Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 по делу N А56-10788/2009 Постановление уполномоченного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит отмене в случае недоказанности уполномоченным органом связи деятельности данного лица с воздействием на окружающую среду.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2009 г. по делу N А56-10788/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5492/2009) ЗАО “РАУТА“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2009 по делу N А56-10788/2009 (судья Пилипенко Т.А.), принятое



по заявлению ЗАО “РАУТА“

к Комитету Правительства Санкт-Петербурга по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: А.С.Литовченко, дов. N 3/767 от 14.04.2009

от ответчика: А.И.Григорьев, дов. N 02-6/09-0-0 от 11.01.2009

установил:

закрытое акционерное общество “РАУТА“ (далее - ЗАО “РАУТА“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета Правительства Санкт-Петербурга по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) от 29.01.2009 N 005-2009/П-14-1-45 о назначении административного наказания.

Решением суда от 26.03.2009 в удовлетворении требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, ни в постановлении Комитета, ни в решении суда не содержится данных, свидетельствующих об осуществлении Обществом деятельности по размещению отходов. Административным органом также не установлены виды деятельности, не установлен факт и объем ее негативного воздействия на окружающую среду, а также не указано, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены.



В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда от 26.03.2009 проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с 20.01.2009 по 26.01.2009 Комитетом проведены внеплановые мероприятия по контролю исполнения Обществом ранее выданных предписаний по акту проверки N 005-2008/Акп-136 от 08.07.2008.

В ходе проведения данных мероприятий, оформленных актом целевой проверки N 005-2009/Ацп-14 от 26.01.2009, выявлено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а именно невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года.

По факту невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года в срок до 20.10.2008, Комитетом 26.01.2009 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 005-2009/Па-14-2 по статье 8.41 КоАП РФ.

Постановлением Комитета от 29.01.2009 N 005-2009/П-14-1-45 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 60 000 рублей штрафа.

Общество, посчитав постановление Комитета незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц в виде штрафа от 50 000 до 100 000 рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статье 16 данного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления. В соответствии с данной нормой негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Взимание платы за размещение отходов предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Закон об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Комитета не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В данном случае в протоколе об административном правонарушении N 005-2009/Па-14-2 от 26.01.2009 не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока. Административным органом также не установлено, связана ли деятельность Общества с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.

При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

На основании изложенного, оспариваемое постановление Комитета следует признать незаконным и отменить.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2009 по делу N А56-10788/2009 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Комитета Правительства Санкт-Петербурга по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 29.01.2009 N 005-2009/П-14-1-45 о назначении закрытому акционерному обществу “РАУТА“ административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЛОПАТО И.Б.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ШУЛЬГА Л.А.