ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2009 г. по делу N А56-52858/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Поповой Н.М.

судей Горшелева В.В., Кашиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петровой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3901/2009) ОАО "Водотеплоснаб" в лице внешнего управляющего Федичева В.П. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2009 по делу N А56-52858/2007 (судья Иванилова О.Б.), принятое

по иску (заявлению) ОАО "Водотеплоснаб" в лице внешнего управляющего Федичева Вадима Петровича

к Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Администрации МО "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района, Администрации МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Рахьинское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Разметелевское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области

о признании сделки недействительной

при участии:

от истца: Стефанова А.В. по доверенности от 31.12.2008 г., Калихина В.Н. по доверенности от 11.08.2008 г. N 3012;

от ответчика:

от МО "Всеволожский муниципальный район" Ставпенка М.В. по доверенности от 20.01.2009 N 11/01-22;

от МО "Бугровское сельское поселение" Мещеряковой Н.Н. по доверенности от 21.01.2009 N 57;

от МО "Заневское сельское поселение" Заплаткина А.Н. по доверенности от 11.01.2009;

от МО "Новодевяткинское сельское поселение" Кузьминой О.А. по доверенности от 01.06.2009 N 21;

от МО "Юкковское сельское поселение" Харлановой И.А. по доверенности от 24.03.2009 N 294;

от МО "Романовское сельское поселение" Скобеевой О.Г. по доверенности от 29.05.2009 N 477;

от МО "Город Всеволожск" Костюченко А.Е. по доверенности от 29.12.2008 N 1739/01-06.

установил:

ОАО "Водотеплоснаб" в лице внешнего управляющего Федичева В.П. обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением с учетом изменения исковых требований, произведенных в соответствии со ст. 49 АПК РФ:

- о признании недействительной сделки приватизации муниципального предприятия "Водотеплоснаб" Всеволожского района Ленинградской области, оформленной решением Собрания представителей МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 07.09.2005 N 60, распоряжением Администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 26.12.2005 N 2405 в части утверждения перечня неприватизируемого имущества, подлежащего передаче в казну муниципального образования, и в части фактической передачи соответствующего имущества от МП "Водотеплоснаб" в казну МО "Всеволожский район Ленинградской области" в соответствии с передаточным актом от 29.12.2005.

- о применении последствия недействительности части сделки - обязании органов местного самоуправления передать обществу "Водотеплоснаб" следующее имущество:

1. Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по перечню, приведенному в приложениях N 1, 6, 13, 15 к исковому заявлению;

2. Администрацию МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 2 к исковому заявлению;

3. Администрацию МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 3 к исковому заявлению;

4. Администрацию МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 4 к исковому заявлению;

5. Администрацию МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 5 к исковому заявлению;

6. Администрацию МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 7 к исковому заявлению;

7. Администрацию МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 8 к исковому заявлению;

8. Администрацию МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 9 к исковому заявлению;

9. Администрацию МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 10 к исковому заявлению;

10. Администрацию МО "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 11 к исковому заявлению;

11. Администрацию МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 12 к исковому заявлению;

12. Администрацию МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 14 к исковому заявлению;

13. Администрацию МО "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 16 к исковому заявлению;

14. Администрацию МО "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 17 к исковому заявлению;

15. Администрацию МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по перечню, приведенному в приложении N 18 к исковому заявлению.

- об обязании единственного акционера ОАО "Водотеплоснаб" - Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу внести изменения в решение об условиях приватизации имущественного комплекса МП "Водотеплоснаб", учредительные документы ОАО "Водотеплоснаб" об изменении порядка формирования уставного капитала и провести государственную регистрацию таких изменений в установленном законом порядке.

