Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А56-44568/2008 Выдача справки с отметкой об имеющейся неисполненной обязанности по уплате налогов по запросу налогоплательщика о выдаче справки об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды не может рассматриваться как незаконное бездействие налогового органа.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2009 г. по делу N А56-44568/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3930/2009) ОАО “КАМАЗ“
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2009 по делу N А56-44568/2008 (судья Захаров В.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО “КАМАЗ“
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Боровских В.А. по доверенности от 09.12.2008 N 01/07-174;
Мазанов М.Ю. по доверенности от 31.12.2008 N 01/07-280
от ответчика: Гурциев В.А. по доверенности от 23.10.2008;
Юмашова Н.П. по доверенности от 15.09.2008;
установил:
открытое акционерное общество “КАМАЗ“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении справки по запросу Общества и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение путем выдачи справки “об отсутствии у организации просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды“.
Решением от 11.02.2009 г. в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой просило судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель налогового органа в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве, просил в ее удовлетворении отказать, считает решение суда первой инстанции законным и правомерным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 23.07.2008 (вход. N 23466 от 23.07.2008) ОАО “КАМАЗ“ обратилось с заявлением N 70-700-222 от 22.07.2008 в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 с запросом от 22.07.2008 N 70-700-222 о предоставлении справки об отсутствии у организации просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды на текущую дату.
Настоящая справка необходима Обществу для получения возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 357.
Вместо запрашиваемой справки 25.07.2008 Инспекцией представлена Обществу Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Согласно указанной справке заявитель по состоянию на 23.07.2008 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ на сумму в размере 1 221 591 963,49 руб.
Заявитель, посчитав, что налоговым органом допущены бездействия, выразившиеся в невыдаче справки по запрашиваемой форме, обратился с арбитражный суд с заявлением об обжаловании бездействий инспекции.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Судами установлено, что справка об отсутствии у организации просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды необходима ОАО “КАМАЗ“ для получения возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 357. Однако законодательством справка данной формы не регламентирована. Тем не менее, Инспекцией выдана справка Обществу об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Этот Приказ издан в дополнение к Приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 “Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками“ и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ “Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению“.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по заполнению справки при наличии у налогоплательщика по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в справке делается запись “имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“.
Как следует из п. п. 2 и 6 Методических указаний, Справка формируется налоговым органом с помощью программных средств, т.е. по данным информационных ресурсов налогового органа.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика (Указанный вывод сделан Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 11.05.2005 N 16507/04).
В Методических указаниях даны четкие разъяснения, когда налоговым органам следует делать в Справке запись “не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“, а когда “имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“.
В соответствии с Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ “Об утверждении справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций“ при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись “не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“ делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;
- которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“;
- которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы Федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.
Применение арбитражным судом обеспечительных мер в виде приостановления к взысканию задолженности не приводит к признанию обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов исполненной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Заявителем не представлено доказательств, что Инспекция по спорным правоотношениям сторон допустила незаконное бездействие в момент обращения заявителя за истребуемой справкой.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2009 года по делу N А56-44568/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
БУДЫЛЕВА М.В.
Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.