Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 N 09АП-2415/2009-АК по делу N А40-49228/08-130-453 Заявленные требования о признании незаконным и отмене решения налогового органа о привлечении к административной ответственности в связи с непредставлением в антимонопольный орган истребуемых им сведений удовлетворены, поскольку материалами дела был подтвержден факт отсутствия у заявителя запрашиваемых антимонопольным органом данных.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. N 09АП-2415/2009-АК

Дело N А40-49228/08-130-453

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2009 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей Веклича Б.С., Поташовой Ж.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Нефтяная компания “Роснефть“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2009

по делу N А40-49228/08-130-453 судьи Ласкина Л.В.

по заявлению ОАО “Нефтяная компания “Роснефть“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,

при участии:

представителя заявителя Поздновой М.М. по доверенности от 29.12.2008 N СБ-513/Д,
представитель ответчика не
явился, извещен,

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2009, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ОАО “Нефтяная компания “Роснефть“ о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24.07.2008 N 169 о привлечении ОАО “НК “Роснефть“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку затребованная антимонопольным органом информация, ОАО “НК “Роснефть“ в полном объеме не представлена, порядок привлечения заявителя к административной ответственности антимонопольным органом соблюден.

ОАО “Нефтяная компания “Роснефть“ с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов на неправильное применение норм материального права, а также на малозначительность совершенного правонарушения. Считает, что в действиях Общества отсутствуют состав и событие вменяемого ему правонарушения, поскольку заявителем были приняты все зависящие от него меры к исполнению требования антимонопольного органа, Общество представило все сведения, которыми располагало, за исключением тех, возможность представления которых объективно отсутствовала. Указывает, что письменные пояснения о невозможности представления документов были представлены в первом заседании комиссии 04.06.2008 по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, дело об административном правонарушении было возбуждено значительно позже. Считает, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, направив
в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Суд апелляционной инстанции, при отсутствии возражений со стороны заявителя, рассмотрел дело в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, по апелляционной жалобе ОАО “НК “Роснефть“ материалы дела, выслушав пояснения заявителя, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый по настоящему делу судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением от 24.07.2008 N 169 ОАО “НК “Роснефть“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (том 1 л.д. 55 - 60).

Данное постановление вынесено антимонопольным органом в связи с непредставлением ОАО “НК “Роснефть“ запрошенной Иркутским УФАС России определением от 05.05.2008 N 68 и запросом от 16.05.2008 N 1631-23 информации, необходимой для рассмотрения дела N 38 о нарушении антимонопольного законодательства.

Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

В настоящем случае, мотивируя оспариваемое постановление, антимонопольный орган исходил из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции коммерческие и некоммерческие организации обязаны представлять в
антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной и устной форме, информацию, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

При этом антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ОАО “НК “Роснефть“ состава административного правонарушения, исходя из следующего.

Определением N 68 от 05.05.2008 антимонопольным органом назначено к рассмотрению дело N 38 о нарушении антимонопольного законодательства (том 1 л.д. 13 - 14).

Пунктом 3 указанного определения ОАО “НК “Роснефть“ предписывалось представить в срок до 02.06.2008 следующие документы и материалы:

- перечень юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, закупивших нефтепродукты на конкурсных торгах в ноябре 2007 года. Причины отказов в заключении договоров по поданным заявкам юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, если таковые имелись;

- перечень юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, закупивших нефтепродукты на конкурсных торгах в январе 2008 года. Причины отказов в заключении договоров по поданным заявкам юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, если таковые имелись;

- перечень юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, закупивших нефтепродукты на конкурсных торгах в апреле 2008 года. Причины отказов в заключении договоров по поданным заявкам юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, если таковые имелись;

- перечень юридических лиц, с которыми заключены долгосрочные договоры на поставку нефтепродуктов без участия в торгах;

- пояснения, доказательства необходимости определения цены товара (нефтепродуктов) путем проведения неконкурентных конкурсных торгов;

- обоснование, пояснение причин заключения долгосрочных договоров с ЗАО “Иркутскнефтепродукт“ на поставку нефтепродуктов без проведения торгов;

- иные имеющиеся доказательства по
делу.

Запросом от 16.05.2008 N 1631-23 (том 1 л.д. 15) Иркутское УФАС России дополнительно затребовало от ОАО “НК “Роснефть“ следующие документы:

- локальный акт, устанавливающий условия и порядок проведения тендеров на поставку нефтепродуктов, а также порядок оценки поступивших тендерных заявок и критерии выбора победителя;

- утвержденный в ОАО “НК “Роснефть“ порядок реализации нефтепродуктов.

Из материалов дела усматривается, что по требованию, изложенному в определении от 05.05.2008 N 68, заявителем были представлены следующие сведения.

По пунктам 1 - 3: справка с перечислением юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области, закупивших нефтепродукты в ноябре 2007 года, январе 2008 года и апреле 2008 года, а также пояснения, что ОАО “НК “Роснефть“ не осуществляет учет лиц, подавших заявки (оферты) на приобретение нефтепродуктов, по региону их регистрации.

По пункту 4: информация о том, что на территории Иркутской области ОАО “НК “Роснефть“ заключен долгосрочный договор с ЗАО “Иркутскнефтепродукт“.

По пункту 5: пояснения о том, что ОАО “НК “Роснефть“ не проводит неконкурентные конкурсные торги.

По пункту 6: пояснения о том, что ЗАО “Иркутскнефтепродукт“ является сбытовым предприятием, входящим в группу ОАО “НК “Роснефть“, которое имеет собственные нефтебазы и сеть АЗС на территории Иркутской области, что долгосрочный договор с ЗАО “Иркутскнефтепродукт“ был заключен в целях гарантированного и бесперебойного обеспечения топливом.

Дополнительно по запросу от 16.05.2008 N 1631-23 были представлены письменные пояснения по делу N 38 (том 1 л.д. 21), а также копии приказов N 81 и N 231, которыми установлены порядок проведения тендеров по реализации нефтепродуктов и критерии оценки поступивших заявок (оферт) на приобретение нефтепродуктов.

Рассмотрев представленные документы, административный орган пришел к выводу о ненадлежащем исполнении заявителем запроса и требования,
в связи с чем в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2008 N 100, и 24.07.2008 вынесено оспариваемое постановление N 169 о привлечении Общества к административной ответственности за непредставление запрашиваемой информации.

Апелляционный суд, оценив все обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, имеющиеся в материалах дела доказательства, не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления, одним из оснований для привлечения ОАО “НК “Роснефть“ к административной ответственности послужило непредставление Обществом информации о причинах отказов в заключении договоров по поданным заявкам юридических лиц, зарегистрированных на территории Иркутской области.

Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, таких отказов в исследуемый период не было, о чем антимонопольному органу было сообщено. Следовательно, данные документы не могли быть представлены заявителем ввиду отсутствия таковых.

Не может также являться основанием для привлечения заявителя к административной ответственности и то обстоятельство, что Обществом не представлен список участников тендера. Поскольку данная информация касается ОАО “НК “Роснефть“ и его контрагентов и в той или иной форме имеется у заявителя, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии у заявителя обязанности выявить и предоставить соответствующую информацию.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку, как усматривается из материалов дела, ОАО “НК “Роснефть“ не ведет учет лиц, подавших заявки (оферты) на приобретение нефтепродуктов, по региону их регистрации.

На данное обстоятельство Обществом было обращено внимание антимонопольного органа в упомянутых выше письменных пояснениях по делу N 38 (том 1 л.д. 21), представленных ОАО “НК Роснефть“ в УФАС
по Иркутской области.

С учетом изложенного, следует признать ошибочным утверждение ответчика о том, что информация, касающаяся организации тендеров и участников таких тендеров относится к числу сведений, которые должны быть представлены по запросу на основании Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Кроме того, представляется неправомерным привлечение заявителя к административной ответственности за непредставление документов, которые у Общества отсутствуют и, следовательно, очевидно не могут быть представлены.

Что касается довода антимонопольного органа о невыполнении заявителем требований пункта 4 определения от 05.05.2008 N 68, то он апелляционным судом признается необоснованным.

Исходя из того, что в определении от 05.05.2008 N 68 не были указаны территориальные границы запрашиваемой информации относительно перечня юридических лиц, с которыми заключены долгосрочные договоры на поставку нефтепродуктов, заявитель обоснованно исходил из того, что поскольку контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Иркутской области осуществляет Иркутское УФАС России, то информация должна быть представлена о долгосрочном договоре только с предприятием, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области - ЗАО “Иркутскнефтепродукт“, что и было сделано заявителем.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что ОАО “НК “Роснефть“ представило по требованию антимонопольного органа все имеющиеся у него документы, за исключением несуществующих документов.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае, основываясь на изложенных выше обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры к исполнению требования антимонопольного органа и представлены все сведения, которыми Общество располагало, за исключением тех, возможность представления которых объективно отсутствовала.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения, и, как следствие, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление Управления ФАС России по Иркутской области от 24.07.2008 N 169 о привлечении ОАО “НК “Роснефть“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2009 по делу N А40-49228/08-130-453 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 169 от 24.07.2008 о привлечении ОАО “НК “Роснефть“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Е.В.ПРОННИКОВА

Судьи

Б.С.ВЕКЛИЧ

Ж.В.ПОТАШОВА