Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 N 09АП-25510/2009-АК по делу N А40-65870/09-35-405 Исковые требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности суммы налоговых санкций удовлетворены правомерно, так как при невозможности исполнения исполнительного документа должником субсидиарную ответственность по его обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 г. N 09АП-25510/2009-АК
Дело N А40-65870/09-35-405
резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2009
постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
Судей П.В. Румянцева, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства по государственным резервам
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2009
по делу N А40-65870/09-35-405, принятое судьей Панфиловой Г.Е.
по заявлению ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска
к Федеральному агентству по государственным резервам
третье лицо Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности суммы налоговых санкций в размере 277 763 500,80 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Юдиной Е.В. дов. N 105 от 17.12.2009;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств федерального бюджета - Федерального агентства по государственным резервам (далее - заинтересованное лицо) - суммы налоговых санкций в размере 277 763 500,80 руб., взысканной с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу (далее третье лицо, Управление) решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2008 (исполнительный лист 170774 от 08.09.2008).
Решением суда от 09.11.2009 требования инспекции удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Федеральное агентство по государственным резервам обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в представленных письменных пояснениях, в которых просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица, третьего лица (Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу) в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Между тем, от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Также, поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании штрафных санкций с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу от 02.11.2005 N НП-18-31/21089 (с учетом уточнений требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-27458/05-52/211 от 29.05.2008, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 и Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2008, заявленные инспекцией требования удовлетворены в полном объеме, с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу взыскана сумма налоговых санкций в размере 277 663 500, 80 руб.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных пояснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 1 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 “Об исполнительном производстве“ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений предусмотрен ст. 242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, исполнительный документ, предусматривающий взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов.
Во исполнение предусмотренного порядка взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, инспекцией в Городское отделение по г. Новосибирску Управления Федерального казначейства по Новосибирской области был направлен соответствующий пакет документов (исполнительный лист и копия судебного акта) с целью исполнения исполнительного документа N 170774 от 08.09.2008.
Между тем, 22.04.2009 в инспекцию поступило уведомление о неисполнении должником - Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу требований исполнительного документа N 5142-02-35/530 от 22.04.2009.
Из материалов дела усматривается, что Управление в связи с поступлением исполнительного листа N 170774 от 08.09.2008 по делу N А45-27458/05-52/211 о взыскании налоговых санкций, по иску инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, обратилось с письмом от 30.01.2009 N 03/053 в Федеральное агентство по государственным резервам с просьбой выделить лимит бюджетных обязательств в размере 277 763 500,80 руб. для погашения.
Однако в течение трех месяцев, как предусмотрено Бюджетным Кодексом Российской Федерации, вопрос об исполнении предъявленного исполнительного документа не решен, лицевые счета, открытые в Городском отделении по г. Новосибирску УФК Новосибирской области, согласно Уведомлению от 22.04.2009 N 5142-02-35/529 заблокированы, приостановлены операции по расходованию средств. Кроме операций по содержанию Управления, приостановлены, и операции по оплате заданий в части выполнения гособоронзаказов государственного и мобилизационного резерва, а также операции по возврату средств поступивших во временное распоряжение.
Сибирским территориальным управлением Росрезерва в Арбитражный суд Новосибирской области подано заявление от 15.05.2009 N 06/1402 о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.06.2009 по делу N А45-27458/05-52/211 требования Управления удовлетворены. Предоставлена отсрочка сроком на 60 дней.
С учетом невозможности принятия решения в отведенный срок 60 дней по предоставленной отсрочке исполнения судебного акта, определением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.08.2009 по делу N А45-27458/05-52/211 требования Управления удовлетворены повторно. Судом предоставлена отсрочка сроком на 180 дней.
Срок со дня поступления исполнительного листа N 170774 от 08.09.2008 от ИФНС по Центральному району г. Новосибирска в орган Федерального казначейства на сумму 277 763 500,80 руб., предъявленный Управлению на взыскание налоговых санкций по налогам за 2003 год по результатам проверки истекает 18.02.2010.
По истечении срока, в случае не предоставления платежного документа на перечисление по исполнительному листу после получения в установленный срок лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств с лицевого счета Управления. Следовательно, Управление не сможет производить операции по выплате заработной платы работникам, оплате ЕСН, расчетов по оказанию услуг связи, расчетов за поставку материалов государственного резерва, расчетов по услугам хранения и других текущих платежей.
Между тем, как правомерно указано судом первой инстанции, согласно, п. 4 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного Постановлением Правительства от 23.07.2004 N 373, федеральное агентство по государственным резервам осуществляет свою деятельное непосредственно и через свои территориальные органы, то есть, в том числе и через Федеральное агентство по управлению государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу.
В соответствии с п. 5 указанного Положения, Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в системе государственного резерва. Кроме того, Федеральное агентство по управлению государственным резервом осуществляет в соответствии с п. 5.7 указанного Положения функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета предусмотренных содержание агентства и реализацию возложенных на агентство функций.
Следовательно, при невозможности исполнения исполнительного документа Управлением государственного резерва по Сибирскому Федеральному округу субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Федеральное агентство по государственным резервам.
Пунктом 10 ст. 242.3 БК РФ предусмотрено право взыскателя (Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска) на обращение в суд с заявлением о взыскании денежных средств (при их отсутствии у должника) с главного распорядителя бюджетных средств в порядке субсидиарной ответственности.
Между тем, доводы Федерального агентства по государственным резервам, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку направлены на переоценку вступившего в законную силу судебного акта - решения арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2008 по делу N А45-27458/05-52/211. Правомерность привлечения Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу к налоговой ответственности за неуплату НДС и налога на прибыль организаций и непредставление налоговых деклараций по указанным налогам являлся предметом полного и всестороннего исследования судом в рамках дела N А45-27458/05-52/211, по результатам которого был вынесен судебный акт, вступивший в законную силу. В рамках настоящего дела рассматривается вопрос исполнения вступившего в законную силу судебного акта, который в настоящем процессе не может быть пересмотрен, в силу положений ст. 69 АПК РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.08.2009 о предоставлении Управлению федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2008 по делу N А45-27458/05-52/211 на срок 180 дней, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Как правомерно указано судом первой инстанции, наличие отсрочки по исполнению судебного акта не влияет на наличие у Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу обязанности по исполнению указанного судебного акта.
Между тем, ввиду того, что Управление федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу не может исполнить указанный судебный акт, вследствие отсутствия лимитов бюджетных обязательств в необходимом размере, что подтверждено имеющимися в материалах дела письменными доказательства и отзывом Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу, то обязанность по исполнению указанного судебного акта подлежит возложению в порядке субсидиарной ответственности на Федеральное агентство по государственным резервам.
Указанные обстоятельства были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции и нашли отражение в оспариваемом судебном акте.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2009 по делу N А40-65870/09-35-405 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий:
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи:
П.В.РУМЯНЦЕВ
Р.Г.НАГАЕВ