Решением от 16.02.2009 истцу отказано в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции нарушил и неправильно применил нормы материального права; судом не учтено то, что своими действиями в ходе приватизации муниципальное образование "Всеволожский район Ленинградской области" изъяло имущество из хозяйственного ведения муниципального предприятия; перечень изъятого из муниципального предприятия - котельные, водоочистные сооружения, хлораторные, насосные станции, свидетельствует о том, что изъятое имущество было необходимо приватизируемому предприятию для осуществления функций по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на территории района, как сказано в Уставе, суммарная балансовая стоимость изъятого в казну имущества значительно превышает балансовую стоимость приватизируемого имущества; через короткий промежуток времени изъятое у предприятия имущество было передано ему же в аренду, поскольку без этого имущества предприятие не могло осуществлять те виды деятельности, для которых было создано; акты органов местного самоуправления, которые принимались при приватизации и изъятии имущества являются гражданско-правовой сделкой и могут быть признаны недействительными, ничтожными в установленном порядке; не соответствует действительности вывод суда первой инстанции о том, что иск предъявлен не в интересах ОАО "Водотеплоснаб", а в интересах кредиторов, внешнему управляющему предоставлено право предъявлять иски в интересах должника, в том числе и о признании сделок недействительными; неверен вывод суда первой инстанции о том, что сделка является оспоримой; срок исковой давности не пропущен и составляет 3 года; вновь созданные муниципальные образования являются правопреемниками совершившего оспариваемую сделку муниципального образования, в том числе и в той части, в которой на их правопредшественнике лежала обязанность передать истцу незаконно изъятое имущество, при этом истец сослался на п. 10 ст. 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В дополнительных объяснениях истец пояснил, что документально подтвержден факт принадлежности МП "Водотеплоснаб" имущества, которое не было приватизировано; в томе 3 настоящего дела находится перечень имущества, подлежащего передаче истцу от муниципальных образований, имущество, указанное в перечне соответствует имуществу, изъятому у МП "Водотеплоснаб" и переданному в казну МО "Всеволожский район Ленинградской области"; в последующем, в соответствии с распоряжением Администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 26.12.2005 по договору аренды от 29.12.2005 изъятое у муниципального предприятия имущество было передано этому предприятию в аренду; договор аренды продолжает действовать и в настоящее время, арендодателями выступают вновь созданные муниципальные образования, которым передано имущество муниципального предприятия, а арендатором - ОАО "Водотеплоснаб", правопреемник муниципального предприятия; при приватизации не соблюдены нормы п. 3 ст. 18 ФЗ "О государственных муниципальных предприятиях" изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия не сопровождалось пропорциональной передачей кредиторской задолженности предприятия, на момент приватизации задолженность перед поставщиками и покупателями составляла 222 888 584 руб. 65 коп., задолженность по налогам и сборам 155 092 942 руб. 11 коп.; имущество предоставлено муниципальному предприятию в аренду в связи с тем, что после изъятия этого имущества предприятие лишилось возможности осуществлять уставную деятельность, договор продолжает действовать в отношении всех ответчиков, кроме МО "Дубровское городское поселение" и МО "Агалатовское сельское поселение"; Администрация МО "Город Всеволожск" обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании ОАО "Водотеплоснаб" возвратить переданное в аренду имущество, находящееся на территории данного муниципального образования; утверждение ответчиков о росте тарифов для населения на услуги ЖКХ не соответствует действительности, истец и в настоящее время осуществляет эксплуатацию спорного имущества на основании договора аренды, несет затраты по поддержанию имущества в надлежащем техническом состоянии в пределах сумм, заложенных при установлении тарифов на соответствующие виды услуг; кроме затрат истца на эксплуатацию и ремонт спорного имущества в состав этих затрат при установлении тарифов входит и арендная плата по договору аренды имущества коммунального назначения; удовлетворение требований по настоящему иску позволяет исключить соответствующую статью из состава расходов, учитываемых при установлении тарифа и снизить размер платежей потребителей коммунальных услуг; необоснованна ссылка ответчиков на несоответствие интересам населения передачи имущества обществу, в отношении которого осуществляется процедура банкротства, поскольку не принимается во внимание то обстоятельство, что кредиторами истца принято решение о заключении мирового соглашения, вопрос об утверждении которого находится на рассмотрении арбитражного суда; необоснованна также ссылка ответчиков на то, что спорное имущество не имеет отношения к оспариваемой сделке приватизации, поскольку не охватывается ее предметом, однако вопрос об изъятии имущества был решен именно в связи с приватизацией МП "Водотеплоснаб" и представлял собой часть сделки, оформленной решением Собрания представителей МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 07.09.2005 N 60 и распоряжения Администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 26.12.2005 N 2405; к сделке приватизации имеет отношение не только МО "Всеволожский муниципальный район", но и указанные в исковом заявлении вновь созданные поселения в части изъятого при приватизации имущества. Истец также пояснил, что имущество, указанное в приложениях N 6, 13, 15 к исковому заявлению не исключено из реестра объектов муниципальной собственности МО "Всеволожский муниципальный район", поскольку не приняты областные законы о передаче имущества, поэтому истец просит обязать данное муниципальное образование передать ему спорное имущество, а не МО "Рахьинское городское поселение", МО "Муринское сельское поселение", МО "Разметелевское сельское поселение". Истец отказался от требований в части обязания передать ему 2-этажный жилой дом по улице Ладожская, дом 40 в поселке имени Морозова, поскольку данное требование противоречит ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Отказ от иска в этой части принят апелляционным судом на основании ч. 2 ст. 49 АПК РФ.

