Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А56-35271/2008 Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ не предусмотрено право налогового органа на предъявление в арбитражный суд иска о ликвидации юридического лица в связи с осуществлением им деятельности по проведению азартных игр с нарушением положений данного Закона.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А56-35271/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А.

судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1372/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2008 по делу N А56-35271/2008 (судья Сенопальникова Л.И.), принятое

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу

к ЗАО “Вегас“

3-е лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N
15 по Санкт-Петербургу

о ликвидации

при участии:

от заявителя: Чуба Е.А. по доверенности N 02/53543 от 24.12.2008;

от ответчика: не явились, извещены;

от 3-го лица: не явились, извещены.

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - заявитель, Межрайонная ИФНС России N 27 по СПб) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о ликвидации закрытого акционерного общества “Вегас“ (далее - ЗАО “Вегас“, Общество) с возложением обязанности по осуществлению ликвидации на действующего директора Ф.И.О.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к делу привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу.

Решением суда первой инстанции от 24.12.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу подала апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение от 24.12.2008 и принять по делу новый судебный акт, в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов обжалуемого решения фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции Межрайонная ИФНС России N 27 по СПб указала на невыполнение предписания о прекращении деятельности ЗАО “Вегас“, нарушение им порядка регистрации объектов игорного бизнеса и регистрации изменения количества указанных объектов, непредставление документов о праве собственности и декларации о соответствии игрового оборудования предъявляемым требованиям, отсутствие регистрации отдельных обособленных подразделений, несоответствие заявленного места нахождения ЗАО “Вегас“.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит ее удовлетворить, а обжалуемое решение от 24.12.2008 отменить и принять по
делу новый судебный акт.

ЗАО “Вегас“ и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.

В апелляционный суд поступили ходатайства от ЗАО “Вегас“ и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.

Апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей ЗАО “Вегас“ и Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что ЗАО “Вегас“ создано и зарегистрировано 23.06.2004, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской и Ненецкому автономному округу 23.06.2004. На основании Лицензии N 005516, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, ЗАО “Вегас“ осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений сроком действия с 21.09.2004 по 21.09.2009 с указанием регистрации местонахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, Привокзальная улица, дом 44.

В связи со сменой местонахождения с 16.04.2007 ЗАО “Вегас“ состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу, что подтверждается Свидетельством Федеральной налоговой службы о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, выданным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу 16.04.2007 и находится по адресу: 192007, город Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 13, литер А, помещение 3Н.

Единственным учредителем и акционером ЗАО “Вегас“ является Кравчук
Иван Иванович (паспорт гражданина Российской Федерации: серия 11 97 номер 033788, выдан Вельским РОВД Архангельской области 14.05.1998, зарегистрирован по адресу: Россия, Архангельская область, Вельский район, город Вельск, Привокзальная улица, дом 23).

В соответствии с Решением N 14.1 единственного акционера - Ф.И.О. от 19.09.2007 на должность директора ЗАО “Вегас“ назначен Шубин Сергей Сергеевич.

Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб в период с 09.11.2007 по 28.12.2007 проведена проверка организатора азартных игр ЗАО “Вегас“ в части соблюдения установленных пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244-ФЗ) требований, предъявляемых к организаторам азартных игр, включая проверку технического состояния игрового оборудования.

В результате проверки ЗАО “Вегас“ и его обособленных подразделений был установлен ряд грубых и неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации, а именно:

1. Согласно акту проверки Межрайонной ИФНС России N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении ЗАО “Вегас“, ИНН 2907009810, выявлено следующее:

- по адресу Архангельская область, город Вельск, улица Гагарина, дом 42Б количество зарегистрированных в установленном порядке игровых автоматов составляет 47 (Сорок семь), при этом в указанном игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры, находится 51 (Пятьдесят один) игровой автомат.

2. Согласно акту проверки Межрайонной ИФНС России N 9 по Вологодской области в отношении ЗАО “Вегас“, ИНН 2907009810, выявлено следующее:

- по адресу Вологодская область, село Верховажье, Первомайская улица, дом 22 количество зарегистрированных в установленном порядке игровых автоматов составляет 37 (Тридцать семь), при этом в указанном
игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры, находится 42 (Сорок два) игровых автомата.

3. Согласно акту проверки Межрайонной ИФНС России N 7 по Вологодской области в отношении ЗАО “Вегас“, ИНН 2907009810, выявлено следующее:

- по адресу Вологодская область, город Тотьма, Спортивная улица, дом 11 количество зарегистрированных в установленном порядке игровых автоматов составляет 1 (Один), при этом в указанном игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры, находится 50 (Пятьдесят) игровых автоматов.

