Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу N А56-19073/2008 Указанный в пункте 2.3.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг шестимесячный срок утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг с момента принятия эмитентом решения об их размещении не предусмотрен Федеральным законом “О рынке ценных бумаг“ и не может рассматриваться как пресекательный срок, несоблюдение которого исключает размещение эмитентом ценных бумаг.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2009 г. по делу N А56-19073/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Аносовой Н.В.

судей Горшелева В.В., Шестаковой М.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грисюк Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7145/2009) Регионального отделения ФСФР России в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 по делу N А56-19073/2008 (судья Сергеенко А.Н.), принятое

по заявлению ОАО “Всеволожская сельхозтехника“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

о признании незаконным отказа в государственной
регистрации выпуска ценных бумаг

при участии:

от заявителя: генерального директора Матвейчука В.М. (протокол от 19.11.06 N 10);

от заинтересованного лица: Дмитриева С.И., Панюшкиной С.А.

установил:

открытое акционерное общество “Всеволожская сельхозтехника“ (далее по тексту - ОАО “Всеволожская сельхозтехника“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СЗФО, регистрирующий орган) в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО “Всеволожская сельхозтехника“, содержащегося в уведомлении от 24.04.2008 N 1100 и об обязании РО ФСФР России в СЗФО зарегистрировать решение о выпуске ценных бумаг от 26.07.2007.

Решением от 12.05.2009 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО “Всеволожская сельхозтехника“ и обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом “О рынке ценных бумаг“.

Регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, отказать в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы изложены доводы, указанные в уведомлении об отказе в регистрации от 24.04.2008 N 1100.

В судебном заседании представители регистрирующего органа поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы.

Представитель заявителя возразил против удовлетворения жалобы, просил оставить решение без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.03.2008 заявитель обратился в РО ФСФР России в СЗФО с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль в количестве 35000 штук по закрытой подписке, решение о котором утверждено советом директоров 11.03.2008 (протокол N 17), представив документы в соответствии с
указанным в заявлении перечнем.

По результатам рассмотрения поданного заявления ОАО “Всеволожская сельхозтехника“ о регистрации и представленных документов в РО ФСФР России в СЗФО отказало в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО “Всеволожская сельхозтехника“, направив в его адрес уведомление от 24.04.2008 N 1100.

Согласно заключению РО ФСФР России в СЗФО об отказе в государственной регистрации (приложение N 1 к уведомлению от 24.04.2008) указаны следующие основания для отказа в регистрации:

1) нарушено требование пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее - Закон N 208-ФЗ), а именно, годовым общим собранием акционеров (Протокол N 2 от 26 июня 2007) принято решение о размещении дополнительных акций посредством закрытой подписки только среди акционеров акционерного общества пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Количество размещаемых акций (предусмотренных решением о размещении) - 35000 штук, количество ранее размещенных акций - 5924. При данных условиях размещения акционеры не имеют возможность приобрести целое число размещаемых ценных бумаг пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа) без образования дробных акций. Норма упомянутой статьи Закона N 208-ФЗ устанавливает образование части акций (дробных акций) только в случаях, когда приобретение целого числа акций невозможно, а именно: при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, при консолидации акций;

2) нарушено требование пункта 2.3.3. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 25 января 2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), так как решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено позднее шести месяцев с момента принятия
решения об их размещении;

3) нарушено требование пункта 3.1.2. Стандартов: Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено не на основании решения о размещении ценных бумаг (Протокол N 2 от 26 июня 2007), а именно, порядок и условия размещения ценных бумаг, указанные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, не соответствуют порядку и условиям, указанным в решении о размещении, так как в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг отсутствует указание на то, что в случае отказа кого-либо из акционеров общества от приобретения причитающихся ему акций выпуска, оставшиеся акции выпуска могут быть приобретены другими акционерами участниками подписки;

4) нарушено требование пункта 6.3.1 Стандартов, так как в регистрирующий орган не представлены документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о принятии решения о размещении ценных бумаг и утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, в случае, если эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и размещение ценных бумаг путем закрытой подписки осуществляется без регистрации проспекта ценных бумаг;

5) нарушено требование пункта 2.4.2. Стандартов, так как Анкета эмитента составлена не по форме согласно Приложению 2 (1) к Стандартам, а именно, не указана дата, на которую заполняются сведения в анкете эмитента;

