Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А41-15450/08 В удовлетворении требования о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказано правомерно, поскольку органом Пенсионного фонда РФ не исполнены требования статьи 101 НК РФ об извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем существенно нарушен порядок привлечения к ответственности.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2009 г. по делу N А41-15450/08

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Г.В.,

судей К., С.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Т.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, ходатайство от 06.02.2009 N 204/5-328 о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2008 по делу N А41-15450/08, принятое судьей
Г.Р., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области к обществу с ограниченной ответственностью “ЛОТОС-АВТО“ о взыскании штрафа,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “ЛОТОС-АВТО“ (далее - общество) штрафа в размере 11 388 рублей за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области, Управление Пенсионного фонда обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (л.д. 40 - 41).

По мнению заявителя, извещение о дате и времени рассмотрения акта о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования содержится в самом акте от 05.03.2008 N 48, который получен представителем общества. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о своевременном извещении общества и соблюдении его прав при рассмотрении названного акта и привлечении к ответственности.

Десятый арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом установлено, что Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 05.03.2008 N 48 о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксировано представление обществом отчета за 2007 год 05.03.2008 (л.д. 11).

Таким образом, Управлением Пенсионного фонда зафиксировано нарушение обществом статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а именно, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год предоставлены с нарушением установленного действующим законодательством срока.

Копия вышеназванного акта вручена представителю общества 08.03.2008. В рассматриваемом акте содержится уведомление о дате рассмотрения данного акта и дополнительных материалов, представленных страхователем, которая назначена на 14.03.2008.

В названную дату рассмотрение акта от 05.03.2008 N 48 не состоялось. Решение N 2125 о привлечении страхователя (общества) к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования принято Управлением Пенсионного фонда 25.03.2008 (л.д. 12).

Кроме этого, на основании решения от 25.03.2008 N 2125 обществу выставлено требование от 25.03.2008 N 1967 об уплате финансовой санкции в размере 11 388 рублей (л.д. 13).

Неуплата обществом штрафных санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного Управлением Пенсионного фонда требования о взыскании с общества указанного штрафа, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о наличии существенных нарушений порядка рассмотрения материалов проверки, установленных нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), допущенных заявителем.

Данный вывод арбитражного суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.

В силу статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями - юридическими
лицами и их обособленными подразделениями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Согласно части 3 статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Законом.

Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Следовательно, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства в области индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, органы Пенсионного фонда должны руководствоваться правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.

Факт несвоевременного представления обществом сведений за 2007 год выявлен заявителем, в связи с чем у Управления Пенсионного фонда имелись основания для привлечения общества к предусмотренной
статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ ответственности, но при соблюдении определенного статьей 101 НК РФ порядка.

В соответствии с пунктом 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ “Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений“, определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).

Статья 101 НК РФ регламентирует порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (в данном случае о правонарушении в сфере обязательного социального страхования). Указанной нормой установлено, что руководитель органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа выносит решение.

Несоблюдение данных требований и существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки может являться основанием для отмены решения судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности представить объяснения.

Следовательно, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что в силу положений статьи 101 НК РФ, Управление Пенсионного фонда обязано было предоставить привлекаемому к ответственности обществу возможность реализации гарантий защиты, предусмотренную данной статьей. В случае неизвещения привлекаемого лица к ответственности о
факте, месте и времени рассмотрения материалов проверки, решение по результатам такого рассмотрение не может быть вынесено в его отсутствие, поскольку, в противном случае, это свидетельствует о нарушении представленных обществу гарантий защиты.

Из материалов дела следует, что в акте от 05.03.2008 N 48 содержится извещение о дате рассмотрения акта - 14.03.2008. Однако в назначенную дату такое рассмотрение не состоялось. Доказательств надлежащего извещения общества о рассмотрении акта 25.03.2008 в материалы дела не представлено.

Таким образом, судом установлено, что Управлением Пенсионного фонда не исполнены требования статьи 101 НК РФ, чем нарушен порядок привлечения общества к ответственности. Доказательств извещения ответчика о времени и месте рассмотрения акта заявитель суду не представил.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных указанным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий порядка рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

На основании изложенного, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или
изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2008 по делу N А41-15450/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.