены судом первой инстанции.

В сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

В силу изложенного право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и уменьшение полученного дохода на суммы произведенных расходов непосредственно связано с представлением организацией соответствующих подтверждающих документов.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 20.02.01 N 3-П и в Определениях от 25.07.01 N 138-О, от 08.04.04 N 168-О и N 169-О,
право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.

Комментируя Определение от 08.04.04 N 169-О, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от уплаты налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих налог к возмещению, необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестности.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В соответствии с частью 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. При этом должно быть доказано отсутствие намерения создать соответствующие сделке правовые последствия на момент совершения сделки, поскольку мнимая сделка является таковой независимо от формы ее заключения и фактического исполнения сторонами их обязательств. Налоговый орган не представил никаких доказательств мнимости совершенных заявителем сделок по приобретению и реализации импортированного товара.

Суд первой инстанции обоснованно не принял как не соответствующий нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации довод Инспекции о том, что непредставление Обществом доказательств хранения товаров на складе, отсутствие у него расходов на транспортировку и хранение товаров служит
доказательством, по мнению Инспекции, сокрытия заявителем фактов реализации ввезенных товаров в большем размере, чем это отражено в налоговых декларациях, и получения им необоснованной налоговой выгоды.

Апелляционная инстанция соглашается и с выводом суда о непредставлении налоговым органом доказательств, свидетельствующих о неисполнении поставщиками своих публично-правовых обязанностей перед бюджетом, равно как и не привел доказательств наличия каких-либо связей заявителя с поставщиком, свидетельствующих о создании схемы незаконного изъятия налога из бюджета или его участия в ней.

Кроме того, налоговым органом в ходе проверки не установлено местонахождение товара, а также лицо, которому он был реализован. Не представлено доказательств, подтверждающих реализацию товара непосредственно комиссионеру.

Размер уставного капитала Общества соответствует требованиям федерального законодательства и не свидетельствует о недобросовестности заявителя.

Как правильно указал суд первой инстанции, исполнение обязательств по оплате товара перед иностранным продавцом, а также российскими покупателями Обществу не является условием для возмещения НДС и находится вне сферы регулирования налогового законодательства, а потому не влияет на право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товара на территорию РФ.

Доводы Инспекции относительно недобросовестности не подтверждены в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не опровергают достоверность допустимых в силу пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ доказательств, представленных налогоплательщиком.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что доводы Инспекции относительно недобросовестности налогоплательщика несостоятельны и носят предположительный характер, правомерен.

Доказательств реализации товара в большем объеме, чем отражено заявителем в налоговой декларации за 2 квартал 2008 года, инспекцией также не представлено.

Поскольку материалами дела подтверждается представление заявителем в инспекцию заявления от 19.12.2008 о возврате налога в размере 12 665 849 рублей, а также отсутствие у Общества недоимки, в счет погашения которой следовало бы зачесть подлежащие возмещению суммы налога, требование заявителя об обязании инспекции возвратить на его расчетный счет заявленной к возмещению суммы НДС также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

В апелляционной жалобе Инспекция не приводит доводов, которые бы не были исследованы судом первой инстанции или опровергали выводы, изложенные в обжалуемом решении суда.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 августа 2009 года по делу N А56-32082/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи

ДМИТРИЕВА И.А.

ЗГУРСКАЯ М.Л.