6) представленные документы содержат недостоверные сведения, а именно, наименование эмитента, указанное, в том числе, в Заявлении на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг, на титульном листе Решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, в Анкете эмитента, в бухгалтерской отчетности
эмитента, не соответствует как полным, так и сокращенным наименованиям эмитента, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 статьи 2 Устава: открытое акционерное общество “ВСЕВОЛОЖСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА“, ОАО “ВСЕВОЛОЖСКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА“;

7) нарушено требование пункта 6.2.8. Стандартов, так как решение о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг не содержит:

дату, на которую составляется список акционеров, имеющих право приобретения размещаемых ценных бумаг, или порядок определения такой даты в соответствии с решением о размещении ценных бумаг;

порядок уведомления акционеров о возможности приобретения ими размещаемых ценных бумаг. При этом акционеры должны быть уведомлены о возможности приобретения ими целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом “Об акционерных обществах“ и настоящими Стандартами для уведомления акционеров о возможности осуществления ими преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг;

срок или порядок определения срока, в течение которого акционерам предоставляется возможность приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа);

8) представленные документы содержат недостоверные сведения относительно формы ценных бумаг, а именно, в пункте 2. Решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг указана форма ценных бумаг - документарная, в то время как, согласно статье 16. Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме;

9) нарушено требование пункта 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение N 06-117/пз-н), так как Обществом не обеспечен необременительный доступ к информации, подлежащей раскрытию на странице в сети Интернет;

10) нарушено требование пункта 1.9 Положения
N 06-117/пз-н, так как Обществом не опубликованы на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов по раскрытию информации и размер (порядок определения размера) таких расходов;

11) нарушено требование пункта 5.7 Положения N 06-117/пз-н, так как Обществом не опубликован на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, текст ежеквартального отчета по итогам IV квартала 2007 года;

12) нарушены требования пунктов 8.2.4, 8.2.5 Положения N 06-117/пз-н (ранее - п. 8.2.4, п. 8.2.5 Положения N 05-5/пз-н), так как Обществом не опубликованы на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, тексты годовых отчетов за 2004, 2005 г.;

13) нарушены требования пунктов 8.4.3, 8.4.4 Положения N 06-117/пз-н, так как Обществом не опубликованы на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, тексты внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления Общества;

14) нарушены требования пунктов 8.5.4, 8.5.5 Положения N 06-117/пз-н, так как Обществом не опубликован на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, текст списка аффилированных лиц Общества, составленный на дату окончания IV квартала 2007 года;

15) нарушено требование пункта 8.6.4 Положения N 06-117/пз-н, так как Общество не представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе информацию в форме сообщений о сведениях, которые могли оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента, за период деятельности с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года, в том числе “О созыве годового или внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров“.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил
из того, что, предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО “Всеволожская сельхозтехника“ не имелось.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Согласно статье 21 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“ основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются, в частности:

нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

По пункту 1 заключения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие дробных акций может быть установлено только после окончания срока размещения. Такой довод суда правомерен, поскольку не все количество предполагаемых к размещению ценных бумаг может быть фактически размещено. В противном случае регистрирующий орган будет вправе признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся, если в ходе эмиссии эмитентом будет нарушено законодательство Российской
Федерации, а именно пункт 3 статьи 25 Федерального закона “Об акционерных обществах“.

Пунктом 2 заключения заявителю отказано в связи с тем, что решение о дополнительном выпуске ценных бумаг утверждено по истечении 6 месяцев с момента принятия решения об увеличении уставного капитала. Вместе с этим, как следует из материалов дела, эмитент первоначально утвердил решение о выпуске 25.07.2007 и обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации выпуска. 12.09.2007 регистрирующий орган отказал в регистрации. Эмитентом было утверждено решение о выпуске 29.10.2007, после чего эмитент вновь обратился за регистрацией того же самого выпуска ценных бумаг. 30.11.2007 регистрирующий орган отказал в регистрации выпуска ценных бумаг. После этого решение о выпуске было утверждено советом директоров 24.04.2008. Таким образом, первоначально решение о выпуске было утверждено в установленный срок. Кроме того следует отметить, что 6-месячный срок утверждения решения о выпуске не предусмотрен законом о рынке ценных бумаг (статья 19 и статья 24) и поэтому не может рассматриваться как пресекательный, препятствующий эмитенту проводить размещение ценных бумаг. Согласно статье 24 закона о рынке ценных бумаг Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