Ответчики пояснили, что выступают в суде от лица муниципальных образований. МО "Всеволожский муниципальный район", ранее МО "Всеволожский район Ленинградской области", в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании поддержало доводы истца, по его мнению, изъятие имущества из хозяйственного ведения муниципального предприятия "Водотеплоснаб" и приватизация муниципального предприятия произведены с нарушением закона. До приватизации предприятие представляло собой единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для оказания потребителям услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории всего МО "Всеволожский район Ленинградской области", отдельные части которого не могут нормально функционировать вне данного комплекса; разделение комплекса уже отразилось на стоимости и качестве услуг населению, ранее устанавливался единый тариф на территории Всеволожского района, представляющий собой наименьшую величину по сравнению с установлением тарифов отдельно по поселениям, поскольку учитывал наличие общей инфраструктуры на оказание соответствующих услуг; следует учесть, что себестоимость услуг различна в зависимости от местоположения поселения, поэтому единый тариф является своего рода выравнивателем; в настоящее время в ряде поселений тарифы возросли как минимум на величину арендной платы, так как имущество находится у ОАО "Водотеплоснаб" на условиях аренды из-за невозможности и неспособности поселений им управлять, отсутствия предприятий и специалистов, способных выполнять соответствующие функции.

При оформлении сделки приватизации муниципального предприятия нарушены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающие изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия. МО "Всеволожский муниципальный район" считает, что требования ОАО "Водотеплоснаб" должны быть удовлетворены.

МО "Романовское сельское поселение" возражает против доводов истца, считает правом собственника имущества решать вопрос о перечне имущества, подлежащего приватизации. По мнению ответчика, Истец должен был обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов, поданный им иск не подлежит удовлетворению.

МО "Юкковское сельское поселение" также считает апелляционную жалобу необоснованной, указав, что спорное имущество было передано в собственность муниципальных образований в соответствии с требованиями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для решения вопросов организации в границах поселений тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, Закон Ленинградской области N 15-ОЗ в установленном порядке не оспорен; приватизация муниципального предприятия произведена без каких-либо нарушений; не доказан факт нахождения имущества у муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения; муниципальные образования не являются правопреемниками по сделке приватизации муниципального предприятия; собственник вправе определить состав подлежащего приватизации имущества; изъятое имущество не являлось предметом сделки приватизации; муниципальное образование в 2007 - 2008 г. производило ремонт оборудования, затратив значительные суммы, несопоставимые с арендной платой, которую должно вносить ОАО "Водотеплоснаб" за это оборудование; в соответствии ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" водоснабжение населения, водоотведение относится к полномочиям поселений; передача имущества ОАО "Водотеплоснаб" приведет к невозможности осуществления этих полномочий и значительному росту стоимости услуг.

