Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 N 07АП-2085/09 по делу N А03-13409/2008 Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице является основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2009 г. N 07АП-2085/09

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующей Н.А.Усаниной

судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии:

от заявителя: Емашкина М.В. по доверенности от 11.01.2009 г.

от заинтересованных лиц: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 28 января 2009 года по делу N А03-13409/2008 (судья Н.А.Михайлюк)

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска,

Обществу с
ограниченной ответственностью “Торговый дом Новосибирского завода дорожных машин“, Л.В.Лаврухиной,

о признании недействительными решений о государственной регистрации N 7158Р, N 7159Р от 30.09.2008 г.

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - заявитель, ИФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью “Торговый дом Новосибирского завода дорожных машин“ (далее по тексту ООО “ТД НЗДМ“), Л.В.Лаврухиной, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска) о признании недействительными решений ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска от 30.09.2008 N 7158Р о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, N 7159Р о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Определением арбитражного суда от 29.12.2008 г. по заявлению заявителя изменено процессуальное положение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска с третьего лица на заинтересованное лицо.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2009 г. признаны недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска от 30.09.2008 г. N 7158Р, N 7159Р о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом Новосибирского завода дорожных машин), и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в удовлетворении требований к ответчикам - ООО “Торговый дом Новосибирского завода дорожных машин“ и Лаврухиной Л.В., отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом ИФНС России по Ленинскому району
г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права: ст. 17, ст. 23 Закона N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, судом не учтено, что для государственной регистрации Общество представило все необходимые документы; подтвердило в заявлении о государственной регистрации соответствие вносимых изменений установленным законодательством Российской Федерации требованиям; налоговому органу не представлено право проведения проверок на предмет достоверности сведений и экспертизы представленных документов; заявителем не представлено доказательств, что обжалуемая регистрация изменений ООО “ТД НЗДМ“ нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют статьям 5, 17, 18, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт “а“ части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула, ее представитель в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признали по основаниям, изложенным в отзыве (поступил в суд 06.04.2009 г.), указав, что обязательность представления в регистрирующий орган достоверных сведений при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ предусмотрена п. “а“ ст. 17 Закона N 129-ФЗ; из положений статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями названного Закона является не только представление полного перечня
документов, предусмотренных соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ; заявление от 23.09.2008 г. о регистрации изменений представлено в регистрирующий орган неуполномоченным лицом Шилковым А.Ю., отстраненного от должности директора решением участника Общества от 22.09.2008 г., назначенная директором Ф.И.О. отрицала свое причастие к деятельности Общества; по новому месту нахождения г. Барнаул, пр. Строителей, 94 ООО “ТД НЗДМ“ не находится.

Лица, участвующие в деле: ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска, ООО “ТД НЗДМ“, Лаврухина Л.В. надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Неявка лиц, участвующих в деле в силу ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ИФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменений решения Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2009 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ “О налоговых органах Российской Федерации“ от 21.03.1991 имеет номер 943-1, а не 9430-1.

Право налогового органа предъявлять иски в арбитражные суды о признании недействительной государственной регистрации юридического лица предусмотрено п. 11 ст. 7 Закона РФ “О налоговых органах в Российской Федерации“ от 21.03.1991 г. N 9430-1 (с изменениями и дополнениями).

В силу ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее по тексту Закона N 129-ФЗ, Закон о регистрации) Единый государственный реестр юридических лиц
является федеральным информационным ресурсом, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лица и соответствующие документы.

Федеральный информационный ресурс представляет информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 г. “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“).

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации и, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется пакет документов, предусмотренных данным пунктом, в том числе заявление о государственной регистрации (п.п. “а“ п. 1 ст. 17), в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

Статьей 25 названного Закона предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.

Из приведенных положений Федерального закона N 129-ФЗ, Федерального закона N 149-ФЗ, следует, что необходимым условием проведения регистрации является не только представление заявителем полного пакета документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п.п. “л“ п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.

Изменения, связанные со сменой единоличного исполнительного органа, подлежат внесению в государственный реестр в силу п. 2 ст. 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления, которое в силу п. 1 ст. 9 названного Закона удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть
засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявителем при государственной юридического лица в силу п. 1 ст. 9 Закона о регистрации могут являться: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Таким образом, возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

Материалами дела установлено, что на основании решения единственного участника ООО “ТД НЗДМ“ Лаврухиной Л.В. от 22.09.2008 г. Шилков Алексей Юрьевич освобожден от должности генерального директора Общества, генеральным директором назначена Лаврухина Л.В.

Обращаясь 23.09.2008 г. в регистрирующий орган с заявлениями о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Шилков А.Ю., отстраненный от должности директора, как правильно указано судом первой инстанции, не имел доверенности действовать от имени юридического лица ООО “ТД НЗДМ“, иных доказательств наличия у Шилкова А.Ю. полномочий действовать от имени и по поручению ООО
“ТД НЗДМ“ апеллянтом в материалы дела не представлено, в связи с чем Шилков А.Ю. не мог выступать заявителем при обращении в регистрирующий орган с настоящими заявлением, как субъект, определенный в п. 1 ст. 9 Закона о регистрации.

Данный вывод суда также соответствует пояснениям Лаврухиной Л.В., направленных как в суд первой инстанции, так и в апелляционную инстанцию о том, что она не является генеральным директором ООО “ТД НЗДМ“.

Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице от 23.09.2008 г. в силу п.п. “а“ п. 1 ст. 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку не представлены определенные настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документы.

Указанные обстоятельства были известны ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска на момент подачи заявления с соответствующими документами; представление решений учредителя подтверждается расписками в получении документов, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о представлении Обществом всех необходимых документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ отклоняются за необоснованностью.

Кроме того, в ходе проведенных мероприятий ИФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула, после поступления регистрационного дела Общества из другого налогового органа (06.10.2008 г. из ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска, выписка из ЕГРЮЛ) установлено, что ООО “ТД НЗДМ“ не находится по адресу: г. Барнаул, пр. Строителей, 94; договоры аренды нежилых помещений собственник помещений по этому адресу с Обществом не заключал, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, письмом собственника нежилых помещений ИП Тройниной Т.А., согласно которому с 29.06.2005 г. ею не заключались договора аренды с
ООО “Торговый дом Новосибирский завод дорожных машин“, актом обследования (осмотра) от 13.11.2008 г.

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска в порядке ст. 65 АПК РФ не опровергла установленные обстоятельства дела и выводы суда первой инстанции относительно недостоверности сведений, представленных на государственную регистрацию.

Неосновательным является и довод ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска о не представлении Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула доказательств нарушения прав и законных интересов ООО “ТД НЗДМ“ в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему содержанию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений; сам по себе факт проведения такой регистрации на основании документов, представленных неуполномоченным лицом и содержащих недостоверные сведения, свидетельствует о несоответствии принятых решений Закону “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и принятые решения не могут влечь за собой тех правовых последствий, которые возникают вследствие такой регистрации.

Выводы суда в части отказа в удовлетворении требований к ответчикам - ООО “ТД НЗДМ“, Лаврухиной Л.В. не противоречат положениям ст.ст. 1, 17, 23 Закона N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов
апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 января 2009 года по делу N А03-13409/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

В.А.ЖУРАВЛЕВА

М.Х.МУЗЫКАНТОВА