Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А26-5414/2008 Указание в графе 1 справки о подтверждающих документах, являющейся формой отчетности по валютным операциям, в качестве даты оформления данного документа даты подачи таможенной декларации не свидетельствует о нарушении порядка представления резидентом справки о подтверждающих документах, установленного Положением Центрального банка РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. по делу N А26-5414/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12829/2008) Общества с ограниченной ответственностью “Форест-Трейд“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2008 по делу N А26-5414/2008 (судья Лазарев А.Ю.), принятое

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Форест-Трейд“

к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: не явился
(извещен)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Форест-Трейд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление, административный орган) от 22.08.2008 N 86-08/83П о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания 40000 рублей штрафа.

Решением суда первой инстанции от 24.11.2008 требования Общества оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, решение суда противоречит положениям статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, а сроки, установленные пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“, не нарушены. Кроме того, Общество сослалось на вступившие в силу судебные акты по делу N 26-5416/2008, которыми подтверждена правовая позиция Общества о толковании и применении вышеуказанных нормативных правовых актов.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда оставить без изменения.

Определением апелляционного суда от 30.03.2009 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено. В связи с невозможностью участия в судебном заседании судьи А.Б.Семеновой и в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена ее замена на судью И.Г.Савицкую, о чем издано соответствующее распоряжение.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, апелляционная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся
в апелляционной жалобе, апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.

Постановлением от 22.08.2008 N 86-08/83П общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).

Как следует из этого постановления, в качестве объективной стороны состава административного правонарушения обществу вменено несоблюдение определенных Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П порядка и сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям. В справках о подтверждающих документах от 07.02.2008, от 11.02.2008, от 18.02.2008, от 22.02.2008, от 29.02.2008 Общество указало недействительные, по мнению Управления, сведения о датах вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации. Фактически в справках Обществом отражены даты, указанные в отметках таможни “Выпуск разрешен“ по грузовым таможенным декларациям N 10223010/010208/0000374, 10223010/010208/0000375, 10223010/050208/0000432, 10223010/050208/0000433, 10223010/050208/0000434, 10223010/070208/0000485, 10223010/110208/0000520, 10223010/120208/0000559, 10223010/120208/0000560, 10223010/210208/0000742, 10223010/210208/0000743, 10223010/210208/0000744, 10223010/260208/0000769, 10223010/260208/0000770, 10223010/260208/0000771.

Эти обстоятельства квалифицированы Управлением в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Общество не согласилось с постановлением о привлечении к административной ответственности и обжаловало его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события и состава административного правонарушения.

Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в
установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного Закона.

Исходя из части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В силу пункта 2.1 положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение) резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.

Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ (далее -
Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.

Таким образом, с момента введения в действие Указания (27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы являются формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.

Пунктом 2 Положения о порядке... определено, что в графе 1 “Дата“ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в пункте 2.17 Положения.

Согласно пункту 9 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации вывозом товаров с территории Российской Федерации является подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Таким образом, указание в справке о подтверждающих документах даты подачи таможенной декларации не свидетельствует о нарушении предусмотренного Положением порядка представления резидентом справки о подтверждающих документах.

Установленные в пункте 2.4 Положения сроки представления справки и документов Обществом не нарушены,

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения следует признать ошибочным.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2008 по делу N А26-5414/2008 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора в Республике Карелия от 22.08.2008 N 86-08/83П о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Форест-Трейд“ к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 40 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЛОПАТО И.Б.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

САВИЦКАЯ И.Г.