МО "Заневское сельское поселение" указало на отсутствие нарушений норм материального права при рассмотрении дела в суде первой инстанции; соответствие приватизации МП "Водотеплоснаб" ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", невозможности истребования имущества из собственности муниципальных образований, необоснованность ссылки истца на п. 10 ст. 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку обязательства, указанные в данной норме, муниципальным образованиям не передавались.

МО "Щегловское сельское поселение" просит отказать истцу в удовлетворении апелляционной жалобы указав, что имущество, указанное в приложении N 17 к исковому заявлению было ему передано не в результате сделки приватизации, а областным законом Ленинградской области от 28.06.2007 N 112-ОЗ.

МО "Новодевяткинское сельское поселение" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку ненормативные акты местного самоуправления и Ленинградской области не обжалованы в установленном порядке; хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность исходя из экономических рисков; переданное муниципальным образованиям имущество необходимо для решения вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Представители МО "Бугровское сельское поселение", МО "Разметелевское сельское поселение", МО "Город Всеволожск", ранее - МО "Всеволожское городское поселение", МО "Кузьмоловское городское поселение" считают требование подателя жалобы не подлежащим удовлетворению, а решение суда первой инстанции - соответствующим нормам материального права.

Все ответчики извещены судом о времени и месте судебного заседания путем направления телеграмм, кроме того, ответчикам передано определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 с указанием времени и места судебного заседания. Определение вручено всем ответчикам, о чем имеется отметка в виде штампа с указанием даты и номера входящего документа. В телеграмме, направленной сторонам, суд предлагал ответчикам ознакомиться с материалами дела, учитывая его большой объем. Никто из представителей сторон с делом не знакомился.

Апелляционный суд на основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей ответчиков: МО "Куйвозовское сельское поселение", МО "Лесколовское сельское поселение", МО "Муринское сельское поселение", МО "Разметелевское сельское поселение", МО "Щегловское сельское поселение", МО "Свердловское городское поселение", МО "Дубровское городское поселение", МО "Рахьинское городское поселение", МО "Токсовское городское поселение", МО "Агалатовское сельское поселение".

Апелляционным судом проверены законность и обоснованность решения от 16.02.2009 в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела муниципальное унитарное предприятие "Водотеплоснаб" (далее МП "Водотеплоснаб") создано в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 06.12.2000 N 2243, учредителем предприятия являлось МО "Всеволожский район Ленинградской области". МП "Водотеплоснаб" осуществляло деятельность по удовлетворению потребностей жителей Всеволожского района в теплоснабжении, холодном и горячем водоснабжении, водоотведении, работоспособности котельных и тепловых сетей, объектов и сооружений коммунального водоснабжения и водоотведения, производству, передаче и распределении пара и горячей воды (тепловой энергии), сбору, очистке, передаче и распределению воды, удалению и обработке сточных вод. Имущество, необходимое для осуществления уставных задач муниципального предприятия располагалось на территории всего Всеволожского района. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.4 Устава имущество МП "Водотеплоснаб" принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым, Предприятие представляет собой имущественный комплекс; собственником имущества является муниципальное образование "Всеволожский район Ленинградской области". Государственная регистрация МП "Водотеплоснаб" произведена 30.10.2002 под номером 1024700560246.

07.09.2005 собрание представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" приняло решение N 60 "О преобразовании МП "Водотеплоснаб" в ОАО "Водотеплоснаб" о приватизации МП "Водотеплоснаб" путем преобразования в ОАО "Водотеплоснаб" со 100-процентной муниципальной собственностью. Этим же решением утвержден перечень неприватизируемого имущества предприятия (папка N 12).