4. Согласно акту проверки Межрайонной ИФНС России N 7 по Вологодской области в отношении ЗАО “Вегас“, ИНН 2907009810, выявлено следующее:

- по адресу Вологодская область, село Бабушкина, улица Бабушкина, дом 53 количество зарегистрированных в установленном порядке игровых автоматов составляет 4 (Четыре), при этом в указанном игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры, находится 27 (Двадцать семь) игровых автоматов.

5. Согласно акту проверки Межрайонной ИФНС России N 5 по Архангельской области в отношении ЗАО “Вегас“, ИНН 2907009810, выявлено следующее:

- по адресу Архангельская область, город Нямдома, улица Павлика Морозова, дом 35 количество зарегистрированных в установленном порядке игровых автоматов составляет 0 (Ноль), при этом в указанном игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры, находится 53 (Пятьдесят три) игровых автомата.

6. Согласно акту проверки Межрайонной ИФНС России N 5 по Архангельской области в отношении ЗАО “Вегас“, ИНН 2907009810, выявлено следующее:

- по адресу Архангельская область, город Каргополь, улица Гагарина, дом 9Б количество зарегистрированных в установленном порядке игровых автоматов составляет 0 (Ноль), при этом в указанном игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры, находится 52 (Пятьдесят два) игровых автомата.

В результате данных контрольных
мероприятий Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб было установлено нарушение ЗАО “Вегас“ статьи 2, пункта 8 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, в соответствии с которыми в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее пятидесяти игровых автоматов, а также пункта 2 статьи 129.2. Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - в части нарушения порядка регистрации объектов игорного бизнеса, а также нарушения регистрации изменения количества указанных объектов.

Кроме того, в нарушение пункта 10 статьи 16 Закона N 244-ФЗ ЗАО “Вегас“ не исполнило обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право собственности на игорное оборудование организатора азартных игр, не подтвердило документально технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата.

В нарушение подпункта 2 пункта 1, подпунктов 3, 4, 5 пункта 2, подпунктов 6, 7, 8, 9 пункта 3 Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 540 от 23.08.2007, ЗАО “Вегас“ не предоставило в территориальные налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений декларации о соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому автомату статьей 2 Закона N 244-ФЗ.

По результатам проверки Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб в отношении ЗАО “Вегас“ было вынесено Предписание N 03/6530 дсп от 29.12.2007, которым предписано:

1. С 01.01.2008 прекратить деятельность организатора азартных - ЗАО “Вегас“ - а также всех его структурных подразделений игр на территории Архангельской и Вологодской областей.

2. В срок до 01.01.2008 устранить выявленные нарушения, привести учет и отчетные
документы в соответствие с законодательством, регулирующим деятельность по организации и проведению азартных игр.

3. Прекратить деятельность структурных подразделений организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным пунктом 1 и пунктом 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.

4. Зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения все изменения количества объектов налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 366 НК РФ.

5. Представить документы, подтверждающие право собственности на игровые автоматы, в Межрайонную ИФНС России N 27 по СПб.

6. Представить декларации о соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемых к игровому автомату по месту установки этого объекта налогообложения, в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения на территории субъекта Российской Федерации.

ЗАО “Вегас“ было ознакомлено с данным предписанием, однако, выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Обществом устранены не были. Несмотря на предписание и в нарушение действующего законодательства ЗАО “Вегас“ продолжало осуществлять деятельность организатора азартных игр на территории Архангельской и Вологодской областей.

Помимо вышеизложенного Межрайонная ИФНС России N 27 по СПб представила в материалы дела следующие сведения о нарушениях действующего законодательства ЗАО “Вегас“ в 2008 году:

1. Межрайонной ИФНС России N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в период с 31.01.2008 по 29.02.2008 была проведена проверка структурного подразделения ЗАО “Вегас“ в павильоне игровых автоматов, расположенном по адресу: 165651, Архангельская область, город Коряжма, Советская улица, дом 10, строение 3. В результате контрольных мероприятий (акт проверки от 29.02.2008 N 04-71/305) установлено:

- в нарушение пункта 2 статьи 366 НК РФ обособленное подразделение ЗАО “Вегас“ не состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, игровые автоматы
ЗАО “Вегас“ не зарегистрированы.

- ЗАО “Вегас“ осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов в нарушение законодательства субъекта Российской Федерации и части 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.

- законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), ЗАО “Вегас“ не выполнено.

- зона обслуживания участников азартных игр не отвечает требованиям пункта 7 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.

- в нарушение пункта 8 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, согласно которой в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее пятидесяти автоматов, на момент начала проверки в игорном заведении находилось 30 (Тридцать) игровых автоматов, из них одиннадцать были установлены и функционировали.

