Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 N 09АП-5855/2009-АК по делу N А40-89103/08-154-607 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления миграционного органа о привлечении к административной ответственности за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета отказано правомерно, так как совершение заявителем вмененного административного правонарушения доказано, процедура и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2009 г. N 09АП-5855/2009-АК

Дело N А40-89103/08-154-607

Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2009

Полный текст постановления изготовлен 04.05.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бекетовой И.В.,

судей: Попова В.И., Цымбаренко И.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов RU PASS“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2009

по делу N А40-89103/08-154-607 судьи Чадова А.С.

по заявлению НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов RU PASS“

к Управлению Федеральной Миграционной службы России по г. Москве

об оспаривании постановления от 08.08.2008

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: Цыганков В.В. по дов. от
24.02.2009 N мс9/9-1939н, уд. N 065080;

установил:

НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов RU PASS“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОИК УФМС России по г. Москве от 08.08.2008 по делу об административном правонарушении N 137/641-08-08.

Решением от 13.03.2009 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.

При этом суд указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие соответствующих полномочий административного органа на его принятие и законных оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности, а также на соблюдение ответчиком установленных КоАП РФ процедуры и сроков давности привлечения заявителя к административной ответственности. По мнению суда, в действиях Учреждения содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на отсутствие вины Учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку у заявителя отсутствовала возможность отправить в адрес территориального органа ФМС России отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Учреждение указывает на незаконность проведенной органом миграционного контроля проверки, в результате которой был составлен протокол об административном правонарушении, а также на нарушение ответчиком срока рассмотрения дела об административном правонарушении и направления постановления в адрес заявителя.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее доводы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами его надлежащего извещения
о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 05.05.2008 сотрудниками Отдела иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве на основании распоряжения начальника ОИК УФМС России по г. Москве от 05.05.2008 N 476 была проведена проверка соблюдения Некоммерческим частным учреждением “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ миграционного законодательства по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, дом 28, офис 236.

В ходе проведения проверки ответчиком было выявлено неисполнение принимающей стороной - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ обязанности по предоставлению в установленный законом срок в соответствующий орган миграционного учета отрывной части уведомления о прибытии гражданина Республики Кыргызстан Жаманкараевой А.У. в место пребывания при снятии указанного гражданина с учета по месту пребывания, что является нарушением ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“.

По результатам проведенной проверки 12.05.2008 ответчиком в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

08.08.2008 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, которым Учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Считая оспариваемое постановление незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со ст.
210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе, сделаны соответствующие материалам дела выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно пп. “д“ п. 5 которого, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, осуществляет Федеральная миграционная служба, в том числе через свои территориальные органы.

В силу ч. 1 ст. 23.67 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе, и предусмотренных ст. 18.9 настоящего Кодекса рассматривают органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместители;

2) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

3) руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной
власти, их заместители.

Оспариваемое постановление подписано заместителем начальника ОИК УФМС России по г. Москве.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей, в связи с осуществлением миграционного учета, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Миграционный учет в Российской Федерации иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со ст. ст. 20 - 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“.

НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ указанный иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, дом 28, офис 236, о чем свидетельствует отрывной бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина сроком действия с 30.01.2008 по 30.04.2008.

Таким образом, НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“, являясь принимающей стороной, предоставило указанному гражданину Республики Кыргызстан Жаманкараевой А.У. место для временного фактического нахождения иностранного гражданина по вышеуказанному адресу, которое не является его местом жительства. При этом в Отделение по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО были предоставлены все необходимые документы, в частности, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N
109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

В силу п. 39 Правил снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Приведенные нормы не предусматривают иного способа снятия иностранного гражданина с миграционного учета по истечении срока пребывания, кроме как путем направления в орган миграционного учета отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Как видно, из материалов дела и достоверно установлено судом, НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ не представило в установленный законом срок в соответствующий орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии гражданина
Республики Кыргызстан Жаманкараевой А.У. в место пребывания, то есть не исполнило обязанность принимающей стороны по осуществлению миграционного учета надлежащим образом.

Данное обстоятельство, в частности, подтверждается справкой, подписанной начальником отделения по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО Брагиной Н.А.

Направление же Учреждением 29.04.2008 почтовым отправлением ксерокопий отрывных бланков уведомлений о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания в отделение по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО нельзя признать надлежащим исполнением принимающей стороной обязанности по осуществлению миграционного учета, поскольку ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ и п. 39 Правил снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9, установлена обязанность по представлению в соответствующий территориальный орган миграционного учета именно оригинала отрывного бланка названного уведомления.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на невозможность представить ответчику отрывную часть бланка уведомления о прибытии гражданина Республики Кыргызстан Жаманкараевой А.У. в место пребывания, в связи с тем, что отрывная часть данного уведомления находится у иностранного гражданина и является основанием для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и пересечения государственной границы Российской Федерации.

Данный довод Учреждения является несостоятельным, поскольку нормы действующего законодательства не содержат требований о предъявлении исключительно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания при выезде иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

Более того, согласно ст. 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“, отсутствие у иностранного гражданина отрывной
части бланка уведомления о прибытии не является основанием для ограничения при выезде иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что отрывная часть бланка уведомления о прибытии остается у иностранного гражданина при выезде за пределы территории Российской Федерации судом апелляционной инстанции не исключает исполнения установленной для общества обязанности, поскольку форма отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, содержит надпись “для принимающей стороны“.

В апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что проверка соблюдения Некоммерческим частным учреждением “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ миграционного законодательства была проведена сотрудниками Отдела иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве с нарушением требований действующего законодательства.

Данный довод заявителя судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, поскольку этот вопрос составляет предмет иного спора. Установление же признаков административного правонарушения является основанием для возбуждения дела независимо от способа их обнаружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив в совокупности представленные в дело
доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и правомерного применения к нему административного наказания.

Судом первой, а также апелляционной инстанции проверена процедура привлечения Учреждения к ответственности и существенных нарушений, влекущих отмену постановления, не выявлено.

Так, протокол об административном правонарушении от 12.05.2008 составлен в отсутствие законного представителя НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола, о чем свидетельствует расписка в получении уведомления о явке на составление протокола исполняющего обязанности генерального директора Учреждения Новикова А.С., действовавшего на основании приказа от 05.05.2008 N 8к.

Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя заявителя - генерального директора Учреждения Леонова И.А., извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, которое неоднократно откладывалось в связи с неявкой генерального директора Учреждения и наличием поступивших в адрес ответчика телеграмм о нетрудоспособности Леонова И.А. При этом каждый раз заявитель извещался о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Срок привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.

Необоснованной является ссылка в апелляционной жалобе заявителя на пропуск предусмотренного ст. 29.6 КоАП РФ пятнадцатидневного срока рассмотрения административного дела.

Согласно п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Вместе с тем, КоАП РФ не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки. Событие административного правонарушения и виновность НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ привлеченного к
административной ответственности были установлены как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции. Утверждение заявителя о нарушении порядка привлечения его к административной ответственности не находит нормативного обоснования.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то они не влияют на законность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2009 по делу N А40-89103/08-154-607 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

И.В.БЕКЕТОВА

Судьи:

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

В.И.ПОПОВ