23.12.2005 собрание представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" приняло решения об утверждении перечней объектов муниципальной собственности "Всеволожский район Ленинградской области", передаваемых в собственность вновь образованных муниципальных образований, это решения о передаче:

N 87 - Всеволожскому муниципальному району;

N 90 - Агалатовскому сельскому поселению;

N 97 - Бугровскому сельскому поселению;

N 91 - Всеволожскому городскому поселению;

N 98 - Дубровскому городскому поселению;

N 96 - Заневскому сельскому поселению;

N 106 - Куйвозовскому сельскому поселению;

N 92 - Кузьмоловскому городскому поселению;

N 107 - Лесколовскому сельскому поселению;

N 105 - Муринскому сельскому поселению;

N 101 - Новодевяткинскому сельскому поселению;

N 100 - Разметелевскому сельскому поселению;

N 93 - Рахьинсому городскому поселению;

N 102 - Романовскому сельскому поселению;

N 95 - Свердловскому городскому поселению;

N 94 - Токсовскому городскому поселению;

N 99 - Щегловскому сельскому поселению;

N 108 - Юкковскому сельскому поселению (папка N 3), далее вновь образованные муниципальные образования).

В перечнях N 2 имущества, передаваемого вновь образованным муниципальным образованиям, указаны объекты жилищно-коммунального хозяйства, находившиеся в хозяйственном ведении МП "Водотеплоснаб" и расположенные на территории данных муниципальных образований.

26.12.2005 Администрация МО "Всеволожский район Ленинградской области" в распоряжении N 2405 "Об условиях приватизации имущественного комплекса муниципального предприятия "Водотеплоснаб" указала:

осуществить приватизацию находящегося в муниципальной собственности МО "Всеволожский район Ленинградской области" имущественного комплекса муниципального предприятия "Водотеплоснаб" путем преобразования его в открытое акционерное общество "Водотеплоснаб"; ОАО "Водотеплоснаб" является правопреемником по правам и обязательствам преобразованного МП "Водотеплоснаб" в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с передаточным актом; все акции ОАО "Водотеплоснаб" на момент создания принадлежат единственному акционеру - муниципальному образованию "Всеволожский район Ленинградской области". Комитет по управлению муниципальным имуществом обязан принять в казну МО "Всеволожский район Ленинградской области" неотчуждаемое (не подлежащее приватизации) имущество находящееся на праве хозяйственного ведения МП "Водотеплоснаб" и передать его в аренду МП "Водотеплоснаб".

29.12.2005 г. решением N 80 Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Всеволожский район Ленинградской области" утвердил Устав ОАО "Водотеплоснаб", в соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 3.1 которого общество создано в результате преобразования (приватизации муниципального предприятия "Водотеплоснаб") и является его правопреемником в соответствии с передаточным актом, составленным на основании акта инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и правах на них, по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников; единственным акционером общества на момент его создания является муниципальное образование "Всеволожский район Ленинградской области"; основными целями деятельности общества являются удовлетворение потребностей населения муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" в безопасном, эффективном и надежном теплоснабжении, холодном и горячем водоснабжении и водоотведении.

Государственная регистрация юридического лица ОАО "Водотеплоснаб" произведена 10.01.2006 г. (папка 14 стр. 4)

По акту от 29.12.2005 г. Обществу передано имущество МП "Водотеплоснаб", в том числе основные средства по остаточной стоимости на 39 253 031 руб. 56 коп., сырье, материалы, топливо, запчасти, незавершенное строительство; земельные участки под объектами недвижимости; передана кредиторская задолженность на сумму 222 291 148 руб. (папки 8, 9, 10).

29.12.2005 г. составлен акт приема-передачи от МП "Водотеплоснаб" к КУМИ "Всеволожский район Ленинградской области" (в казну муниципального образования) имущества - основных средств предприятия, которое не было приватизировано, балансовая стоимость изъятого у МП "Водотеплоснаб" имущества составила 953 143 934 руб. 08 коп.

29.12.2005 г. КУМИ МО "Всеволожский район Ленинградской области" и Муниципальное предприятие "Водотеплоснаб" заключили договор аренды имущества коммунального назначения, который, как указано во вводной части договора, заключен в соответствии с распоряжением главы администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 26.12.2005 г. N 2405 "Об условиях приватизации имущественного комплекса муниципального предприятия "Волотеплоснаб"; КУМИ является арендодателем изъятого у муниципального предприятия имущества; Предприятие - арендатором, которому имущество предоставляется за плату во временное пользование в целях удовлетворения потребностей населения в коммунальных услугах; срок действия договора - 360 календарных дней.

