Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 N 09АП-24445/2009-АК по делу N А40-83716/09-17-569 В удовлетворении заявления об оспаривании письма налогового органа о запрете проведения стимулирующей лотереи отказано правомерно, так как сведения в уведомлении об условиях лотереи носят противоречивый характер, следовательно, являются недостоверными.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 г. N 09АП-24445/2009-АК

Дело N А40-83716/09-17-569

Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.12.2009.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веклича Б.С.

судей Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Степкиным М.С.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Мегатроник“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2009

по делу N А40-83716/09-17-569, судьи Барыкина С.П.,

по заявлению ООО “Мегатроник“

к Федеральной налоговой службе

об оспаривании акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ефимюк С.А. по доверенности от 01.11.2009,
от ответчика: Климовой Г.Ю. по доверенности от 24.12.2008 N ММ-19-7/444, удостоверение ЦА N 3017,

установил:

ООО “Мегатроник“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с
заявлением об оспаривании письма Федеральной налоговой службы от 04.06.2009 N 2-6-17/003364@ о запрете проведения стимулирующей лотереи “Мегашанс“.

Решением суда от 02.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд мотивировал свои выводы тем, что запрет ФНС России в проведении стимулирующей лотереи принят в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

ООО “Мегатроник“ не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает на незаконность оспариваемого акта и на соблюдение заявителем всех предусмотренных законом требований, необходимых для проведения лотереи. Считает, что предусмотренные заявителем условия лотереи полностью соответствуют Федеральному закону от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“.

В письменных пояснениях на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указывает на то, что изложенный в уведомлении о проведении лотереи порядок проведения розыгрыша призового фонда не соответствует требованиям ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения, исходя из нижеследующего.

Как усматривается из материалов дела, 27.05.2009 ООО “Мегатроник“ обратилось в ФНС России с уведомлением о проведении всероссийской стимулирующей лотереи “Мегашанс“ со сроком проведения с 15.06.2009 по 10.05.2010.

Письмом ФНС России от 04.06.2009 N 2-6-17/00364@ Обществу запрещено проведение стимулирующей лотереи по основаниям нарушения требований, установленных ч. 2
ст. 3 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“.

Посчитав, что запрет в проведении стимулирующей лотереи принят в нарушение действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей (ч. 1).

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей (ч. 2).

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления
имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений; наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов (ч. 3).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

Таким образом, Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ предусматривает, что бестиражная лотерея связана с распространением лотерейных билетов.

В настоящем случае, согласно п. 4.1 уведомления лотерея “Мегашанс“ по способу ее проведения является бестиражной.

В соответствии с п. 8 условий проведения стимулирующей лотереи “Мегашанс“ лотерея проводится с помощью развлекательного (лотерейного аппарата) и без определения выигрышных билетов на стадии их изготовления.

Кроме того, согласно п. 2.1 условий лотереи, стимулирующая лотерея “Мегашанс“ по способу ее проведения является лотерей, проводимой иным способом, отличным от способа проведения тиражной, бестиражной и комбинированной лотереи.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сведения в уведомлении и условиях лотереи носят противоречивый характер, следовательно, являются недостоверными.

В соответствии с п. 2.5 условий лотереи Общество для организации проведения лотереи может привлекать третьих лиц по договорам на возмездное оказание услуг, агентским соглашением, договором поручения и иным гражданско-правовым договорам,
при этом данные третьи лица выступают по поручению и от имени организатора лотереи.

Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ предусмотрено, организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).

Организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи (п. 7).

Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (п. 8).

Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (п. 9).

Таким образом, законодатель разделяет понятие организации лотереи и ее проведения. Следовательно, привлечение Обществом третьих лиц для организации проведения лотереи является нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ условия стимулирующей лотереи включают в себя, в том числе, порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.

В настоящем случае из п. 8.4 условий стимулирующей лотереи “Мегашанс“ усматривается, что розыгрыш призового фонда происходит после того, как участник с помощью сотрудника Интернет-клуба активировал лотерейное оборудование, и
путем определения выигрыша на лотерейном оборудовании выпадает определенное число от 0 до 10000.

Пунктом 8.6 условий лотереи предусмотрено, что выигрыш определяется в зависимости от выпавшего на лотерейном оборудовании числа. В случае выпадения числа, более 100, участник лотереи получает приз в виде любой из услуг, предоставляемой в Интернет-клубе “Мегабайт“ на сумму эквивалентную выпавшему выигрышу. Перечень услуг, а также их стоимость утверждается организатором лотереи и размещаются в доступном для участника месте.

В условиях проведения лотереи отсутствует указанный перечень услуг, позволяющий выявить алгоритм определения выигрышей.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что информация, указанная в условиях, носит противоречивый характер, в связи с чем невозможно сделать определенный вывод о том, в какой именно форме предусмотрен выигрыш.

В этой связи является правильным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2009 по делу N А40-83716/09-17-569 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи

Э.В.ЯКУТОВ

Е.В.ПРОННИКОВА