Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 N 07АП-3239/09 по делу N А45-21321/2008 В удовлетворении иска о взыскании налоговых санкций за несообщение сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения земельным налогом, отказано, так как налоговый орган не доказал факт предоставления органом местного самоуправления земельных участков физическим и юридическим лицам.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2009 г. N 07АП-3239/09

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.

при участии: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области, г. Новосибирск

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2009 года

по делу N А45-21321/2008 (судья Наумова Т.А.)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области, г. Новосибирск

к Администрации Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Новосибирская область, Новосибирский
район, дп. Кудряшовский

о взыскании 1 000 руб.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области, г. Новосибирск (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Администрации Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Новосибирская область, Новосибирский район, дп. Кудряшовский (далее по тексту - Администрация) налоговых санкций в размере 1000 руб. за нарушение налогового законодательства.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.02.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2009 г., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, выводы суда в обжалуемом решении противоречат положениям пунктов 12, 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 47н от 23.03.2006 г. “Об утверждении формы “Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования“, Письму Министерства финансов от 03.02.2009 г. N 03-05-04-02/09, поскольку суд не учел, что налоговый орган не мог предоставить доказательства предоставления Администрацией земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в собственность либо на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2007 году, поскольку отсутствие данных сведений и послужило основанием для обращения в суд.

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей не направили.

Инспекция до судебного разбирательства представила ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК дело рассмотрено в отсутствие
представителей сторон.

Проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения Арбитражного суда Новосибирской области.

Из материалов дела следует, что решением N 319 от 15.04.2008 г. Администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. (л.д. 6 - 7).

Основанием для принятия решения явился вывод налогового органа о неисполнении Администрацией обязанности, предусмотренной пунктами 12, 13 статьи 396 НК РФ, по сообщению в Инспекцию сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по форме КНД 1114227, поскольку Администрация не предоставила сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования за 2007 год (по состоянию на 01.01.2008 г.) до 1 февраля 2008 г.

На основании данного решения было выставлено требование N 682 от 16.05.2008 г. об уплате штрафа, которое в добровольном порядке исполнено не было, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в судебном порядке.

Суд первой инстанции указал, что на основании толкования пункта 12 ст. 396 НК РФ и Рекомендаций, утвержденных Приказом Минфина РФ N 47н от 23.03.2006, обязанность по представлению сведений о земельных участках возложена на органы муниципальных образований, имеющих право распоряжаться земельными участками, при этом сведения должны предоставляться в налоговый орган ежегодно до 1 февраля.

Кроме того, из содержания данных правовых норм следует, что сведения предоставляются только по земельным участкам, выделенным в предыдущем налоговом периоде.

С учетом положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона N
137-ФЗ от 25.10.2001 г. “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ с 01.07.2006 г. ответчик не располагал полномочиями по выделению (предоставлению) земельных участков, не располагал информацией по земельным участкам, выделенным в предыдущем налоговом периоде органом местного самоуправления муниципального района, и не обязан был сообщать в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 12 статьи 396 НК РФ.

Судом апелляционной инстанции установлено, что налоговым органом вина в совершении правонарушения не установлена, в решении Инспекции вопрос вины не исследован, что исключает привлечение Администрации к налоговой ответственности.

В соответствии ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Следовательно, при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика.

В силу статьи 65 АПК РФ и пункта 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию наличия налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возложена на налоговые органы.

Согласно статье 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Также материалы дела свидетельствуют о нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности.

В силу пункта 1 ст. 101 НК РФ во взаимосвязи со статьей 88 НК РФ налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В материалах дела отсутствуют
доказательства уведомления Администрации о месте и времени рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. Акт проверки N 546 от 21.03.2008 г. сведений о времени и месте рассмотрения материалов проверки не содержит.

Указанные обстоятельства суд апелляционной инстанции признает нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые является основанием для отмены решения налогового органа.

Кроме того, пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Судом первой инстанции верно установлено, что в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно пунктам 12, 13 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Руководствуясь положениями НК РФ, Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закона Новосибирской области от 06.02.2004 г. N
200-ОЗ “О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области“, устава Кудряшовского сельсовета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Администрация является органом муниципального образования.

В силу пункта 1.1 Рекомендаций по заполнению формы, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 47н, сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, заполняются органами муниципальных образований на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка.

В нарушение положения статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что Администрацией за 2007 г. принимались решения о выделении земельных участков в собственность.

На основании изложенного, а также согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2009 г. N 03-05-04-02/09 органы муниципальных образований должны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках в том объеме, которым они располагают, и, в первую очередь, ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельных участках и их правообладателях, должны представляться органами Роснедвижимости и Росрегистрации по формам, утвержденным приказами Минфина России от 20.06.2005 г. N 75н и от 07.09.2005 г. N 112н.

Таким образом, налогообложение земельных участков производится налоговыми органами на основании совокупности сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов муниципальных образований.

Оснований, при полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции имеющихся в материалах дела доказательств, дачи им правильной оценки, соблюдения норм материального и процессуального права, для отмены
решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2009 года по делу N А45-21321/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

Л.И.ЖДАНОВА

В.А.ЖУРАВЛЕВА