В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. При преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование и на его базе возникает новое.

Преобразование муниципального предприятия завершилось регистрацией ОАО "Водотеплоснаб" 10.01.2006 г., предприятие прекратило свое существование.

Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" уведомлением от 02.11.2006 N 1867/01-16 сообщила Генеральному директору ОАО "Водотеплоснаб" о реорганизации КУМИ МО "Всеволожский район Ленинградской области", до момента передачи имущества в собственность поселений в соответствии с областными законами Ленинградской области стороной договора аренды имущества коммунального назначения от 29.12.2005 в отношениях с ОАО "Водотеплоснаб" является Администрация МО "Всеволожский муниципальный район"; уведомление является неотъемлемой частью договора аренды от 29.12.2005 (папка II стр. 6).

Договор аренды имущества коммунального назначения от 29.12.2005 действует в настоящее время, арендодателями выступают вновь созданные муниципальные образования.

Определением от 10.07.2006 по делу N А56-26172/2006 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении ОАО "Водотеплоснаб" введена процедура наблюдения.

Определением от 13.03.2007 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении ОАО "Водотеплоснаб" введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден Федичев Вадим Петрович.

ОАО "Водотеплоснаб" считая, что приватизация МП "Водотеплоснаб" произведена с нарушением законодательства, изъятие основных средств у специализированного предприятия при его приватизации привело к банкротству созданного ОАО, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

ОАО "Водотеплоснаб", обратившись в арбитражный суд с настоящим иском, по сути, оспаривает сделку, направленную на прекращение права хозяйственного ведения предприятия спорным имуществом и на изъятие его у предприятия в период преобразования в ОАО, чем были нарушены права истца.

Сделка по изъятию имущества оформлялась следующими ненормативными актами:

- Решением МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 07.09.2005 N 60 "О преобразовании МП "Водотеплоснаб" в ОАО "Водотеплоснаб", пунктом 2 которого утвержден перечень неприватизируемого имущества.

- Решениями МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 23.12.2005 об утверждении перечней объектов муниципальной собственности "Всеволожский район Ленинградской области" передаваемых в собственность вновь образованных муниципальных образований. Изъятие имущества у предприятия производилось с целью наделения этим имуществом вновь образованных МО; ответчики пояснили, что поскольку ч. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены организация тепло-, водоснабжения населения, имущество МП "Водотеплоснаб", предназначенное для осуществления этих функций, должно находиться в собственности поселений.

- Распоряжением Администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 26.12.2005 N 2405 "Об условиях приватизации имущественного комплекса муниципального предприятия "Водотеплоснаб".

- Актами приема-передачи имущества от 29.12.2005 от МП "Водотеплоснаб" в казну МО "Всеволожский район Ленинградской области" и от МП "Водотеплоснаб" - в ОАО "Водотеплоснаб".

- Актами приема-передачи имущества МП "Водотеплоснаб" от МО "Всеволожский муниципальный район" вновь образованным муниципальным образованиям. Все сделки взаимосвязаны и имели одну цель - изъятие имущества у муниципального предприятия и передачу его вновь образованным поселениям.

В соответствии со ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. МП "Водотеплоснаб" зарегистрировано как имущественный комплекс, с"гласно уставу имущество его является неделимым.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон) при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

По смыслу данных норм, включенных в главу V Закона, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия.

Пункты 1 и 2 статьи 30 Закона не регулируют вопросов приватизации указанных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия. Эти нормы не могут рассматриваться как устанавливающие запрет на приватизацию имущественного комплекса специализированного унитарного предприятия.

По этому основанию апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для приватизации спорного имущества.

Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют право собственнику имущества муниципального унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения изымать у муниципального предприятия имущество без намерения его ликвидировать.

