Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу N А56-26307/2008 Привлечение перевозчика к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании перемещаемых товаров при прибытии на таможенную территорию России необоснованно в случае недоказанности причастности перевозчика к подделке оттисков печатей, умышленного сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товаре, ввоза на территорию России товара, не указанного в товаросопроводительных документах.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. по делу N А56-26307/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Г.В.Борисовой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4387/2009) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2009 по делу N А56-26307/2008 (судья Королева Т.В.), принятое

по иску (заявлению) ЗАО “Траверз“

к Выборгской таможне

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): предст. Зарков М.Н. - доверенность N 05-01/23481 от 31.12.2008

установил:

закрытое акционерное
общество “Траверз“ (далее - Общество, перевозчик) с учетом уточнения требования обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 01.07.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-2412/2007.

Решением суда от 03 марта 2009 года заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Выборгская таможня просит решение суда от 03.03.2009 отменить и оставить постановление по делу об административном правонарушении N 10206000-2412/2007 без изменения. По мнению подателя жалобы, материалами дела доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании перемещаемых товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации.

В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, 06.08.2007 на таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни из Финляндии на территорию РФ прибыла грузовая автомашина транспортной компании ЗАО “Траверз“, регистрационный N В 909 НС 98/АУ 2802 78/АУ 1408 78, перемещавшая товары за исправными пломбами финской таможни N LA 1729734, LA 1729735.

Согласно представленным водителем Общества товаросопроводительным документам (ТСД) (книжка МДП N АХ 55054505, товаротранспортная накладная (CMR) от 06.08.2007 N VO301361, счет (инвойс) N 650N/909
от 06.08.2007, упаковочный лист N 650N/909 от 06.08.2007) от отправителя - фирмы “Tehnology Agency LLP“ (Лондон, Великобритания) в адрес получателя - ООО “Тинарг“ (РФ, Москва) перемещался товар - мониторы FP91G+9SE (в количестве 170 шт., 170 грузовых мест), мониторы FP71G+U (в количестве 220 шт., 220 грузовых мест), мониторы UK-913 (в количестве 250 шт., 250 грузовых мест), мониторы L1953TR-BF (L1953TQ) (в количестве 95 шт., 95 грузовых мест), мониторы L1960TR-BF (L1960TQ) (в количестве 290 шт., 290 грузовых мест), общим количеством 1025 грузовых мест, общей стоимостью 104508,10 доллара США, общим весом брутто 16361,00 кг. Поставка осуществлялась на условиях СРТ-Москва в рамках контракта N 1/2007 от 20.07.2007.

После таможенного оформления ТСД товар был направлен в Московскую западную таможню (т/п Ленинский) по процедуре внутреннего таможенного транзита.

Транспортное средство с товарами прибыло в таможню назначения, где водителем были получены подтверждение о прибытии, свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита N 10122050/100807/0007926.

Таможенный досмотр при прибытии товаров на таможенную территорию РФ и при завершении доставки, декларировании товаров в Московской западной таможне не проводился.

В связи с проводившимися в рамках служебной проверки проверочными действиями Выборгской таможней были получены копии товаросопроводительных документов, представленные таможенной службой Финляндии, в том числе по данной поставке. Кроме того, таможней были получены ГТД 10122050/210807/П008342 и прилагаемые к ней товаросопроводительные документы по данной поставке из таможни назначения - Московской западной таможни.

Согласно предоставленным финским таможенным органом товаросопроводительным документам, по книжке МДП N AX 55054505 при убытии с таможенной территории Финляндии перемещался товар: мониторы FP91G+U-9SE (в количестве 462 шт., 462 грузовых места), мониторы FP71G+U (в количестве 200 шт., 200 грузовых мест), мониторы UK-913
(в количестве 300 шт., 300 грузовых мест), мониторы L1953TR-BF (L1953TQ) (в количестве 30 шт., 1 грузовое место), мониторы L1960TR-BF (L1960TQ) (в количестве 50 шт., 1 грузовое место), мониторы L200WJ-BF (в количестве 90 шт., 2 грузовых места), мониторы L222WS-BN (в количестве 45 шт., 1 грузовое место), мониторы L222WS-SN (в количестве 45 шт., 1 грузовое место), мониторы L226WTQ-BF (в количестве 45 шт., 1 грузовое место), мониторы Acer AL1717F (в количестве 300 шт., 6 грузовых мест), мониторы L1718S-SN (в количестве 1400 шт., 28 грузовых мест), мониторы L1718S-BN (в количестве 200 шт., 4 грузовых места), мониторы L1918S-SN (в количестве 100 шт., 2 грузовых места), мониторы Acer Asd (в количестве 576 шт., 16 грузовых мест) общим количеством 1025 грузовых мест, общим весом брутто 16361,00 кг.

Полагая, что перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации предоставил таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о товаре, 19.12.2007 Выборгской таможней вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении N 10206000-2412/2007 и проведении по нему административного расследования. Действия Общества квалифицированы таможенным органом по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ (приложение л. 9 - 11).

19.06.2008 таможенный орган составил протокол об административном правонарушении N 10206000-2412/2007, на основании которого 01.07.2008 Выборгской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10206000-2412/2007, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 65000 рублей (приложение л. 123 - 128).

