Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2009 по делу N А41-10649/08 Заявление о признании недействительным решения налогового органа, которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу, удовлетворено правомерно, так как в соответствии с положениями НК РФ не признаются объектами обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2009 г. по делу N А41-10649/08

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.Э.,

судей М.Л., Ч.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З.,

при участии в заседании:

от заявителя: Г. - доверенность от 30.12.2008 N 10,

от ответчика: П. - доверенность от 02.07.2008 N 15202,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2009 г. по делу N А41-10649/08, принятое судьей Р. по заявлению Федерального государственного унитарного
предприятия “Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области о признании недействительным решения,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие Российской Федерации “Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова“ (ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области (МРИ ФНС России N 8 по Московской области, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции от 04.04.2008 N 2493 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 8 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 8 по Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ против удовлетворения жалобы возражала по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.

Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МРИ ФНС России N 8 по Московской области в отношении ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 1 полугодие 2007
г. от 21.11.2007 N 2456932 с отражением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 0 рублей.

По результатам рассмотрения акта налоговой проверки (т. 1, л.д. 119 - 122) МРИ ФНС России N 8 по Московской области в отношении ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ принято решение от 04.04.2008 N 2493 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В указанном решении налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в сумме 16 657 919 руб. (т. 1, л.д. 112 - 118).

Основанием для принятия решения от 04.04.2008 N 2493 послужило то, что, по мнению налогового органа, для исключения земельных участков, принадлежащих ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“, из состава объектов налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение земельных участков к землям обороны и безопасности. Указанные Документы налогоплательщиком представлены не были.

Не согласившись с решением МРИ ФНС России N 8 по Московской области от 04.04.2008 N 2493, ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве бессрочного пользования.

Как
следует из материалов дела, Постановлением Совета Министров СССР от 02 февраля 1959 г. N 2-ПП-614с ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создание испытательной станции площадью 33,1 га. На данных земельных участках располагались объекты военно-воздушных сил (ВВС), Министерства обороны СССР, которые, согласно указанному Постановлению, были переданы предприятию.

В соответствии с Постановлением главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 N 1443 за ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147,4 га (испытательная станция - 33,1 га и авиационный полигон - 2114,3 га).

Согласно п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий;

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной космической техники и боеприпасов;

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, вклады) (п. 2 ст. 93 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 2 Закона РФ от 05 марта 1992 г. N 2446-1 “О безопасности“ основным субъектом
обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане, общественные и иные организации являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ.

На основании ст. 8 Закона “О безопасности“ систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации, принимающие участие в обеспечении безопасности, в соответствии с законом регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Субъектами обеспечения безопасности согласно ст. 12 Закона “О безопасности“ являются: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы, государственной противопожарной службы, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, природоохранные органы. В данной статье содержится исчерпывающий перечень органов, осуществляющих функции обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

22.07.2007 Уведомлением о постановке на учет российской организации в НИ на территории РФ от 22.06.2007 N 231619 и Уведомлением от 22.06.2007 N 261624 ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ было поставлено на учет по месту нахождения земельных участков:

- Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, в границах Белоомутского лесничества, Луховицкого лесхоза, квартал 14, 15, 16, 23, 24, 25, 26;

- Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Труда, д. 124.

Указанные Уведомления получены ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ 21.07.2007. После получения Уведомлений о постановке на учет в НИ ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ по почте была направлена декларация по земельному налогу за 1 квартал 2007 г. N 2231387 от 30.07.2007, с отражением данных по земельным участкам (т. 1, л.д. 102 - 105).

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ к ответственности за
налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.

В соответствии с п. 4 ст. 366 Налогового кодекса РФ объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Таким образом, обязанность ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ по уплате земельного налога возникла с момента получения уведомления о постановке на учет, с присвоением кодов причины постановки на учет (КПП). Отсутствие КПП исключает возможность подачи декларации, следовательно, и возможность зачисления налогов в бюджет.

21.11.2007 ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ представило возражения (письмо от 21.11.2007 N 07/848 - т. 1, л.д. 107) и уточненную налоговую декларацию за 1 квартал 2007 г. (т. 1, л.д. 108 - 111). В письме ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ ссылалось на пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ и ст. 93 Земельного кодекса РФ, которые устанавливают, что не признаются объектами обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

02.02.1959 Постановлением Совета Министров СССР N 2-ПП-614с Летно-исследовательскому институту имени М.М. Громова были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создания испытательной станции площадью 33,1 га. На данных земельных участках располагались объекты ВВС Министерства обороны СССР, которые согласно указанному Постановлению были переданы ЛИИ им. М.М. Громова.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 N 1443 за ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147,4 га (испытательная станция - 33,1 га и авиационный полигон
- 2114,3 га).

Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и выданы их кадастровые планы с указанием их кадастровой стоимости:

- авиационный полигон план N 35-2/06-2780 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 03 03:0002, площадь 21143000 кв. м, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

- испытательная станция план N 35-2/06-2781 от 02.10.2006, кадастровый номер 50:35:001 05 14:0121, площадь 331000 кв. м, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 1115-р утвержден Перечень N 46:224 земельных участков, расположенных на территории Московской области в границах Луховицкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Редакция данного Перечня определяет категорию земельного участка, выделенного ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“, как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 1, л.д. 101).

20 декабря 2005 г. Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области в адрес ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ письмами (исх. N 845 и N 846) об идентификации земельных участков были подтверждены следующие факты:

- земельный участок с кадастровым номером 50:35:070 201:0001 (расположенный порядка 12 км на север от ориентира п. Белоомут, площадью 2114,3000 га) является тем же самым земельным участком с номером 50:35:001 03 03:0002;

- земельный участок с кадастровым номером 50:35:060 304:0002 (расположенный порядка 1 км на север от ориентира п. Белоомут, площадью 33,1000 га) является тем же самым земельным участком с номером
50:35:001 05 14:0121.

ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ является государственным научным центром Российской Федерации. Согласно Уставу основными видами деятельности предприятия являются:

- научно-методическое и метрологическое обеспечение создания на всех этапах летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний;

- комплексное противодействие иностранным техническим разведкам;

- осуществление проектирования, разработки, изготовления и эксплуатации экспериментальных воздушных судов и других экспериментальных летательных аппаратов, в том числе беспилотных;

- разработка, производство, испытания (включая летные испытания) и утилизация вооружения, военной техники, боеприпасов, гражданской авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации);

- выполнение тренировочных полетов на самолетах-истребителях с иностранными заказчиками;

- деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- подготовка специалистов парашютно-десантной службы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 г. N 1009 (т. 1, л.д. 153) Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова включено в Перечень стратегических предприятий (N 191 Перечня). Согласно Постановлению Правительства Московской области от 06 апреля 2001 г. N 108/12 ЛИИ вошло в Перечень предприятий по экономическому развитию научно-производственного комплекса в части выполнения федеральных программ развития авиации по увеличению объемов производства за счет получения оборонных заказов.

Согласно Выписке из сводного реестра организаций Оборонно-промышленного комплекса от 12.12.2008 N 06-1936 ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ является исполнителем государственного оборонного заказа, участвует в реализации Федеральной целевой программы “Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации“ на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года,
финансируемой за счет государственных капитальных вложений.

Согласно актам разминирования и проведения сплошной и местной очистки местности на территории испытательного полигона ЛИИ систематически обнаруживаются и уничтожаются: авиабомбы калибра 200 кг, 100 кг, 50 кг, минометные мины калибра 82 мм, артиллерийские снаряды, ФАБ-250, ФАБ-100 (т. 1, л.д. 58 - 62).

Поскольку ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ является исполнителем государственного оборонного заказа, земли испытательного авиационного полигона и станции используются исключительно в интересах Министерства обороны РФ при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, что установлено п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Ограничение оборотоспособности земельных участков установлено Земельным кодексом РФ. Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 2008 г. N 217 “О национальном центре авиастроения“ Правительству РФ поручено совместно с органами исполнительной власти обеспечить в соответствии с законодательством РФ осуществление в отношении ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ мер государственной поддержки в целях предупреждения банкротства (т. 1, л.д. 154 - 155).

Учитывая изложенное, ФГУП “ЛИИ им. М.М. Громова“ осуществляет деятельность, направленную на достижение деятельности, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 93 ЗК РФ: разработку, производство и ремонт вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия
и захоронения отходов).

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Данные земли составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение МРИ ФНС России N 8 по Московской области от 04.04.2008 N 2493 подлежит признанию недействительным как противоречащее действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2009 г. по делу N А41-10649/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области - без удовлетворения.