Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 N 07АП-2262/09 по делу N А27-17217/2008-5 Уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату сборов при представлении полной таможенной декларации.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2009 г. N 07АП-2262/09

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2009 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии:

от заявителя: Матвиенко С.И. по доверенности от 07.11.2008 г.

от ответчика: Кошелева Т.В. по доверенности от 31.03.2009 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Кемеровской таможни

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 02 февраля 2009 года по делу N А27-17217/2008-5 (судья Гуль Т.И.)

по заявлению ООО “Ависта+“

к Кемеровской таможне

о признании недействительным решения N 09-28/9189 от 20.10.2008 г. об отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,

установил:

общество
с ограниченной ответственностью “Ависта+“ (далее по тексту ООО “Ависта+“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне о признании недействительным решения, оформленного письмом N 09-28/9189 от 20.10.2008 г. об отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 528 500 рублей.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кемеровская таможня обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в том числе указывая на то, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров; временная таможенная декларация не исключает, а наоборот, предполагает обязательное представление полной таможенной декларации, при этом, временная таможенная декларация не подменяет и не заменяет полную таможенную декларацию, так как именно полная таможенная декларация содержит в себе те сведения, которые являются определяющими, в том числе и для установления окончательного размера таможенных пошлин, подлежащих перечислению в бюджет; при подаче обществом ПТД возникают новые правоотношения, связанные с декларированием и таможенным оформлением товара; таможенный орган в отношении каждой из указанных деклараций совершает для заявителя юридически значимые действия; факт излишней уплаты таможенных сборов за таможенное оформление у заявителя отсутствует.

Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивала на ее удовлетворении.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражал против доводов Кемеровской таможни, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений
- процедуры периодического таможенного декларирования; с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Решении от 24.05.2006 г. N ГКПИ06-495 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО “Ависта+“, считая начисление таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций повторным начислением в отношении тех товаров, которые ранее прошли процедуру периодического временного декларирования, в соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации обратилось в Кемеровскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сборов в сумме 528 500 руб.

В ответ на заявление Общества Кемеровская таможня проинформировала ООО “Ависта+“ письмом исх. N 09-281/9189 от 20.10.2008 г. о том, что взимание таможенных сборов при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленного ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, временно, до особого указания, осуществляется как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций в связи с отсутствием в Таможенном кодексе Российской Федерации и Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ однозначной нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов; возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности.

Полагая указанное
решение таможенного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из исключения повторной уплаты таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации.

В соответствии со статьей 357.5 Таможенного кодекса Российской Федерации плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

Согласно статье 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В статье 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 г. N 863 определены ставки таможенных сборов, пункт 7 которого содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 г. N 863 Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 24.05.2006 г. N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03.08.2006 г. N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной
декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 г. N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (статья 60 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Из содержания и смысла приведенных норм следует, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

При названных обстоятельствах доводы Кемеровской таможни об обязанности уплаты таможенных
сборов дважды как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций, противоречат положениям Таможенного кодекса Российской Федерации, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 08.07.2008 г. N 4574/08.

Статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно положений пунктов 1, 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Размер суммы, заявленной Обществом к возврату, а равно факт ее уплаты, таможенным органом не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы в целом направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, даче им правильной оценки, недопущении нарушений норм материального и процессуального права, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем обжалуемый судебный акт признается апелляционной инстанцией законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной
инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2009 года по делу N А27-17217/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кемеровской таможни - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

В.А.ЖУРАВЛЕВА

М.Х.МУЗЫКАНТОВА