По пункту 3 заключения вывод регистрирующего органа о том, что решение о выпуске утверждено не на основании решения о размещении не соответствует действительности и основан на неправильной правовой квалификации. Как следует из протокола общего собрания акционеров от 26.06.2007 N 2, решением собрания акционеров установлено, что в случае отказа кого-либо из акционеров общества от приобретения причитающихся ему акций выпуска, оставшиеся акции выпуска могут быть приобретены
другими акционерами участниками подписки. Неуказание в решении о выпуске ценных бумаг названного условия размещения нельзя признать несоответствием решению о размещении, поскольку это не противоречит законодательству о ценных бумагах. В соответствии с правилом пункта 1 статьи 17 Закона о рынке ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг должно содержать сведения, предусмотренные данным Федеральным законом или иными федеральными законами о ценных бумагах. Внесение указанных выше сведений в решение о выпуске ценных бумаг статьей 17 Закона о рынке ценных бумаг не предусмотрено.

В пункте 5 заключения указано, что в анкете эмитента отсутствует дата, на которую заполняются сведения в анкете эмитента. Однако дата в анкете указана - 11.03.2008, которая расположена на последней странице вместе с подписью генерального директора. Расположение даты в другом месте анкеты не является предусмотренным законом основанием для отказа в государственной регистрации, как необоснованно полагает регистрирующий орган.

По пункту 7 заключения об отсутствии в решении о выпуске сведений о дате, на которую составляется список акционеров, имеющих право приобретения размещаемых ценных бумаг, о порядке уведомления акционеров, о сроке, в течение которого акционеры вправе приобрести целое число акций, следует отметить следующее. Как следует из статьи 17 Закона о рынке ценных бумаг указание в решении о выпуске таких сведений не предусмотрено. Не указаны такие сведения и в статье 24 об условиях размещения ценных бумаг, а также в статье 28 закона об акционерных обществах. Поэтому эмитент был вправе не указывать данные сведения, имея в виду, что порядок уведомления акционеров, установлен статьями 40 и 41 Закона об акционерных обществах. Поскольку в решении о размещении не указано иное, сроком в
течение которого акционеры могут приобрести пропорциональное количество акций, является весь срок размещения акций, указанный в решении собрания акционеров. Дата, на которую составляется список акционеров, также может определяться на основании пункта 2 статьи 40 Закона об акционерных обществах, то есть на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, принявшем решение о размещении акций.

По пункту 8 заключения судом первой инстанции правильно установлено, что в пункте 2 решения о выпуске ошибочно указана форма выпускаемых акций как документарная. При этом в решении о размещении такая форма не указана, а на титульном листе решения о выпуске ценных бумаг прямо указано на бездокументарную форму. Поэтому допущенная эмитентом неточность не может являться самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации, так как не является неустранимым нарушением, и может быть исправлена по предложению регистрирующего органа. По этой же причине регистрирующий орган неправомерно отказал эмитенту в регистрации по пункту 6 заключения, не предоставив возможность исправления наименования эмитента в решении о выпуске ценных бумаг.

Пункты 4, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 заключения касаются нарушения требований “Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н. Как следует из замечаний регистрирующего органа, все они не связаны с нарушением порядка раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии, то есть нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах применительно к правилам главы 5 Закона о рынке ценных бумаг, отсутствует.

При этом следует отметить также, что указанные регистрирующим органом нарушения, как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, опровергнуты заявителем путем представления копий соответствующих Интернет-страниц. По пункту 9 заключения судом первой инстанции правильно указано, что регистрирующим органом не представлено каких-либо доказательств того, что доступ к информации, подлежащей раскрытию на странице сети Интернет, является обременительным. Из самого заключения это также не следует.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал отказ в регистрации выпуска ценных бумаг незаконным, поскольку такой отказ, как было установлено, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 по делу N А56-19073/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

АНОСОВА Н.В.

Судьи

ГОРШЕЛЕВ В.В.

ШЕСТАКОВА М.А.