Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по делу N А26-5834/2008 Представление декларантом документов и сведений, подтверждающих право на льготу по уплате таможенной пошлины при ввозе технологического оборудования в качестве неденежного вклада в уставный капитал акционерного общества, свидетельствует о неправомерности отказа таможенного органа в принятии таможенных деклараций, поданных с целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации указанного товара, мотивированного отсутствием доказательств обеспечения уплаты таможенных платежей.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2009 г. по делу N А26-5834/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12291/2009) Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.08.2009 по делу N А26-5834/2008 (судья Таратунин Р.Б.), принятое



по иску (заявлению) ОАО “Грань“

к Карельской таможне

о признании недействительными решений

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): предст. Шило Л.А. - доверенность N 101 от 30.09.2009

установил:

открытое акционерное общество “Грань“ (далее - ОАО “Грань“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании недействительным отказа Карельской таможни (далее - таможня, таможенный орган) в принятии грузовых таможенных деклараций, выраженного в письме от 31.07.2008 N 45-17/29 (дело А26-5834/2008) и в письме от 31.07.2008 N 45-17/30 (дело А26-5833/2008).

Решениями суда первой инстанции от 03.02.2009 по делу N А26-5833/2008 и от 04.02.2009 по делу N А26-5834/2008 в удовлетворении требований общества отказано.

Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2009 решения суда первой инстанции по делам N А26-5833/2008 и А26-5834/2008, отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.



Определением Арбитражного суда Республики Карелия дела N А26-5833/2008 и А26-5834/2008 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А26-5834/2008.

Решением суда от 06.08.2009 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконными как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации решения Карельской таможни, изложенные в письмах от 31.07.2008 N 45-17/29 и N 45-17/30.

В апелляционной жалобе Карельская таможня просит решение суда от 06.08.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, особый порядок декларирования не предусматривает возможность заявления декларантом льготы при подаче заявления на условный выпуск. Также в нарушение требований пунктов 23, 44 Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной приказом ГТК РФ от 23.04.2001 N 388, общество не представило необходимые документы для декларирования товара от его имени (платежные документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров). Податель жалобы считает, что особый порядок декларирования направлен на упрощение процедуры таможенного оформления узкой категории товаров, имеющих явно выраженный инвестиционный характер, и может применяться только при условии денежного обеспечения уплаты таможенных платежей любым из способов, предусмотренных статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации. Применение особого порядка декларирования носит разрешительный характер и сопряжено с соблюдением ряда условий и требований, и в случае их несоблюдения не может применяться и установленный особый порядок декларирования, которым в частности предусмотрена подача декларантом и регистрация таможенным органом заявления на условный выпуск.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство (по факсу) о рассмотрении дела в отсутствие представителей ОАО “Грань“.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество “Грань“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1051001849018. Единственным участником ОАО “Грань“ является ООО “Бизнес-Строй“.

12.02.2007 г. ООО “БизнесСтрой“ и чешская фирма “ALTA“ заключили контракт N OS4/PR/082 на приобретение технологического оборудования - дробильно-сортировочной установки (т. 1. л.д. 89 - 110).

Общим собранием акционеров общества (решением единственного акционера) утверждены изменения, вносимые в устав общества, согласно которым в период с 01 января по 31 декабря 2008 года уставный капитал ОАО “Грань“ предстоит наполнить неденежным вкладом в виде технологического оборудования - дробильно-сортировочной установки и частей к ней (т. 1, л.д. 30 - 32).

Письмом от 08.04.2008 N 25-29/13710 Федеральная таможенная служба разрешила ОАО “Грань“ классифицировать компоненты поэтапно поставляемого по контракту от 12.02.2007 N OS4/PR/082 оборудования дробильно-сортировочной установки по коду 8474 20 900 0 ТН ВЭД России, указав при этом, что его таможенное оформление должно производиться в зоне деятельности Костомукшской таможни (т. 1, л.д. 117).

С учетом позиции ФТС, приведенной в вышеуказанном письме, обществом получено разрешение таможни N 10227/220708/8/001 на применение особого порядка декларирования товара - компонентов оборудования дробильно-сортировочной установки, ввозимого на территорию Российской Федерации отдельными партиями, срок действия разрешения - до 31.12.2008.

С целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара ЗАО “РОСТЭК-Сортавала“ (таможенный брокер, договор с ОАО “Грань“ от 18.03.2008 N 0408/00-08-15) представило в таможню 28.07.2008 ГТД на бланке 34866609 (т. 5 л.д. 91) и 30.07.2008 - ГТД на бланках N 34866612, 34866613, 34866614, 34866615 (т. 1 л.д. 55, т. 2 л.д. 1, 94, т. 3 л.д. 33) о ввозе компонентов оборудования дробильно-сортировочной установки.

Письмами от 31.07.2008 N 45-17/29 и 45-17/30 Карельская таможня отказала в принятии поданных обществом ГТД на основании пункта 2 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации, указав на неисполнение пунктов 23 и 44 Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной приказом ГТК РФ от 23.04.2001 N 388 (далее - Инструкция).

