Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 N 07АП-2435/09 по делу N А67-151/09 Непринятие уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность земельного участка нарушает права общества, которое владеет спорным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2009 г. N 07АП-2435/09

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2009 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии:

от заявителя: Пимонова Т.В. по доверенности от 05.09.2008 г.

от заинтересованного лица: Севергина Я.В. по доверенности от 27.03.2009 г.

от третьего лица: Герасимов В.В. по доверенности от 16.01.2009 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Администрации г. Томска

на решение Арбитражного суда Томской области

от 27 февраля 2009 г. по делу N А67-151/09 (судья Павлов Г.Д.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Омега-Центр“

к Администрации города Томска

заинтересованное лицо
- Департамент строительства и архитектуры г. Томска

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Омега-Центр“ (далее по тексту ООО “Омега-Центр“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 133, т. 1) к Администрации г. Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО “Омега-Центр“ в собственность земельного участка площадью 50000 кв. м., кадастровый номер 70:21:0200046:0009, расположенного на левом берегу реки Томи, а также в не подготовке проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и не направлении его ООО “Омега-Центр“ для подписания и обязании Администрации г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ООО “Омега-Центр“ в собственность земельного участка площадью 50000 кв. м., кадастровый номер 70:21:0200036:0009, расположенного на левом берегу реки Томи, а также подготовить договор купли-продажи указанного земельного участка и направить его для подписания заявителю.

Решением Арбитражного суда Томской области от 27.02.2009 г. заявленные ООО “Омега-Центр“ требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Томска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:

- отсутствия в действиях Администрации бездействия, заявление ООО “Омега-Центр“ поступило в Администрацию г. Томска 23.06.2008 г., 22.07.2008 г. был подготовлен проект постановления мэра г. Томска о предоставлении земельного участка в собственность, отклоненный от визирования правовым комитетом Администрации г. Томска, о чем сообщено заявителю письмом Департамента строительства и
архитектуры от 05.08.2008 г. N 6091; во исполнение заключения правового комитета заявителем в Администрацию г. Томска никаких дополнительных документов не представлено;

- нарушение заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд настоящим заявлениям, срок принятия Администрацией решения 23.07.2008 г., соответственно трехмесячный срок истек 23.10.2008 г., однако заявление ООО “Омега-Центр“ подано в арбитражный суд 25.12.2008 г.;

- вывод суда о сформировании земельного участка и наличие кадастрового плана не соответствует п. 2 ст. 3 ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь испрашиваемого земельного участка 50000 кв. м., однако площадь строений, расположенных на указанном участке составляет 152, 9 кв. м., таким образом, площадь фактически используемого ООО “Омега-Центр“ значительно меньше площади земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании представитель Администрации г. Томска доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель Общества в судебном заседании возражала против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными по основаниям, изложенным в первоначально поданном в арбитражный суд заявлении, пояснениях, даваемых в суде первой инстанции.

Представитель третьего лица, доводы апелляционной жалобы поддержал, полагает, что границы и размеры земельного участка, на который испрашивается право собственности больше площади фактически используемой ООО “Омега-Центр“, в связи с чем не может быть предоставлено на весь земельный участок площадью 50000 кв. м.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Томской области от 27.02.2009 г. не
подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования суд первой инстанции исходил из невыполнения Администрацией установленной пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности в месячный срок со дня поступления заявления ООО “Омега-Центр“ принять решение о предоставлении земельного участка в собственность либо подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют
граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по желанию до 01 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 названного Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных
с применением земельного законодательства“ при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В случае
признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Следуя материалам дела право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за заявителем в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством, выданным УФРС по Томской области, серия 70 АА N 076063 от 18.11.2005 г. на основании постановления мэра г. Томска N 967з от 21.07.1998 г. (л.д. 29, 30 т. 1); право собственности на здания, находящиеся на спорном земельном участке зарегистрировано в установленном законом порядке на основании решения Арбитражного суда Томской области от 24.08.2007 г. (л.д. 31, 32, 33 - 39 т. 1).

Земельный участок площадью 50000 кв. м., кадастровый номер 70:21:0200036:0009, расположенный на левом берегу Томи в черте города не относится к земельным участкам, которые не могут быть предоставлены в частную собственность.

Наличие оснований, которые могут свидетельствовать о невозможности представления испрашиваемого права на спорный земельный участок, с учетом приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Пленума ВАС РФ, Администрацией г. Томска не представлено.

Невозможность предоставления земельного участка в связи с не визированием правовым комитетом Администрации г. Томска проекта постановления, не может являться основанием для ограничения права юридического лица по своему выбору выбирать способ приобретения земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании в аренду или собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того для какой цели предоставлялся земельный участок.

Кроме того, факт отсутствия визирования правовым комитетом Администрации г. Томска проекта постановления опровергается материалами дела, так к представленному в материалы дела проекту постановления приложен список согласования, содержащий
соответствующее согласование (л.д. 87, 88, т. 1)

Из разъяснений, изложенных в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, следует, что согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно Положению о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 г. N 105, земельные участки и прочно связанные с ними здания и сооружения в городах и других поселениях рассматриваются как единые объекты недвижимого имущества. Установление границ землепользования (межевание) направлено на установление границ сложившихся объектов недвижимости и формирование новых объектов в сложившейся застройке. Для всех типов застройки в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры.

Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким
образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

Учитывая, что земельный участок на момент обращения Общества с настоящим заявлением уже был сформирован, поставлен на кадастровый учет с определением размера земельного участка 50000 кв. м., не представления Администрацией доказательств не использования Обществом той части земельного участка, которая не относится к зданиям и сооружениям в целях их обслуживания и эксплуатации, доводы Администрации о несоответствии площади запрашиваемого земельного участка общей площади, занимаемой объектами недвижимости, правомерно отклонены судом первой инстанции.

Ссылка апеллянта на принятие Администрацией действий по рассмотрению заявления Общества, выразившихся в подготовке проекта постановления мэра г. Томска и предложения Обществу представить дополнительные документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, в обоснование отсутствия бездействия со стороны Администрации, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.

Так из письма Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска от 05.08.2008 г., направленного в адрес ООО “Омега-Центр“ (л.д. 84, т. 1) следует сообщение о несогласовании правовым комитетом Администрации г. Томска проекта постановления, при этом указание на представления каких-либо дополнительных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность с установлением срока их представления данное письмо не содержит; письмо правового комитета Администрации г. Томска от 22.07.2008 г. (л.д. 85, т. 1) адресовано комитету землеустройства и оформления прав на землю Департамента строительства и архитектуры, которое также не содержит сроков исполнения предложения обоснования испрашиваемой площади земельного участка, указанное не подтверждает совершение Администрацией действий, направленных исполнение обязанности,
установленной п. 6 ст. 36 ЗК РФ.

Несостоятельным является довод Администрации о пропуске Обществом трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данный довод в суде первой инстанции не заявлялся и не был предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции.

Заявителем применительно к предмету спора оспаривается не законность ненормативного правового акта, имеющего конкретную дату, а бездействие Администрации, которой в нарушение норм действующего законодательства не приняты меры для исполнения возложенной на нее законом обязанности в месячный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, либо подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора; бездействие является длящимся и не может быть определено конкретной датой.

При таких обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам в их совокупности, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не допущено; выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанция не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и учитывая освобождение Администрации г. Томска от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ N 281-ФЗ от 25.12.2008 г., вступившего в законную силу с 30.01.2009 г.) судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ, распределению не подлежат; уплаченная за подачу апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату Администрации г. Томска.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 27 февраля 2009 года по делу N А67-151/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Администрации г. Томска из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 122746 от 22.05.2008 г.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

В.А.ЖУРАВЛЕВА

М.Х.МУЗЫКАНТОВА