Согласно п. 10 ст. 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены правила составления такого акта. В соответствии с п. 1 Правил под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающих в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений; передаточный (разделительный) акт составляется по состоянию на 01.01.2006. Именно такой акт утверждается законом субъекта Российской Федерации. К спорным правоотношениям п. 10 ст. 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отношения не имеет.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация тепло-, водоснабжения населения, водоотведение. Однако, ст. 50 Закона не обязывает передавать имущество, предназначенное для решения этих вопросов, в собственность поселений. В настоящее время, как и раньше, тепло-, водоснабжение, водоотведение осуществляет на территории поселений та же специализированная структура, но уже используя необходимое для этих целей имущество на платной основе по договору аренды с этими поселениями. Договор аренды изъятого имущества был заключен в тот же день, когда произошло изъятие - 29.12.2005, что свидетельствует о возможности дальнейшего рационального использования этого имущества самим муниципальным предприятием и его правопреемником - ОАО "Водотеплоснаб" и отсутствии у поселений предприятий со специалистами, способными выполнять соответствующие функции по управлению специализированным имуществом.

При изъятии имущества у муниципального предприятия и преобразовании его в ОАО перечень изъятого имущества состоял из объектов недвижимого и движимого имущества, оборудования, стоимость его значительно превышала стоимость имущества, переданного ОАО, которому кроме того переданы кредиторская и дебиторская задолженности преобразованного муниципального предприятия. Созданное ОАО вынуждено рассчитываться по долгам муниципального предприятия и нести расходы по уплате арендной платы за большую часть имущества, предназначенного для осуществления тех же уставных задач, что осуществляло предприятие - удовлетворение потребностей населения Всеволожского района в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении. Все это за короткий промежуток времени привело к ухудшению финансового состояния Общества невозможности погасить имевшуюся задолженность и его банкротству: с 10.01.2006, когда была произведена государственная регистрация ОАО "Водотеплоснаб" до 10.07.2006 - дата вынесения Определения Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области о введении процедуры наблюдения в отношении Общества.

Предоставленное ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления распоряжаться муниципальным имуществом не должно использоваться исключительно с намерением причинить вред другому лицу (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. Действовавший в спорный период Областной закон Ленинградской области "О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между МО, если в границах территорий МО (за исключением города) имеются вновь образованные другие муниципальные образования" от 18.08.1997 N 30-ОЗ также запрещал включение в перечень передаваемого имущества объектов, передача которых влечет нарушение технологического единства инженерных комплексов, нарушение централизованного управления, невозможность обеспечения необходимых требований к организации их безопасности.

Истец фактически оспаривает сделки, направленные на прекращение права хозяйственного ведения предприятия спорным имуществом, изъятие этого имущества у предприятия, передачу имущества вновь созданным муниципальным образованиям и приватизацию оставшегося у предприятия имущества. На основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации эти сделки ничтожны, поскольку противоречат ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (ст. 20), ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (ст. 11), нарушены также нормы ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как преобразование МП "Водотеплоснаб" фактически имело цель прекратить существование имущественного специализированного комплекса, оказывающего услуги населению всего Всеволожского района.

К возникшим правоотношениям не может быть применено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 N 6-П, поскольку вновь созданные муниципальные образования не могли не знать о факте принадлежности находящегося на их территории имущества МП "Водотеплоснаб" на праве хозяйственного ведения и ошибочно полагали, что в силу ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данное имущество должно находиться в собственности поселений.

Изъятие имущества у МП "Водотеплоснаб" было произведено неправомерно, это имущество подлежало приватизации и передаче в ОАО "Водотеплоснаб" в составе единого имущественного комплекса специализированного предприятия на основании ст. 11 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, суд вправе применить также последствия по собственной инициативе. В Устав МО "Всеволожский район Ленинградской области" внесены изменения и дополнения, новое наименование муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", в его состав вошли вновь образованные городские и сельские поселения, в том числе ответчики по настоящему делу.