Посчитав отказ таможни в принятии ГТД незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для отказа в принятии спорных ГТД, в связи с чем решением от 06.08.2009 удовлетворил требования заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Карельской таможни.

Согласно части 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 59 ТК РФ порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

В силу пункта 22 Инструкции таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны по письменному заявлению заинтересованного лица, с последующей подачей грузовой таможенной декларации с использованием комплектов бланка “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)“.

Согласно пункту 23 Инструкции особый порядок декларирования может применяться при соблюдении следующих условий:

а) условно выпускаемые компоненты машины не будут отчуждаться до выпуска всей машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или таможенным режимом свободной таможенной зоны;

б) в отношении условно выпускаемых компонентов машины (за исключением случаев условного выпуска компонентов машины, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны) до или одновременно с принятием каждого заявления на условный выпуск будет обеспечена уплата таможенных платежей любым из способов, предусмотренных статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации;

в) заинтересованное лицо должно по запросу таможенного органа представлять документы бухгалтерского и складского учета компонентов машины;

г) отсутствие у заинтересованного лица задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам.

В соответствии с пунктом 44 Инструкции одновременно с заявлением на условный выпуск предоставляются в структурное подразделение контролирующей таможни или таможенного поста платежные документы, подтверждающие внесение суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров.

Из материалов дела усматривается, что таможенный орган отказал обществу в таможенном оформлении ввезенного товара вследствие непредставления им в установленном порядке обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом размер обеспечения, подлежащего уплате, таможенным органом в письмах N 45-17/29 и 45-17/30 от 31.07.2007 не указан.

Исполняя указания кассационного суда, суд первой инстанции установил, что таможенный орган включил в расчет сумм обеспечения таможенных платежей налог на добавленную стоимость в сумме 6069181 руб. 30 коп. и сборы за таможенное оформление в сумме 86500 руб. (служебная записка от 20.07.2009 N 18-83/424, т. 6 л.д. 90 - 91).

В соответствии с частью 2 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно разделу 16 Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 27.11.2006 N 718, ставка ввозной пошлины товара классифицируемого по коду ТН ВЭД 8474 20 900 0, составляет 0%.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 НК РФ. В данный перечень включено технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций (подпункт 7 пункта 1 статьи 150 НК РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...подпункта 7 пункта 3...“ имеется в виду “...подпункта 7 пункта 13...“.

Как правомерно указал суд первой инстанции, ввоз оборудования, приобретенного обществом, не подлежит налогообложению, поскольку соответствует требованиям подпункта 7 пункта 3 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК от 07.02.2001 N 131, и входит в перечень технологического оборудования, составленного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности“.

Как следует из материалов дела, общество представило в таможню документы и сведения, подтверждающие, в том числе, право на льготу по уплате таможенной пошлины. Обществом представлены копия описи документов к ранее поданному заявлению от 25.07.2008 (т. 6 л.д. 73 - 74), из которой следует, что в распоряжении таможни, в числе прочих, имелись документы, подтверждающие, что ввозимое оборудование является вкладом в уставный капитал общества; выписка из реестра акционеров, устав и учредительный договор ООО “БизнесСтрой“, устав общества на 14.02.2005, изменения в устав об увеличении уставного капитала за счет ввозимого оборудования, зарегистрированные налоговым органом 22.02.2008, соглашения к внешнеэкономическому контракту и т.д.

По смыслу пункта 7 статьи 150 НК РФ факт ввоза технологического оборудования является необходимым и достаточным условием для освобождения от налогообложения.

Изменения, вносимые в учредительные документы общества в связи с увеличением уставного капитала, подлежат государственной регистрации и в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации. С момента государственной регистрации (22.02.2008) изменения в учредительных документах общества приобрели юридическую силу и для таможенного органа.

Тот факт, что, технологическое оборудование (дробильная установка) является имуществом, вносимым в оплату акций при увеличении уставного капитала, таможней не опровергнут. Следовательно, обществом выполнены условия, с которыми законодательство связывает право лица на применение соответствующей льготы.

Поскольку у общества отсутствует обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду наличия льготы по уплате таможенных платежей (в форме полного освобождения от их уплаты), то в части налога и пошлины отсутствует и предмет обеспечения.

Доказательств наличия у таможни оснований полагать, что в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров обязанность по уплате таможенной пошлины обществом не будет выполнена, таможенным органом, в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ не представлено.

В соответствии со статьей 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление, которые уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.

Как следует из материалов дела, общество в соответствии с Инструкцией в графе “47“ поданных в таможню бланков ГТД N 34866609, 34866612, 34866613, 34866614, 34866615 указало суммы обеспечения таможенных сборов (код 98) в безналичной форме платежа, и представило копию платежного поручения от 18.03.2008 N 929 об оплате авансового платежа на сумму 1000000 руб.

Таким образом, как правомерно установил суд первой инстанции, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии к оформлению представленных обществом бланков ГТД.

При вынесении решения судом оценены все представленные заявителем и таможенным органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 августа 2009 года по делу N А26-5834/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

СЕМЕНОВА А.Б.