Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу N А21-5583/2009 Реализация электрической энергии, качество которой не соответствует требованиям государственных стандартов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. Истечение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является основанием прекращения производства по делу.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2009 г. по делу N А21-5583/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Г.В.Борисовой

судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга

при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10192/2009) ОАО “Янтарьэнерго“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2009 по делу N А21-5583/2009 (судья Залужная Ю.Д.)

по заявлению Отдела государственного контроля и надзора Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

к ОАО “Янтарьэнерго“

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях

при участии:

от
заявителя: не явились - извещены (уведомление N 88558)

от ответчика: Козловой В.П. - доверенность от 12.01.2009

установил:

отдел государственного контроля и надзора Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении ОАО “Янтарьэнерго“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации электрической энергии.

Свои доводы о привлечении ОАО “Янтарьэнерго“ к административной ответственности административный орган обосновывает тем, что Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ определено, что стандарт является документом, устанавливающим правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации. В силу п. 1 ст. 46 названного Федерального закона требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат обязательному исполнению. Неисполнение требований государственных стандартов, касающихся безопасности продукции, образует состав административного правонарушения.

Решением суда первой инстанции заявление Отдела государственного контроля и надзора Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии удовлетворено. Суд первой инстанции установив действиях общества состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлек ОАО “Янтарьэнерго“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с решением суда, ОАО “Янтарьэнерго“ направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что выявленные несоответствия в показателях качества электрической энергии ГОСТ 13109-97 не могут
расцениваться как нарушение норм, указанных в Федеральном законе “О техническом регулировании“. Жалоб от потребителей в отчетном периоде не поступало. Суд не сделал вывод о том, каким образом выявленные отклонения качества затрагивают отношения по защите жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, муниципального и государственного имущества. Кроме того, представитель указал, что Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, тогда как суд своим решением привлек общество по ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом, в материалах административного дела не зафиксированы факты строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без соответствующего разрешения, следовательно, привлечение общества по ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконно

Представители административного органа в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Отделом государственного контроля и надзора Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в период с 15.05.2009 по 04.06.2009 по жалобам жителей пос. Заозерье проведена проверка ОАО “Янтарьэнерго“ по соблюдению требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.

В ходе проверки установлено, что качество электрической энергии на выбранных пунктах контроля качества (ТП-262-6 ПС О-24 “Гурьевск“, шины РУ-0,4 кВ и ЩВУ-0,4КВ), где проводилась указанная проверка, не соответствовало требованиям ГОСТа 13109-97:

- по установившемуся отклонению
напряжения (п. 5.2);

- по коэффициенту n-ой гармоничной составляющей напряжения (п. 5.4.2);

- по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (п. 5.5.2);

- по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности (п. 5.5.1);

По результатам проверки в отношении общества составлен акт от 04.06.2008 N 63/8 и протокол об административном правонарушении 11.06.2009 N 17, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материалы проверки в силу ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были переданы административным органом в арбитражный суд для привлечения ОАО “Янтарьэнерго“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации электрической энергии.

Суд первой инстанции, в полном объеме оценив представленные материалы проверки, обоснованно указал, что в действиях ОАО “Янтарьэнерго“ имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора установлена ответственность юридических лиц в виде административного штрафа.

Определение стандарта, как документа, устанавливающего правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации, предусмотрено Федеральным законом “О техническом регулировании“, приоритетной задачей которого в области технического регулирования является защита жизни и здоровья граждан.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона “О техническом регулировании“ требования
к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены ГОСТом 13109-97 “Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения“.

Из материалов дела следует, что реализуемая обществом электрическая энергия во всех проверенных точках не соответствовала ГОСТу 13109-97. Указанный факт подтвержден протоколами испытаний от 19.05.2009 N 74/к-09, 75/К-09, которые проведены и составлены ООО “Корвет“, имеющим аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21АЭ54, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии от 07.08.2008 со сроком действия до 07.08.2011.

Поскольку исполнение требований государственных стандартов, касающихся безопасности продукции, является обязательным и за неисполнение которых установлена административная ответственность, то суд первой инстанции, установив совершенное обществом правонарушение, с учетом ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обоснованно указал на наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Между тем, в оглашенной 06.07.2009 судом резолютивной части решения (л.д. 78) и резолютивной части изготовленного 09.07.2009 полного текста решения (л.д. 80 оборот), судом указано на привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объективной стороной которого является отсутствие разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Указанные обстоятельства в рамках данного административного дела не исследовались.

Допущенную ошибку суда, апелляционный суд не находит возможным исправить, поскольку
срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов по статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 2 месяца со дня его совершения. На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба ОАО “Янтарьэнерго“ удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2009 по делу N А21-5583/2009 отменить.

В удовлетворении заявленных требований Отдела государственного контроля и надзора Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении ОАО “Янтарьэнерго“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БОРИСОВА Г.В.

Судьи

ФОКИНА Е.А.

ШУЛЬГА Л.А.