Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по делу N А42-7648/2008 Несоответствие качества воды, предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, гигиеническим требованиям по показателям “цветность“, “железо“, “запах“ образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2009 г. по делу N А42-7648/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б.Семеновой

судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2148/2009) МУП Североморские теплосети“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2009 по делу N А42-7648/2008 (судья С.Б.Варфоломеев), принятое

по иску (заявлению) МУП “Североморские теплосети“

к Управлению ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области

об оспаривании постановления от 21.11.2008

при участии:

от истца (заявителя): представителя Ю.Я.Климчук (доверенность от 12.11.08 N 3946)

от ответчика
(должника): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 96135)

установил:

североморское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей (МУП “Североморские теплосети“) (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления от 21.11.2008 N 188/07.11.08 Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Полярный, ЗАТО Скалистый, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск, ЗАТО Снежногорск (далее - Территориальный отдел) о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.

Определением суда от 22.12.2008 произведена замена ответчика на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - Управление, административный орган).

Решением от 19.01.2009 суд отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии в его действиях состава инкриминируемого правонарушения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, поскольку за качество исходной водопроводной воды хозяйственно-питьевого назначения, используемой для горячего водоснабжения, отвечают организации, эксплуатирующие водопроводные сооружения. Также заявитель указывает на то, что качество исходной водопроводной воды, поступающей на котельную, не соответствует требованиям СанПиНа “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества“. При нагревании исходной воды на котельной Предприятия ее органолептические показатели ухудшаются.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с
чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Территориальным отделом в связи с поступившими заявлениями граждан проведена внеплановая проверка качества воды горячего водоснабжения, по результатам которой составлены акт от 06.11.2008 (т. 1 л.д. 73 - 74) и протокол N 188 от 07.11.2008 о совершении Предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 87 - 88).

В акте и протоколе зафиксировано, что горячая вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по показателям запах, цветность и содержание железа.

Постановлением от 21.11.2008 по административному делу N 188/07.11.08 Предприятие привлечено к административной ответственности на основании статьи 6.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 20000 руб. (т. 1 л.д. 11 - 16).

Не согласившись с данным постановлением, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.

Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения,
пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества“ (Далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

В соответствии с пунктами 3.2, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 к СанПиН 2.1.4.1074-01.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.

Этими же Правилами установлено, что под понятием водоснабжение понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды (то есть, водоснабжение не подразделяется на питьевое и горячее).

Аккредитованной испытательной лабораторией федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области, ЗАТО Североморск, ЗАТО Полярный, ЗАТО Скалистый, ЗАТО Заозерск, ЗАТО Видяево, Кольском районе“ 20.10.2008 произведен отбор проб на выходе из котельной горячего водоснабжения Предприятия, а также на вводе в жилые дома по адресам: Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сафонова, д. 19 и ул. Душенова, д. 12 - в пределах балансовой ответственности Предприятия.

По результатам лабораторных испытаний отобранной воды установлено, что вода на выходе из котельной Предприятия имеет цветность 26 градусов при норме 20 градусов и содержит железо 0,4 мг/кв. дм при норме 0,3 мг/кв. дм, что подтверждается протоколом испытаний N 183 от 20.10.2008 (т. 1 л.д. 80).

В соответствии с протоколами испытаний N 179, 181 от 20.10.2008 (т. 1 л.д. 81, 82) при вводе в жилой дом по ул. Душенова, д. 12 в г. Североморске цветность воды уже составила 29 град., содержание железа - 0,62 мг/куб. дм, а также появился запах, схожий с сероводородным, интенсивность которого при 60 град. составила 3 балла при норме 2 балла. При вводе в жилой дом по ул. Сафонова, д. 19 превышенный показатель “цветность“ не изменился, однако увеличилось содержание железа и составило 0,49 мг/куб.
дм.

Приведенные результаты испытаний также оформлены экспертным заключением N 115-1 от 22.10.2008 (л.д. 79).

Установив данные обстоятельства, Территориальный отдел, применив пункты 3.2, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, содержащие гигиенические требования к качеству воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест и применяемые в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, пришел к выводу о несоответствии качества поставляемой в жилые дома воды по показателям “цветность“, “железо“, “запах“.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предприятия вины в совершении вменяемого правонарушения.

Представленными материалами подтверждается тот факт, что после поставки муниципальным унитарным предприятием “Североморскводоканал“ исходной воды, после ее тепловой обработки и подачи по инженерным сетям (системе горячего водоснабжения) ее качество ухудшается, при этом появляется еще один некачественный показатель “запах“. Отбор проб питьевой воды произведен в течение всего процесса подачи питьевой воды до потребителя, в результате которого установлено стабильное ухудшение ее качества на каждом этапе.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что ответственность за правонарушение, вменяемое ему в вину, должны нести организации, осуществляющие забор и подачу исходной питьевой воды, а также предприятия, в ведении которых находятся внутридомовые сети.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие
качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Таким образом, является законным вывод суда первой инстанции о том, что все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности инженерных сетей.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, осуществляющие ее подогрев, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.

Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание тот факт, что в соответствии с договором б/н от 01.05.2008 горячего водоснабжения и отопления, заключенным с МУП “Североморскжилкомхоз“, Предприятие приняло на себя обязательство по снабжению объектов муниципального жилищного фонда ЗАТО Североморск горячей водой, соответствующей, в том числе санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (т. 1 л.д. 97 - 102).

Материалами дела подтверждается несоответствие подаваемой Предприятием воды санитарным нормам и требованиям.

При таких обстоятельствах, административный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ. Основания для отмены обжалуемого решения суда у апелляционной инстанции отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 января 2009 года по делу N А42-7648/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия “Североморские теплосети“ без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

САВИЦКАЯ И.Г.