2. Межрайонной ИФНС России N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесен ряд решений “О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение“ в отношении ЗАО “Вегас“ по месту налогового учета обособленного подразделения “29/01 Вельск“ ЗАО “Вегас“, располагающегося по адресу: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Гагарина, дом 426.

Основанием для вынесения указанных решений послужило следующее:

В Межрайонной ИФНС России N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу зарегистрированы игровые автоматы ЗАО “Вегас“ в количестве 45 штук.

Согласно Закону N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

Областным законом N 350-17-ОЗ от 18.04.2007 “Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр“ с
01.01.2008 на территории Архангельской области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов). В связи с принятием указанного Закона на территории Архангельской области происходит выбытие игровых автоматов, как объектов налогообложения.

Объект налогообложения признается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (пункт 4 статьи 366 НК РФ).

Налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (пункт 3 статьи 366 НК РФ). В нарушение указанной статьи НК РФ заявление о снятии с учета игровых автоматов от ЗАО “Вегас“ не поступало.

На основании вышеизложенных нарушений Межрайонной ИФНС России N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесены следующие решения:

- Решение N 11-35/6/262 от 27.02.2008 о привлечении ЗАО “Вегас“ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.2 НК РФ, за нарушение установленного указанным Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых автоматов, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов.

- Решение N 11-35/6/495 от 15.05.2008 о привлечении ЗАО “Вегас“ к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129.2 НК РФ за нарушение установленного указанным Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых автоматов, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов, совершенное более одного раза.

Вместе с тем, Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб в материалы дела приложены протоколы осмотра (от 06.05.2008, 27.09.2008, 27.06.2008, 26.03.2008, 02.02.2008) залов игровых автоматов обособленных подразделений ЗАО “Вегас“, осуществляющих незаконную с 01.01.2008 предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории
Архангельской и Вологодской областей.

Кроме того, Межрайонная ИФНС России N 27 по СПб отмечает, что вся корреспонденция, направляемая ЗАО “Вегас“ в адрес Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб, поступает с почтовым штемпелем “город Вельск (Архангельская область)“. В указанном городе зарегистрирован учредитель Общества И.И.Кравчук. При этом, почтовые отправления в адрес руководителя С.С.Шубина возвращаются “за истечением срока хранения“.

Вместе с тем, Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб проведен осмотр помещения, расположенного по заявленному “юридическому“ адресу город Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 13, литер А, помещение 3Н. В ходе осмотра было установлено, что по указанному адресу находится адвокатская консультация N 78 Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов. Указанная консультация единолично пользуется помещением на основании договора аренды помещения, заключенного с КУГИ Санкт-Петербурга. Других арендаторов и субарендаторов помещения нет. ЗАО “Вегас“ по данному адресу отсутствует, признаков деятельности ЗАО “Вегас“ не выявлено, исполнительный орган организации не обнаружен.

Оценив в совокупности вышеизложенные факты Межрайонная ИФНС России N 27 по СПб посчитала, что ЗАО “Вегас“ при осуществлении деятельности допустило неоднократные грубые нарушения закона, в связи с чем, обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о ликвидации ЗАО “Вегас“ с возложением обязанности по осуществлению ликвидации на действующего директора Ф.И.О. и определением срока на осуществление процедуры ликвидации Общества не превышающего шести месяцев.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб, в полном объеме оценил все обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 24.12.2008 изменению, по следующим основаниям.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд уполномоченным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).

Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, на нарушениях положений которых основаны требования Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб, не предусмотрено право налогового органа предъявлять в арбитражный суд иск о ликвидации организации за осуществление деятельности по проведению азартных игр.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 244-ФЗ за налоговыми органами закреплены только функции контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указывает на то, что статьей 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в пункте 14 названной нормы, а заявленное налоговым органом требование в указанном перечне отсутствует.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14 указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Эта норма предполагает, что нарушения закона должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб не представлено надлежащих доказательств того, что на момент государственной регистрации изменений ЗАО “Вегас“ не находилось по адресу, указанному в учредительных документах, а также доказательств, подтверждающих неоднократные или грубые нарушения закона Обществом.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений возлагается на соответствующий орган.

Оценив в совокупности доказательства по делу с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб, поскольку нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ не предусмотрено право на обращение в суд с требованиями о принудительной ликвидации юридических лиц.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование Межрайонной ИФНС России N 27 по СПб о ликвидации ЗАО “Вегас“ по заявленным основаниям не подлежит удовлетворению.

Таким образом, судом первой инстанции в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2008 по делу N А56-35271/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ДМИТРИЕВА И.А.

Судьи

ПРОТАС Н.И.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.