Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 N 07АП-9362/09 по делу N А45-10947/2009 По делу о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора земельного участка, и обязании утвердить акт выбора земельного участка для строительства.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2009 г. N 07АП-9362/09

Резолютивная часть объявлена 09.12.2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16.12.2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей: Ждановой Л.И., Солодилова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.,

при участии представителей:

от заявителя Общества с ограниченной ответственностью “Транс-Сервис“: Балашовой Н.В. по доверенности от 06.05.2009 г.,

от заинтересованного лица Администрации Новосибирского района Новосибирской области: Иванушкиной И.Г. по доверенности от 17.03.2009 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009 г. по делу А45-10947/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Транс-Сервис“ к Администрации Новосибирского района Новосибирской области
о признании незаконным отказа в подписании акта выбора земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Транс-Сервис“ (далее - Общество, ООО “Транс-Сервис“) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий заинтересованного лица выразившихся в отказе согласовать акт выбора земельного участка (письмо от 23.04.2009 N 2813/01-12) и обязании утвердить “Акт выбора земельного участка под строительство причала для разгрузки стройматериалов и отстоя флота занятого на строительстве автомобильного моста через р. Обь в районе п. Красный Яр ООО “Транс-Сервис“ на территории муниципального образования Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области“ от 07.12.2006 года.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009 г. заявленные требования Общества удовлетворены, признаны незаконными действия Администрации выразившиеся в отказе согласовать акт выбора земельного участка, письмо от 23.04.2009 N 2813/01-12, как несоответствующие нормам Земельного кодекса Российской Федерации. Также суд обязал Администрацию утвердить “Акт выбора земельного участка под строительство причала для разгрузки стройматериалов и отстоя флота занятого на строительстве автомобильного моста через р. Обь в районе п. Красный Яр ООО “Транс-Сервис“ на территории муниципального образования Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области“ от 07.12.2006 г.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что отсутствует схема расположения земельного участка, следовательно, не может быть согласован акт выбора земельного участка.

Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.

ООО “Транс-Сервис“ в отзыве на апелляционную жалобу возражает против
ее доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.

Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.

В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела, 21.11.2006 г. Общество обратилось к заинтересованному лицу с письмом от 20.11.2006 г. N 019 о предоставлении земельного участка, одновременно было представлено согласование Обского государственного бассейнового Управления водных путей и судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.2006 г. N 3-с-19.

Обращение заявителя было рассмотрено комиссией, образованной распоряжением главы Новосибирского района от 07.07.2006 г. N 169-р, комиссия решила принять вариант выбора земельного участка.

07.12.2006 г. оформлен акт выбора земельного участка, к акту выбора прилагается выкопировка планового материала на земельный участок М 1:10000.

23.03.2009 г. заявитель обратился к Администрации для утверждения акта выбора земельного участка, заинтересованное лицо, в соответствии с письмом от 23.04.2009 г. N 2813/01-12, отказало в согласовании акта выбора земельного участка.

Полагая указанный отказ незаконным, ООО “Транс-Сервис“ обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют нормам статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва
на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьями 10, 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности; к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в п. 5 ст. 30 названного Кодекса и включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин
или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Как следует из материалов дела, земельный участок необходим ООО “Транс-Сервис“ для обеспечения его производственной деятельности строительство причала для разгрузки стройматериалов и отстоя флота занятого на строительстве автомобильного моста через реку Обь в районе п. Красный Яр.

Судом первой инстанции было установлено, что Общество обращалось к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка.

07.12.2006 года ООО “Транс-Сервис“ получил акт выбора
земельного участка, который подписали уполномоченные органы и выдали соответствующие заключения.

Обществом была представлена информация из Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) за N 29 от 29.01.2008 г., из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области о том, что данный земельный участок находится на землях постоянного (бессрочного) пользования ЗАО “Новосибирское“, которое ликвидировано в связи с банкротством, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый квартал 54:19:09 35 01.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что к акту выбора земельного участка прилагается выкопировка планового материала на земельный участок М 1:10000.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Вместе с тем, до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых
картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 года N 66-ФЗ.

Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ до 01.11.2008 года, признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (Федеральный закон от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что заинтересованное лицо предоставило Обществу акт выбора земельного участка, характеристику земельного участка и принял единственный вариант выбора.

К акту выбора прилагалась выкопировка планового материала на земельный участок (листы дела 30 - 32).

Оформление акта выбора земельного участка и утверждение проекта границ земельного участка, а в необходимых случаях и его изготовление на основании планового материала, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления является согласно приведенным ранее нормам права функцией органа местного самоуправления, которые обязаны соблюдать процедуру предоставления земельных участков обратившемуся лицу. В состав такой процедуры включается и в случае необходимости согласование проектов границ (в рассматриваемом деле) со специальными органами в целях соблюдения в том числе и водного законодательства.

Возложение данной обязанности на заявителей недопустимо.

Следующим шагом в данной процедуре, в соответствии действующим законодательством, является утверждение акта выбора земельного участка и выдача постановления о предварительном согласовании места размещения объекта для дальнейшей постановки
на кадастровый учет.

Проанализировав вышеизложенное, апелляционный суд находит обоснованным вывод суд первой инстанции, что оспариваемые действия не соответствуют нормам статей 29, 31 ЗК РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.

На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2009 г. по делу А45-10947/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Транс-Сервис“ к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным отказа в подписании акта выбора земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.

Судьи:

ЖДАНОВА Л.И.

СОЛОДИЛОВ А.В.