Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А56-18662/2009 В случае непредставления таможенным органом доказательств того, что по результатам осмотра склада временного хранения товаров, принадлежащего заявителю, имелись законные основания для отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, решение таможенного органа об отзыве данного свидетельства подлежит признанию незаконным.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2009 г. по делу N А56-18662/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8984/2009) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2009 по делу N А56-18662/2009 (судья Хохлов Д.В.), принятое

по иску (заявлению) ООО “Северные Ворота“

к Санкт-Петербургской таможне

о признании незаконным решения

при участии:

от истца (заявителя): предст. Исхаков М.Ю. - доверенность N 72 от 11.05.2009

от ответчика (должника): предст. Осиюк С.В. - доверенность
N 06-21/8825 от 12.05.2009; предст. Павлова А.С. - доверенность N 06-21/21208 от 29.12.2009

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Северные Ворота“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 27.03.2009 об отзыве свидетельства от 19.12.2008 N 10210/100044 о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

Решением суда от 05 июня 2009 года заявление общества удовлетворено.

В апелляционной жалобе Санкт-Петербургская таможня просит решение от 05.06.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, решение суда вынесено с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В своей жалобе таможня указывает, что нахождение металлического контейнера, маркированного как “место для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения“ в момент проверки на прилегающей к территории СВХ территории (ПЗТК), а не на самой территории СВХ, является нарушением подпункта “ж“ пункта 2 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных Приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497. Таможенный орган также указывает, что обществом не соблюдено обязательное требование по оборудованию склада техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, тип которых утвержден приложением к Приказу ГТК России от 29.10.2003 N 1220, так как в момент проверки на выезде с прилегающей территории была установлена система радиационного контроля без камеры наблюдения, серийный номер которой не соответствует серийному номеру системы, которая введена в эксплуатацию актом от 18.12.2008. Акт ввода в эксплуатацию на АКДМР, имеющий в составе систему радиационного контроля
типа “Янтарь-2СН“ 242-09, отсутствовал.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, в письменном отзыве помимо ранее изложенных доводов указал также на неправомерность проведения таможенным органом проверки на основании статьи 375 ТК РФ, так как согласно названной норме, осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а не в целях проведения проверки соблюдения Обязательных требований владельцем СВХ и наличия на СВХ оборудования.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, приказом Санкт-Петербургской таможни от 19.12.2008 N 916 ООО “Северные ворота“ включено в Реестр владельцев складов временного хранения с выдачей свидетельства N 10210/100044 от 19.12.2008 сроком действия с 19.12.2008 по 19.12.2013 (том 1, л.д. 17).

На основании предписания начальника Выборгского таможенного поста от 24.03.2009 N 10210140/240309/0000001 (том 3, л.д. 77) таможней проведен осмотр открытой площадки, принадлежащего заявителю склада временного хранения и прилегающей к складу территории. В ходе осмотра выявлено отсутствие на открытой площадке склада металлического контейнера, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения. Также установлено, что на выезде с прилегающей к складу территории расположена система первичного радиационного контроля типа “Янтарь 2СН“ (серийный номер 242-09), не оснащенная камерой видеонаблюдения, и в отношении которой отсутствует акт ввода в эксплуатацию. Такой акт имеется в отношении системы типа “Янтарь 2СН“ с серийным номером 9006-04.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 24.03.2009 (том 1, л.д. 22 - 27). Результаты осмотра послужили основанием для принятия таможенным органом решения
от 27.03.2009 об отзыве свидетельства от 19.12.2008 N 10210/100044 о включении в Реестр владельцев складов временного хранения применительно к подпункту 1 статьи 113, подпункту 1 пункта 1 статьи 109, пункту 3 статьи 21 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Не согласившись с законностью вынесенного таможенным органом решения, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не установил правовых оснований для отзыва выданного обществу свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения. Суд пришел к выводу об ошибочности позиции таможни, как основанной на неправильном применении и толковании норм материального права.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Санкт-Петербургской таможни ввиду следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено настоящей главой. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 настоящего Кодекса. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

В силу статьи 107 ТК РФ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и
транспортных магистралей (пункт 1). К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток (пункт 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 указанной статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля (пункт 3 статьи 107 ТК).

Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения (далее - Обязательные требования) утверждены Приказом Федеральной таможенной службы от 06.12.2007 N 1497.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21, подпунктом 1 статьи 113 ТК РФ свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть отозвано таможенным органом в случае несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 названного Кодекса.

Одним из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения является владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (подпункт 1 пункта 1 статьи 109 ТК РФ).

Перечень обязательных требований к обустройству склада временного хранения содержится в пункте 2 Обязательных требований. Одним из установленных требований к СВХ является обязательное выделение на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного
помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения (подпункт “ж“).

Как следует из материалов дела и не оспаривается таможенным органом, в качестве такого помещения обществом используется металлический контейнер. Однако на момент проверки указанный контейнер находился не на территории СВХ, а на прилегающей к складу территории. Согласно протоколу опроса заместителя коммерческого директора общества Сотникова В.В. от 20.04.2009 в рамках дела об административном правонарушении N 10210000-863/2009, контейнер был перемещен временно с открытой площадки склада на территорию, прилегающую к нему - зону постоянного таможенного контроля (ПЗТК), в целях проведения снегоуборочных работ.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что временное изменение места нахождения контейнера не свидетельствует о том, что склад временного хранения перестал отвечать установленным в подпункте “ж“ пункта 2 Обязательным требованиям. Поскольку на момент проверки контейнер, предназначенный для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, у общества имелся, и находился на территории, прилегающей к складу временного хранения, которая в силу положений статьи 107 ТК РФ также является зоной таможенного контроля, апелляционный суд считает, что правовых и безусловных оснований для исключения общества из реестра владельцев СВХ у таможенного органа не имелось.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 3 Обязательных требований склад временного хранения должен быть обеспечен техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, количество которых таможня устанавливает самостоятельно или по согласованию с вышестоящим таможенным органом (ФТС России - для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, региональными таможенными управлениями - для остальных таможен) при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов,
действующих в Российской Федерации; тип технических средств для проведения радиационного контроля определяет ФТС России.

В ходе осмотра территории СВХ выявлено, что принадлежащий заявителю склад временного хранения оборудован системой первичного радиационного контроля типа “Янтарь 2СН“, применение которой одобрено Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 388 ТК РФ (Приказ от 29.10.2003 N 1220). Указание в акте ввода системы в эксплуатацию от 18.12.2008 технического средства с иным серийным номером обусловлено заменой системы на новую, что не противоречит Обязательным требованиям. О необходимости замены в связи с зафиксированными сбоями в системе “Янтарь 2-СН“ таможенный орган был уведомлен письмом от 18.03.2009 N 53 (вх. N 3593 от 19.03.2009), в котором общество просило разрешения на замену старой системы на новую и ввод нового оборудования в эксплуатацию в присутствии представителя службы ТК ДРМ (том 3, л.д. 85).

Новая система введена в эксплуатацию актом от 30.03.2009 в присутствии представителя таможни. Суд первой инстанции также обоснованно указал, что оснащение системы первичного радиационного контроля камерой видеонаблюдения не отнесено к обязательным требованиям, предъявляемым к складам временного хранения.

Актом проверки склада временного хранения от 31.03.2009 установлено соответствие СВХ открытого типа ООО “Северные ворота“ требованиям главы 12 ТК РФ Приказу ФТС России от 06.12.2007 N 1497 (том 3, л.д. 87 - 92).

В силу статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В рассматриваемом случае Таможня не доказала, что по результатам осмотра 24.03.2009 склада
СВХ, принадлежащего обществу, имелись законные основания для отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

Вместе с тем, суд отклоняет доводы общества о неправомерности проведения таможенным органом проверки на основании статьи 375 ТК РФ. Как видно из материалов дела, проверка была проведена таможенным органом в связи с изменением сведений, указанных владельцем склада СВХ в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 ТК РФ и в порядке, предусмотренном абзацем 2 статьи 21 Кодекса, в связи с заявлением общества о замене системы “Янтарь“.

Неправомерная ссылка в предписании на статью 375 ТК РФ, регулирующую порядок и основания осмотра помещений и территорий, в том числе складов СВХ, в целях подтверждения наличия на них товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе ввезенных с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом РФ, не свидетельствует о незаконности действий таможенного органа, а также выданного им предписания на проведение осмотра склада временного хранения.

Апелляционная инстанция, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, соответствие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 июня 2009 года по делу N А56-18662/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления
постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

СЕМЕНОВА А.Б.