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности таможенный орган указал на сообщение таможенному органу недостоверных сведений
о количестве грузовых мест и наименовании перемещаемых товаров при прибытии на таможенную территорию РФ, а равно для получения разрешения на ВТТ путем представления недействительных документов.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ЗАО “Траверз“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 03.03.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы Выборгской таможни.

Согласно части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о товарах и транспортных средствах, в том числе о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, наименовании товаров; весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров в кубических метрах, за исключением
крупногабаритных грузов. Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Таможенного кодекса РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами; о стране отправления (стране назначения) товаров; о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор; о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства; о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической Ф.И.О. не менее чем первых четырех знаков; об общем количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров; о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути; о планируемом сроке перевозки товаров (статья 82 ТК РФ); о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (пункт 3 статьи 86 ТК РФ)

Согласно статье 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее - Конвенция МДП) правовые последствия для перевозчика влекут расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера, если таковые являются результатом преднамеренных ошибок либо ошибок, допущенных по небрежности при погрузке или отправке груза или
при составлении упомянутого манифеста. Под ошибками, допущенными по небрежности, следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (пояснительные записки к статье 39 Конвенции МДП).

Пунктами 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ) предусмотрено, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (пункт 2 статьи 9 КДПГ).

Как следует из объяснений водителя транспортного средства Маркова М.И., он присутствовал при погрузке товара на складе в Финляндии, проверил целостность упаковки, произвел пересчет грузовых мест и сверку груза с товарно-сопроводительными документами, при этом расхождений выявлено не было (приложение л. 93).

Согласно протоколу опроса от 29.02.2008 государственного таможенного инспектора МАПП Торфяновка Григорьева Д.И., производившего таможенное оформление товара по прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, автомашина с товаром не вскрывалась и не досматривалась, поскольку все документы были в полном порядке и соответствовали предъявляемым требованиям, товар не входил в группу риска. Пломбы финской таможни были в целостности, о чем свидетельствует поставленный штамп на обороте товаросопроводительной накладной “осмотрено, нарушений не выявлено“.
Оригиналы ТСД упакованы в пакет-сейф, который вручен водителю ЗАО “Траверз“ Маркову М.И. (приложение л. 66 - 67).

По прибытии транспортного средства с товарами в таможню назначения водителем были получены свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита (СЗВТТ) N 10122050/100807/0007926, в CMR были проставлены штампы таможенного органа “Товар поступил“, “Выпуск разрешен“, что подтверждает факт прибытия груза, указанного в товаросопроводительных документах.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого постановления, возложена на орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 24 Инструкции “О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении“, утвержденной Приказом ГТК России от 18.12.2003 N 1467 установлено, что если в качестве товаросопроводительных документов (ТД) используется книжка МДП, заполненная и оформленная в соответствии с Конвенцией МДП, то после осуществления документального контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет действия, установленные пунктом 23 настоящей Инструкции (за исключением подпунктов “и“ и “л“), а также заполняет графы 18 - 23 обоих отрывных листов и корешок N 1 комплекта книжки МДП, в которых проставляет подпись и оттиск ЛНП; отделяет отрывной лист N 1 комплекта книжки МДП для передачи с соответствующим комплектом документов в ОКТТ; возвращает оформленную книжку МДП с соответствующим комплектом документов перевозчику, в том числе в установленных случаях в пакет-сейфе (подпункты “г“, “д“, “е“ пункта 24 Инструкции в действующей в
момент производства по делу об АП редакции).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае разрешение должностным лицом Выборгской таможни внутреннего таможенного транзита является свидетельством представления водителем надлежащего комплекта товаросопроводительных документов, а факт выдачи таможенным органом назначения Свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита подтверждает вручение водителем ЗАО “Траверз“ должностному лицу таможенного органа назначения сейф-пакета в ненарушенном состоянии.

Таможенный орган не отрицает, что перевозчиком при въезде на территорию Российской Федерации и при завершении процедуры внутреннего таможенного транзита представлены пакеты документов, содержащие одинаковые сведения о товаре, в том числе, о наименовании, количестве грузовых мест и весе.

Как следует из материалов дела, таможенные органы не проверяли соответствие сведений о товаре, содержащихся в товаросопроводительных документах, товару, фактически перемещенному на территорию Российской Федерации, т.е. досмотр товара не производился ни таможенной службой Финляндии, ни таможенной службой Российской Федерации, следовательно, вывод Выборгской таможни о представлении Обществом документов, содержащих недостоверные сведения о товаре: количестве грузовых мест и их маркировке; наименовании товара, является предположительным и не основанным на фактических обстоятельствах. При этом таможенный орган не указал, по каким основаниям документы, предъявленные Обществом таможенной службе Финляндии, признаны Выборгской таможней соответствующими товару, перемещенному на территорию Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Факты причастности ЗАО “Траверз“ к подделке оттисков печатей Выборгской таможни, умышленного сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товаре, ввоза на территорию Российской Федерации товара, не
указанного в товаросопроводительных документах, Выборгской таможней не доказаны.

Кроме того, выводы таможенного органа о несоответствии количества грузовых мест, указанных в документах, представленных таможенным органом Финляндии, и в документах, предъявленных Выборгской таможне, противоречат установленным в процессе административного производства обстоятельствам, поскольку количество грузовых мест в исследуемых комплектах документов, идентичны.

Поскольку таможенным органом не доказано совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление таможни.

При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2009 года по делу N А56-26307/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

СЕМЕНОВА А.Б.