Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А56-12608/2009 Юридическое лицо обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате его деятельности происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Отсутствие доказательств осуществления указанной деятельности исключает основания для привлечения к ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки указанной платы.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2009 г. по делу N А56-12608/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5652/2009) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2009 по делу N А56-12608/2009 (судья Цурбина С.И.), принятое

по заявлению ООО “АИН“

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления

при
участии:

от заявителя: Ноздри Ф.Я., дов. от 10.02.2009

Чеснокова А.Л., дов. от 12.02.2009

от ответчика: Бойцовой А.Н., дов. от 06.04.2009 N 01/509

установил:

общество с ограниченной ответственностью “АИН“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 02.03.2009 N ПК-7/22-23-21-3 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 9 апреля 2009 года суд удовлетворил заявление Общества.

Суд пришел к выводу о том, что Управлением не установлен факт размещения Обществом отходов, следовательно, не имело место негативное воздействие на окружающую среду, и у Общества отсутствовала обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ленинградской области заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12608/2009 от 09.04.2009 и отказать в удовлетворении заявления Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Управление заявило о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

По мнению Управления, наличие у Общества договоров на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и договора на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию опасных отходов и утилизации технических средств, а также внесение платы за загрязнение окружающей среды, свидетельствуют о том, что Общество осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, что влечет у Общества обязанность по соблюдению требований по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель Управления в
судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества поддержал свою позицию, изложенную в материалах дела.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.01.2009 N ПК-7/22-23-21 в период с 30.01.2009 по 16.02.2009 Управлением проведена плановая проверка соблюдения Обществом законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО “АИН“.

По результатам проверки составлены: акт осмотра объекта природопользования N ПК-7/22-23-21 от 30.01.2009 и акт N ПК-7/22-23-21-А от 16.02.2009, в котором отражены нарушения Обществом положений статей 11, 18, 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ), статей 16, 67, 73 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ) и статей 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации.

16.02.2009 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N ПК-7/22-23-21-3, в котором отражено, что Обществом не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2008 года, чем нарушена статья 16 Закона N 7-ФЗ.

02.03.2009 вынесено постановление N ПК-7/22-23-21-3 по делу об административном правонарушении, которым ООО “АИН“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложен штраф в размере 50 000 рублей.

ООО “АИН“ не согласилось с постановлением Управления и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу Управления Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ленинградской области, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды“ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Исчисление и взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ (далее - Порядок определения платы).

Пунктом 1 Порядка определения платы установлено, что настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность
по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на хозяйствующих субъектов только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество с сентября 2006 года не осуществляет производственную деятельность и, соответственно, не оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не образует отходы производства и потребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации в Постановлении от 17 марта 2009 г. N 14561/08.

Ссылка Управления на договор на вывоз бытового мусора и отходов от 01.01.2007 N 146, на договор от 13.02.2009 N 51/2009 на оказание услуг по вывозу и складированию ТБО IV-V класса опасности и на договор от 12.02.2009 N 14 об утилизации отходов, как на доказательство осуществления Обществом деятельности, связанной с обращением с отходами, является ошибочной.

Из материалов дела не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ. Указанные договоры свидетельствуют об обратном, а именно о том, что Общество не занимается размещением отходов.

Управление, утверждая, что в результате хозяйственной деятельности Общества образуются производственно-бытовые отходы и осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду, не установило, какие виды деятельности осуществляются Обществом, какие объекты и как эксплуатируются, какой вид негативного воздействия из установленных Законом N 7-ФЗ осуществляется, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены, либо внесены с нарушением установленного срока.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правильно отметил, что у Общества отсутствовала обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал обстоятельства дела, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2009 года по делу N А56-12608/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Ленинградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ЛОПАТО И.Б.