Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 09АП-2166/2009-АК по делу N А40-51393/08-119-206 В удовлетворении заявления таможенного органа о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей отказано правомерно, поскольку решение вышестоящего таможенного органа, вынесенное в рамках ведомственного контроля заявителя, не может быть расценено в качестве правового основания для взыскания с таможенных пошлин и налогов за товары, перемещенные через таможенную границу на основании выданного разрешения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2009 г. N 09АП-2166/2009-АК

Дело N А40-51393/08-119-206

Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2009 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Свиридова В.А.

судей: Захарова С.Л., Демидовой О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2008 г. по делу N А40-51393/08-119-206, судьи Быковой Ю.Л.,

по заявлению Центральной акцизной таможни

к ООО “Граф“

третье лицо: Федеральная таможенная служба

о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей

при участии:

от заявителя: Боева А.М. уд-ние N 039411 по дов. от 05.02.2009 г.;

от ответчика: не явился, извещен;

от
третьего лица: Боева А.М. ов. от 01.11.2008 г.;

установил:

Центральная акцизная таможня (далее таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с ООО “Граф“ (далее Общество) задолженности по уплате таможенных платежей в размере 14 132 279,84 руб., из них 11 024 610,32 руб., таможенных платежей, 3 107 669,52 руб. - пени за просрочку уплаты таможенных платежей.

Решением от 29.12.2008 г. суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что отмена решения Московской северной таможни о выдаче ООО “Граф“ разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в связи с его несоответствием закону не свидетельствует о незаконности данного разрешения с момента его выдачи.

Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Считает, что отмена решения Московской северной таможней о выдаче ООО “Граф“ разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в связи с его несоответствием закону свидетельствует о незаконности данного разрешения с момента его выдачи и является основанием для взыскания с Общества таможенных пошлин и налогов за товары.

ФТС России в письменных объяснениях поддержало доводы апелляционной жалобы таможенного органа, просило решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Указало, что ФТС России установлено несоблюдение обществом условий помещения товаров под таможенный режим переработки.

Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.

В судебном заседании представитель Центральной акцизной таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об
удовлетворении заявленных требований.

Представитель Федеральной таможенной службы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы Центральной акцизной таможни также поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что в связи с отменой решения Московской северной таможней о выдаче ООО “Граф“ разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, Общество утратило право на использование таможенного режима переработки вне таможенной территории и, соответственно, на предусмотренные указанным режимом полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также на полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе, в отношении товаров, уже ввезенных в качестве продуктов переработки.

В судебное заседание не явился представитель ООО “Граф“. Располагая доказательствами надлежащего извещения Общества о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя и третьего лица, исследовав и оценив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.03.2006 г. между ООО “Граф“ и фирмой “ALMA Creazioni SrL“ (Италия) заключен контракт N 04 на переработку золота в слитках 999,9 пробы вне таможенной территории. В соответствии с условиями контракта переработчик обязуется изготовить ювелирные изделия из золота 585 и 750 пробы со вставками драгоценных, полудрагоценных и недрагоценных камней и материалов, культивированного жемчуга и без них.

30.06.2006 года Московской северной
таможней ООО “Граф“ выдано разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10123000/30066/61/33. Разрешением было предусмотрено помещение под указанный таможенный режим золота в слитках 999,9 пробы, код товара 7108 12 000 0 по ТН ВЭД России, вес 600 000 гр., стоимостью 292 074 000,00 рублей.

Решением ФТС России от 20.02.2008 г. N 10000000/200208/19 в порядке, установленном положениями ст. 412 ТК РФ, разрешение на переработку товаров вне таможенной территории N 10123000/30066/61/33, выданное Московской северной таможней отменено.

Основанием для принятия указанного решения явилось то, что согласовать заявленные декларантом нормы выхода продуктов переработки и срок переработки товаров, а также идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки не представляется возможным.

Решением установлено несоблюдение ООО “Граф“ условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории, предусмотренные параграфом 3 главы 19 ТК России.

Согласно резолютивной части данного решения ФТС России решение Московской северной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10123000/30066/61/33 было признано не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации.

01.08.2008 г. Центральная акцизная таможня выставила ООО “Граф“ требование об уплате таможенных платежей N 10009000/481 на сумму 11 024 610,32 руб. и пени в размере 2 506 460,77 руб., установив срок уплаты до 19.08.2008 г.

Как следует из указанного требования, недоимки образовались в результате отмены решения Московской северной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.

Согласно п. 5 ст. 203 Таможенного кодекса РФ лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 320 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 348, п. 3 ст. 350 Таможенного кодекса РФ основанием для принудительного
взыскания таможенных пошлин, налогов является их неуплата либо неполная уплата в установленные сроки.

В порядке п. 2 ст. 320, п. 1 ст. 348, п. 3 ст. 350 Таможенного кодекса РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в случае нарушения лицом положений о пользовании и распоряжении товарами или невыполнении иных требований и условий таможенный режима переработки вне таможенной территории, установленных параграфом 3 главы 19 Таможенного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 412 ТК РФ вышестоящему таможенному органу предоставлено право в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа, а также, принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов.

Из толкования названной нормы Кодекса следует, что объектом ведомственного контроля являются только решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Ведомственный контроль не может быть осуществлен в отношении иных участников таможенных отношений, в частности, декларанта.

Как усматривается из материалов дела, решение N 10000000/200208/19 ФТС России от 20.02.2008 г. положенное в основание выставленного в отношении ООО “Граф“ требования от 01.08.2008 г., вынесено в рамках ведомственного контроля Московской северной таможни и касается только действий нижестоящей таможни при принятии решения о выдаче предпринимателю разрешения на переработку товара вне таможенной территории.

Таможенный контроль в отношении ООО “Граф“ не проводился.

Таким образом, решение ФТС России N 10000000/200208/19, вынесенное в рамках ведомственного контроля нижестоящего таможенного органа, неправомерно расценено Центральной акцизной таможней в качестве правового основания для взыскания с ООО “Граф“ таможенных пошлин и налогов за товары, перемещенные через таможенную границу на основании выданного разрешения
от 30.06.2006 г. 10123000/30066/61/33.

Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с доводом таможенного органа о том, что отмена решения Московской северной таможни о выдаче ООО “Граф“ разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в связи с его несоответствием закону свидетельствует о незаконности данного разрешения с момента его выдачи.

В действующем Таможенном кодексе РФ не предусмотрены для декларанта такие правовые последствия, как признание разрешения на переработку товаров вне таможенной территории недействительным с момента его выдачи, в том числе за выявленный в последующем в порядке ведомственного контроля факт ненадлежащего соблюдения нижестоящим таможенным органом требований таможенного законодательства при выдаче разрешения, повлекший за собой отмену решения о выдаче разрешения.

Из положений ст. 412 Таможенного кодекса РФ не следует, что отмененное решение нижестоящего органа считается незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его издания.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2008 г. по делу N А40-51393/08-119-206 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

В.А.СВИРИДОВ

Судьи:

О.В.ДЕМИДОВА

С.Л.ЗАХАРОВ