Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 по делу N А26-2427/2009 В силу части 3 статьи 53 ФЗ “О защите конкуренции“ до установления порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества конкурсы на право заключения указанных договоров проводятся в порядке, установленном ФЗ “О концессионных соглашениях“. Следовательно, отношения, связанные с арендой, не являются предметом регулирования ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2009 г. по делу N А26-2427/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А.

судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания: Долониной С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9995/2009) Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада“



на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2009 по делу N А26-2427/2009 (судья Подкопаев А.В), принятое

по иску открытого акционерного общества “Прионежская сетевая компания“

Прокуратура Республики Карелия

к Администрации Лахденпохского городского поселения

3-е лицо: Открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада“

о признании незаконным конкурса на право заключения договора аренды имущества

при участии:

от Прокуратуры: Тропановой М.Е. (удостоверение N 038703 от 04.12.2008 г.)

от истца: Ятаева А.Р. (доверенность N 3ГД-ю/Д/36 от 08.09.2008 г., паспорт)

от ответчика: не явился (извещен)



от третьего лица: Семеновой Я.Б. (доверенность N 10КА 047125 (N 38) от 01.09.2009 г., паспорт)

установил:

ОАО “Прионежская сетевая компания“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Лахденпохского городского поселения (далее - Администрация) об оспаривании законности проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для осуществления деятельности по передаче и распределению электрической энергии, находящегося в муниципальной собственности Лахденпохского городского поселения.

К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада“.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2009 по делу N А26-2427/2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными результаты проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для осуществления деятельности по передаче и распределению электрической энергии, находящегося в муниципальной собственности Лахденпохского городского поселения (протоколы конкурсной комиссии от 13 марта 2009 года и от 17 марта 2009 года). В остальной части заявленных требований отказано.

На указанное решение ОАО “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада“ подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит принятый по делу судебный акт отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что он не согласен с выводом суда о том, что конкурс проведен с нарушениями ФЗ “О защите конкуренции“ и ФЗ “О концессионных соглашениях“, выразившимися в том, что в качестве критериев конкурса организатором конкурса установлены три критерия, не соответствующие требованиям ФЗ “О концессионных соглашениях“. Статья 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ содержит перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения. Ни один из них не может быть использован для правильного и обоснованного выбора арендатора для заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для энергоснабжения. Установление конкретных критериев при формировании конкурсной документации не относится к порядку проведения конкурса. По мнению подателя жалобы, Администрация при установлении критериев конкурса согласно статье 6 ГК РФ правомерно руководствовалась статьей 28 ФЗ N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Применение норм данного Закона продиктовано тем, что данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Целью заключения договора аренды в рассматриваемой ситуации является организация электроснабжения г. Лахденпохья, то есть обеспечение жизнедеятельности городского поселения.

Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласилась, в отзыве на апелляционную жалобу указала, что, поскольку результаты проведения конкурса признаны недействительными по отношению ко всем участникам конкурса, оснований для удовлетворения жалобы на допуск одного из участников к участию в конкурсе не имеется.

Истец с доводами апелляционной жалобы также не согласился, в отзыве на апелляционную жалобу указал, что судом правомерно применена ст. 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ в силу прямого указания закона, а именно, части 3 статьи 53 ФЗ “О защите конкуренции“ на проведение конкурса в порядке, предусмотренном ФЗ “О концессионных соглашениях“. Применение аналогии закона в данном случае невозможно, т.к. ФЗ “О защите конкуренции“ и ФЗ “О концессионных соглашениях“ прямо определены порядок и условия передачи муниципального имущества в аренду. Судом правомерно дана оценка применению критериев, установленных для проведения конкурса ст. 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ (абзац 3 лист 4 решения АС РК по делу N А26-2427/2009 от 18.05.2009 г.).

Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу указала, что часть 2 статьи 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ содержит исчерпывающий перечень критериев конкурса, которые могут устанавливаться организатором конкурса. В силу ч. 6 ст. 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ использование критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается. По результатам проверки было установлено, что три из четырех критериев не соответствуют требованиям ФЗ “О концессионных соглашениях“. Согласно статье 23 “О концессионных соглашениях“ конкурсная документация не должна содержать требований к участникам конкурса необоснованно ограничивающих доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающих кому-либо из участников конкурса преимущественные условия для участия в конкурсе. В силу ч. 4 ст. 17 ФЗ “О защите конкуренции“ нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.

Извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Администрация Лахденпохского городского поселения в судебное заседание не явилась, апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

При проверке законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в октябре 2008 года в местной газете Лахденпохского района Республики Карелия опубликовано сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для осуществления деятельности по передаче и распределению электрической энергии, находящегося в муниципальной собственности Лахденпохского городского поселения.

03 октября 2008 года главой Лахденпохского городского поселения принято постановление N 135 “О заключении договора аренды имущества предназначенного для осуществления деятельности по передаче и распределению электрической энергии, находящегося в муниципальной собственности Лахденпохского городского поселения“.

Согласно приложению N 1 к вышеуказанному постановлению, для определения лучших условий заключения договора аренды муниципального имущества, предложенных в конкурсных предложениях, применяются следующие критерии: 1) начальный (минимальный) размер арендной платы составляет 1417204 рубля в год. Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса при увеличении начального значения критерия - 0,2; 2) опыт эксплуатации объектов по передаче и распределению электрической энергии не менее 20000 условных единиц в год. Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса при увеличении начального значения конкурса - 0,5; 3) опыт деятельности в эксплуатации объектов по передаче и распределению электрической энергии не менее 3 лет. Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса при увеличении начального значения критерия - 0,25; 4) объем оказанных услуг по передаче и распределению электрической энергии в % отношении к общему объему выручки не менее 50%. Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса при увеличении начального значения критерия - 0,05.

В конкурсе приняли участие ОАО “МРСК Северо-Запада“ и ОАО “Прионежская сетевая компания“.

По результатам проведения конкурса победителем конкурса признано ОАО “МРСК Северо-Запада“.

На основании договора аренды N АР-ЭЛ/Л от 31 октября 2007 года ОАО “МРСК Северо-Запада“ осуществляет обслуживание объектов электросетевого хозяйства Лахденпохского муниципального района.

При объявлении конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для осуществления деятельности по передаче и распределению электрической энергии, находящегося в муниципальной собственности, необходимо руководствоваться Федеральным законом N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции“ заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона “О защите конкуренции“ нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.

Часть 2 статьи 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ содержит исчерпывающий перечень критериев конкурса, которые могут устанавливаться организатором конкурса. В силу ч. 6 ст. 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ использование критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что требование о признании незаконными результатов проведения конкурса обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.

Доводы подателя жалобы о том, что при проведении оспариваемого конкурса на право заключения договора аренды статья 24 ФЗ “О концессионных соглашениях“ не может быть применена для установления критериев, а также о том, что установление критериев при формировании конкурсной документации не относится к порядку проведения конкурса являются несостоятельными в силу прямого указания закона.

Частью 3 статьи 53 ФЗ “О защите конкуренции“ определено, что до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 указанного Закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона (в т.ч. договоров аренды муниципального имущества), конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“.

Доводы подателя жалобы о необходимости применения аналогии закона отклоняются апелляционной инстанцией.

Применение аналогии закона невозможно в силу того, что часть 3 статьи 53 ФЗ “О защите конкуренции“ прямо определяет, что до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 данного Закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного Закона (в т.ч. договоров аренды муниципального имущества), конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“.

Исходя из анализа представленных материалов дела, явствует, что три из четырех критериев конкурса не соответствуют требованиям ч. 2, 6 статьи 24 ФЗ от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“.

В силу статьи 23 указанного Закона конкурсная документация не должна содержать требований к участникам конкурса, необоснованно ограничивающих доступ какого-либо из участников к участию в нем и создающих кому-либо из участников конкурса преимущественные условия.

Из разъяснений по вопросу применения ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ к отношениям, связанным с арендой имущества, изложенных в письме Министерства экономического развития и торговли РФ N 14902-АП/Д04 от 02 октября 2007 г. “О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ применительно к отношениям, связанным с арендой имущества“ явствует, что отношения, связанные с арендой, не являются предметом регулирования ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2009 г. по делу N А26-2427/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

МЕЛЬНИКОВА Н.А.

Судьи

ПОЛУБЕХИНА Н.С.

ТИМУХИНА И.А.