Учитывая то обстоятельство, что МО "Всеволожский муниципальный район" как собственник имущества муниципального предприятия, производивший изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия, приватизацию оставшегося имущества и передачу вновь созданным муниципальным образованиям изъятого у предприятия имущества, полностью признало требование ОАО "Водотеплоснаб", пояснив, что изъятие имущества и преобразование предприятия в ОАО произведены с нарушением действующего законодательства и муниципальное образование готово исправить допущенные нарушения, апелляционный суд, признавая сделки ничтожными, применяет последствия их недействительности, в виде обязания вновь созданных муниципальных образований передать имущество, принадлежавшее муниципальному предприятию, его правопреемнику - ОАО "Водотеплоснаб". По наименованиям и перечням спорного имущества от ответчиков возражений не поступило.

МО "Всеволожский муниципальный район" следует также совершить действия, предусмотренные законодательством при приватизации имущества. Поскольку сделки являются ничтожными, а в силу п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий их недействительности может быть заявлено в течение 3-х лет со дня, когда началось ее исполнение, апелляционный суд считает, что истцом не пропущен срок исковой давности. Акты приема-передачи имущества в казну МО "Всеволожский район" и в ОАО "Водотеплоснаб" подписаны 29.12.2005, вновь образованным МО имущество передавалось позднее. Иск подан 12.12.2007 года. Срок исковой давности не истек. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, следовательно, от прежнего органа управления к внешнему управляющему перешли полномочия по предъявлению иска, а смена лица, уполномоченного представлять юридическое лицо, не влияет на течение срока исковой давности и порядок его исчисления.

Истец отказался от требований о передаче ему жилого дома N 40 по улице Ладожской в поселке Морозова, производство по делу в этой части следует прекратить.

Все другие требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Решение от 16.02.2009 следует отменить.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2009 г. по делу А56-52858/2007 отменить.

Принять отказ от части иска ОАО "Водотеплоснаб".

Прекратить производство по делу в части требований об обязании передать ОАО "Водотеплоснаб" жилой дом по ул. Ладожская, д. 40 в поселке им. Морозова Всеволожского района Ленинградской области - инвентаризационный N 1200776.

Признать недействительной сделку приватизации МП "Водотеплоснаб", оформленную решением Собрания представителей МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 07.09.2005 г. N 60; распоряжением Администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 26.12.2005 г. в части утверждения перечня неприватизируемого имущества, подлежащего передаче в казну муниципального образования, и в части фактической передачи этого имущества от МП "Водотеплоснаб" в казну МО "Всеволожский район Ленинградской области" в соответствии с передаточным актом от 29.12.2005 г.

Применить последствия недействительности сделки - обязать органы местного самоуправления передать ОАО "Водотеплоснаб" следующее имущество:

Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложениях N 1, 6, 13, 15 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 2 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 3 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 4 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 5 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 7 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 8 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 9 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 10 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 11 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 12 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 14 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 16 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 17 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Администрацию МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области: по перечню, приведенному в приложении N 18 к постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Обязать единственного акционера ОАО "Водотеплоснаб" - МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - в месячный срок со дня вступления в законную силу постановления по настоящему делу внести изменения в решение об условиях приватизации имущественного комплекса МП "Водотеплоснаб", учредительные документы ОАО "Водотеплоснаб" об изменении порядка формирования уставного капитала и провести государственную регистрацию таких изменений в установленном законом порядке.

Взыскать с ответчиков:

1. Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области,

2. Администрации МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

3. Администрации МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

4. Администрации МО "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

5. Администрации МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

6. Администрации МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

7. Администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

8. Администрации МО "Разметелевское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

9. Администрации МО "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

10. Администрации МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

11. Администрации МО "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района,

12. Администрации МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

13. Администрации МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

14. Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

15. Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

16. Администрации МО "Рахьинское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

17. Администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

18. Администрации МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области

в пользу ОАО "Водотеплоснаб" по 2277 (Две тысячи двести семьдесят семь) рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПОПОВА Н.М.

Судьи

ГОРШЕЛЕВ В.В.

КАШИНА Т.А.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: