Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2009 по делу N А40-57859/08-153-574 В удовлетворении заявления о признании незаконным акта уполномоченного органа об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда отказано, поскольку законодательством РФ не предусмотрено предоставление лесных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в аренду лицу, имеющему на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости, расположенные на этих участках, без проведения аукциона.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2009 г. по делу N А40-57859/08-153-574

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2009 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи Нариманидзе Н.А.

при ведении протокола судьей Нариманидзе Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений“

к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва

третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

о признании незаконным решения от 03.10.2008 г. N 10/4142

с участием:

от заявителя - Куракин А.А. - дов. от 17.06.2008 г. N 01-14/2729

от ответчика - Данилова О.Г. - дов.
от 16.12.2008 г. N 10/5479

от третьего лица - не явился (уведомлен)

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения от 03.10.2008 г. N 10/4142 Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г.; об обязании Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г. на договор аренды лесного участка на срок 49 лет; об обязании Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г. на договор аренды лесного участка на срок 49 лет, заключить с ФГУП “ВНИИФТРИ“ договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности“, на срок 49 лет.

Свое требование заявитель обосновывает тем, что решение ответчика от 03.10.2008 г. об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда противоречит лесному законодательству. На момент заключения договора законодательство не предусматривало такую форму договора как договор краткосрочного пользования. Лесопользование лесным участком осуществляется заявителем на праве аренды на основании договора аренды от 20.05.1999 г. N 56.

Ответчик, возражая против удовлетворения требования, указывает на то, что лесным законодательством не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности в аренду лицу, имеющему на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости, расположенные на этих участках, без проведения аукциона.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 26 января 2009 года до 29 января 2009 года.

В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет лесопользование участка лесного фонда общей площадью 2,0 га по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Пятницкий с.о., ГЛФ Истринского лесничества на основании договора N 56 от 20.05.1999 года. Срок действия договора истек 01.01.2000 года, однако, как полагает заявитель, договор не прекратил свое действие в связи с тем, что предприятие продолжает использовать лесной участок для эксплуатации базы отдыха “Былина“.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ
“О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, договоры аренды участок лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 года, для чего осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявитель во исполнение требований закона, направил в адрес ответчика заявление о переоформлении договора аренды N 56 от 20.05.1999 г. на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для рекреационных целей (для эксплуатации базы отдыха “Былина“).

03 октября 2008 года за N 10/4142 ответчиком было принято решение об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г. по причине прекращения действия договора аренды N 56 от 20.05.1999 года.

Считая данное решение не соответствующим требованиям ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного решения.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение от 03.10.2008 г. N 10/4142 является законным и обоснованным и оно не нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности в связи со следующим.

В соответствии со ст. ст. 8, 71 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и предоставляются гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 N 520-р установлено, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, указанных в ч. 1 ст. 83 ЛК РФ не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации во всех лесничествах и лесопарках, находящихся на территории
Московской области.

В соответствии с п. 5.13.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, Рослесхоз осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом РФ, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 Положения установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.

Приказом Рослесхоза от 09.08.2007 N 368 утверждено Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) - территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, п. п. 6.4.3 которого предусмотрены полномочия Мослесхоза по заключению договоров аренды лесных участков.

Как указано выше, договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009 года (п. 1 ст. 4 ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ).

Приведение договоров аренды в соответствие с ЛК РФ осуществляется на основании Приказа МПР России от 04.10.2007 N 258, согласно которому в заявлении о переоформлении указываются, в том числе, данные о договоре аренды участка лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В данном случае таким законом является Лесной кодекс Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, договор от 20.05.1999 N 56, на который ссылается заявитель,
был заключен в период действия Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ на срок до одного года.

В силу ст. 22 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ участки лесного фонда предоставлялись гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Согласно ст. 31 названного Закона по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В соответствии со ст. 43 Закона участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.

На основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.

Нормы статьи 42 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ предусматривали осуществление лесопользования только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдавался лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре.

Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только
указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.

Таким образом, договор от 20.05.1999 N 56 не является ни договором аренды участка лесного фонда, ни договором безвозмездного пользования участком лесного фонда, следовательно, нормы ст. 621 ГК РФ на данный договор не распространяется и переоформлению в порядке ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ не подлежит.

Заявитель не представил доказательства, подтверждающие законность предоставления в пользование участка лесного фонда, в том числе лесной билет, протокола лесного аукциона.

Суд не принимает во внимание утверждение заявителя о том, что договор от 20.05.1999 N 56 является договором аренды. Из текста договора (л.д. 40 - 43) следует, что данный договор является договором пользования и заключен он на срок до одного года.

Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

Нормами части 1 статьи 71 Лесного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом в силу ч. 2 указанной выше статьи предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 74 Лесного кодекса содержит нормы, регулирующие порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Частью 1 указанной выше статьи установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, указанных в части
3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса (п. 3 введен Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 143-ФЗ).

Ни данный закрытый перечень оснований, ни иными нормы Лесного кодекса РФ не предусматривают такого лесопользования как предоставление лесного участка для эксплуатации объектов недвижимости.

Таким образом, Лесным кодексом РФ не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду лицу, имеющему на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости, расположенные на этих участках, без проведения аукциона.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного акта государственного органа незаконным является его несоответствие Закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, для признания незаконным оспариваемого решения государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие обжалуемого акта Закону или иному правовому акту и нарушение обжалуемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что оспариваемое решение вынесено в полном соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, оно не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требование заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по делу в связи с отказом в удовлетворении требования возлагаются на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме
4000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании ст. ст. 8, 45, 71, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 75, 110, 167 - 170, 198, 201 АПК РФ.

решил:

Отказать Федеральному государственному унитарному предприятию “Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений“ в удовлетворении заявления о признании незаконным решения от 03.10.2008 г. N 10/4142 Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г.; об обязании Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г. на договор аренды лесного участка на срок 49 лет; об обязании Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 56 от 20.05.1999 г. на договор аренды лесного участка на срок 49 лет, заключить с ФГУП “ВНИИФТРИ“ договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности“, на срок 49 лет.

Проверено на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию “Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4000 руб. по платежному поручению N 141 от 03.09.2008 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Н.А.НАРИМАНИДЗЕ