Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А21-3258/2009 Юридическое лицо, не занимающееся размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона “Об отходах производства и потребления“, не обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку уполномоченным органом не доказано осуществление данным лицом деятельности, оказывающей подобное воздействие.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2009 г. по делу N А21-3258/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9964/2009) МУП МО “Светловский городской округ “Управляющая компания“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2009 по делу N А21-3258/2009 (судья Приходько Е.Ю.), принятое

по заявлению Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

к МУП МО “Светловский городской округ “Управляющая компания“

о взыскании 29 677 819,23 руб.

при участии:

от заявителя: Анкушева
М.И., дов. от 06.07.2009 N 59/Дв

от ответчика: Маклыгина А.О., дов. от 01.07.2009

установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (после реорганизации - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - далее Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования “Светловский округ “Управляющая компания“ (далее - Предприятие) платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2006 года, 1 - 4 кварталы 2007 года и 1 - 3 кварталы 2008 года в общей сумме 29677819,23 руб.

Решением от 10 июня 2009 года суд удовлетворил заявленное требование.

Суд пришел к выводу, что Предприятие является лицом, размещающим твердые бытовые отходы, а требование Управления обосновано по праву и размеру.

Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования “Светловский округ “Управляющая компания“ заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 июня 2009 года и отказать истцу в удовлетворении иска.

По мнению предприятия, суд неправомерно возложил на него обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 1 - 3 кварталы 2006 г., поскольку Предприятие создано в порядке реорганизации МУП “Жилищное хозяйство“ путем выделения МУП МО “Светловский округ “Управляющая компания“ и МО “СГО“ “Светловское благоустройство“, которое также является правопреемником МУП “Жилищное хозяйство“.

Предприятие считает, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный Управлением, не соответствует фактическому воздействию Предприятием на окружающую среду и Управление не доказало, что Предприятие осуществляло деятельность по хранению и захоронению отходов в указанный выше период.

Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление
возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 26 ноября 2008 года Управление направило в адрес Предприятия требование об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 29677819,23 руб. за период с 1 квартала 2006 года по 3 квартал 2008 года включительно в пятидневный срок с момента получения требования.

В установленный срок Предприятие не исполнило требование, что и явилось основанием обращения Управления в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования “Светловский округ “Управляющая компания“ подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон - N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Из изложенного следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного
воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как следует из материалов дела, Управление произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, собранных на обслуживаемой Предприятием территории.

Вывод суда о том, что Предприятие, как эксплуатирующая организация, является лицом, размещающим твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, является
ошибочным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается деятельность по их хранению и захоронению.

Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 14561/08 и поддержана в Определении N ВАС-5602/09 от 01 июля 2009 года.

Как следует из Устава Предприятия, предметом его деятельности является: обеспечение благоприятных условий проживания граждан; обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решение вопросов пользования общим имуществом; предоставление коммунальных услуг проживающим гражданам.

В материалы дела представлен договор от 01 января 2005 г., заключенный правопредшественником Предприятия (УМП “Жилищное
хозяйство“) с ООО “Биоэкос“ на прием, размещение и захоронение ТБО, согласно которому последний осуществляет прием, размещение и захоронение твердых бытовых отходов, принятых от населения.

22 ноября 2006 года Предприятием (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с МУП МО “Светловский городской округ“ “Светловское благоустройство“ (Исполнитель), по условиям которого Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов от населения города Светлого и их захоронению.

Из названных договоров видно, что Предприятие не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, доказательств обратного Управление не представило. Кроме того в справке от 15.09.2009 Глава МО “Светловский городской округ“ указал, что площадки для мусорных контейнеров и мусорные контейнеры в хозяйственное ведение Предприятия не передавались.

Поскольку Управлением не доказано осуществление Предприятием видов деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, не доказано и наличие обязанности Предприятия вносить плату за это воздействие.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Ходатайство Предприятия о привлечении к участию в деле в качестве ответчика МУП МО “СГО“ “Светловское благоустройство“, изложенное в апелляционной жалобе, признано судом, не подлежащим удовлетворению в силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Уплаченная Предприятием государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 июня 2009 года по делу N А21-3258/2009 отменить.

Отказать Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в удовлетворении заявления
о взыскании с Муниципального унитарного предприятия МО “Светловский городской округ“ “Управляющая компания“ платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г., 2007 г., 1 - 3 кварталы 2008 г.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

ФОКИНА Е.А.