Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А56-44745/2008 Применение юридическим лицом при расчете наличными денежными средствами бланков строгой отчетности, зарегистрированных в налоговом органе, исключает основания для привлечения его к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку данная норма не предусматривает ответственность за применение бланков строгой отчетности по форме, не установленной для определенного вида деятельности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А56-44745/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.А.Шульги

судей Г.В.Борисовой, Е.А.Фокиной

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1921/2009) ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2008 по делу N А56-44745/2008 (судья Королева Т.В.), принятое

по иску (заявлению) ООО “Ракус-1“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области

об оспаривании постановления

при участии:

от истца
(заявителя): директора Котенева А.Т.

от ответчика (должника): от ИФНС по Приозерскому району ЛО - предст. Гис М.Г. по доверенности б/н до 14.11.2009

от УФНС по ЛО - предст. Петровой Т.В. по доверенности N 15-06/12710 от 15.10.2008

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ракурс-1“ обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Приозерскому району Ленинградской области N 11-66 ККМ от 11.09.2008 года о назначении административного наказания.

Решением от 30 декабря 2008 года суд удовлетворил заявленное требование.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество выдавало бланки строгой отчетности формы БО-3.

Инспекция ФНС России по Приозерскому району Ленинградской области заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2008 года по делу N А56-44745/2008 и принять по делу новый судебный акт.

По мнению ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области, материалами дела доказано совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при оказании услуг по временному проживанию ККТ не применялась, а наличные денежные расчеты осуществлялись путем оформления приходно-кассовых ордеров унифицированной формы N БО-3, т.е. по бланкам, не утвержденным для данного вида деятельности.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Управления ФНС по Ленинградской области поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на нарушение Обществом Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники.

ООО “Ракурс-1“ возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в материалах дела.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 11 сентября 2008 года при проведении проверки полноты оприходования выручки Обществом установлено, что в период с 01.01.2008 по 31.07.2008 наличные денежные средства при оказании услуг по временному проживанию и услуг сауны принимались по бланкам строгой отчетности формы БО-3, не утвержденным для данного вида деятельности.

Налоговый орган, ссылаясь на нарушение Положения “Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, посчитал что Общество нарушило статью 2 Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 года “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

По результатам проверки 11 сентября 2008 года составлены акт N 4712/209, протокол N 11-65 ККМ об административном правонарушении и вынесено постановление N 11-66 ККМ, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложен штраф в размере 30 000 рублей.

Основанием наложения административного штрафа налоговый орган указал на нарушение ООО “Ракурс-1“ статей 2, 5 Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 года “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

ООО “Ракурс-1“ не согласилось с постановлением налогового органа, в связи с чем и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав
доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 359 утверждено Положение “Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“ (далее - Положение), которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

В пункте 2 Положения установлено, что на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Из изложенного следует, что Общество вправе вместо контрольно-кассовой машины при расчете наличными денежными средствами применить бланк строгой отчетности.

Как следует из материалов дела, в качестве события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществу вменяется использование бланков строгой отчетности по форме БО-3, в то время как Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 для приема
наличных денежных средств от населения за предоставленные услуги по временному проживанию должны использоваться, по мнению налогового органа, документы строгой отчетности формы N 1-Г “Анкета“, N 2-Г “Журнал регистрации иностранных граждан“, N 3-Г “Счет“, N 3-Гм “Счет, N 4-Г “Карта гостя“, N 5-Г “Кассовый отчет“, N 7-г “Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету“ N 8-Г “Квитанция на возврат денег“, N 9-Г “Акт о порче имущества гостиницы“, N 10-Г “Заявка на бронирование мест“, N 11-Г “Автостоянка“, N 12-Г “Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг“, N 13-Г “Квитанция на прием вещей в камеру хранения“. При оказании услуг саун применяются бланки строгой отчетности БО-9 с одновременным заполнением БО-11 (02), БО-3 при выполнении услуг, не требующих затрат материалов.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Материалами дела установлено, что Общество применило в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 359 бланки строгой отчетности, зарегистрированные в налоговом органе, в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данная норма не предусматривает ответственность за применение бланков строгой отчетности по форме, не установленной для определенного вида деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции исследовал все
обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда и отмены решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2008 года по делу N А56-44745/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС по Приозерскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ФОКИНА Е.А.