Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу N А26-6787/2008 Действующим законодательством в настоящее время не предусмотрено включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Убытки, возникшие у уполномоченного органа - Пенсионного фонда РФ вследствие излишней выплаты застрахованному лицу (работнику) пенсионного обеспечения, подлежат взысканию со страхователя (работодателя).

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2009 г. по делу N А26-6787/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кириченко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4321/2009) (заявление) Государственного учреждения Республики Карелия “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.09 по делу N А26-6787/2008 (судья Денисова И.Б.), принятое

по иску (заявлению) Государственного учреждения Республики Карелия “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации в Муезерском районе Республики Карелия

о взыскании 26 860 руб. 06 коп.

при участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственному учреждению Республики Карелия “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ (далее Учреждение) о взыскании 26 860 руб. 06 коп., убытков, возникших вследствие излишней выплаты Даниеву В.Г. пенсионного обеспечения.

Решением суда от 10.03.09 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Учреждение просит обязать Управление фонда произвести перерасчет ранее выплаченной излишней пенсии гр. Даниеву В.Г. Податель жалобы ссылается на то, что он не согласен с решением суда, поскольку направление Управлению фонда недостоверных сведений не связано с умыслом учреждения, а скорее с запутанностью формулировок в действующих нормативно-правовых актах. Также Учреждение ссылается на Указ Главы РК “О Государственном комитете Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий“ N 187 от 31.110.03 и Указ Главы РК N 167 “О Государственном комитете Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий“.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с 22 января 2008 года по заявлению Ф.И.О. 19.09.1954 года рождения ему в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях
в Российской Федерации“ (далее Закон N 173-ФЗ) была назначена пенсия.

В соответствии с положением пункта 3 статьи 18 Закона N 173-ФЗ Отделением ПФР по РК был сделан запрос в Государственный Комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (исх. 313-09/4485 от 28.05.08), на который был получен ответ от 05.06.08 N 619/1.23 о том, что 27.01.04 подразделения противопожарной службы в городах и районах РК присоединены к Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны и вошли в структуру Государственного комитета.

Таким образом, установив, что в справке, уточняющей характер работы или условий труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости N 32 от 14 декабря 2008 года выданной ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ в льготный стаж необоснованно был включен период работы Даниева В.Г. с 27 января 2004 года по 21 января 2008 года в должности начальника караула Ледмозерской пожарной части N 34 ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“, Управление фонда посчитало, что в результате предоставления недостоверных сведений, пенсионеру Даниеву В.Г. была назначена пенсия ранее возникновения права, в связи чем образовалась переплата за период с 22.01.08 по 30.06.08 в сумме 26 860 руб. 06 коп.

Поскольку в добровольном порядке Учреждение не произвело возмещение переплаты вышеназванной пенсии, указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Управления фонда в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Закона N 173-ФЗ установлено, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50
лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Список должностей работников Государственной противопожарной службы, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437.

Пунктом 2 указанного Постановления установлено включение в стаж с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Закона N 173-ФЗ.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона “О пожарной безопасности“ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входит федеральная служба, структурно входящая в МЧС России, и службы субъектов РФ, соответственно, не входящая в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

30 апреля 1997 года постановлением Председателя Правительства Республики Карелия N 234 образован Государственный комитет РК по делам ГО и ЧС.

27.01.04 подразделения противопожарной службы в городах и поселках Республики Карелия присоединены к Государственному комитету РК по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании приказа Председателя Государственного комитета от 27.01.2004 N 22 и вошли в структуру Государственного комитета, т.е. пожарная служба вошла в состав субъекта РФ.

С учетом
изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что действующим законодательством в настоящее время включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой по старости, не предусмотрено.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет на должностях только Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответчиком были предоставлены Управлению фонда недостоверные сведения, содержащиеся в справке ГУ РК “Отряд противопожарной службы по Муезерскому району“ от 14.12.08 N 32, а также организация предоставила и недостоверные индивидуальные сведения на Даниева В.Г. за период с 27.01.04 по 21.01.08.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 13 Закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периода работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу статьи 25 Закона N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за недостоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (пункт 1). В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему
выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ).

Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют признаки совместного причинения вреда, в связи с чем исковое требование Управления фонда о взыскании с ответчика убытков в размере излишне выплаченной Даниеву В.Г. пенсии в размере 26 860,06 руб. правомерно удовлетворено.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы судом отклонены.

Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.09 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.09 по делу N А26-6787/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ДМИТРИЕВА И.А.

ЗГУРСКАЯ М.Л.