Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 N 09АП-25651/2009-ГК по делу N А40-73778/09-61-570 Анализ норм гражданского законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что Российской Федерацией на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг по перевозке пассажиров льготным категориям граждан, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств в виде субвенций субъекту РФ не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2009 г. N 09АП-25651/2009-ГК

Дело N А40-73778/09-61-570

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2009 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солоповой А.А.

судей Левченко Н.И., Расторгуева Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Гаркушей Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2009

по делу N А40-73778/09-61-570, принятое судьей Зверевой О.Н.

по иску МУАП “Зубцовавтотранс“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов

Российской Федерации

третье лицо - Тверская область в лице Департамента финансов

Тверской области

о взыскании убытков в размере 909 582 руб. 87 коп.

при участии в судебном заседании:

от
истца - Чарковский Р.В. (по доверенности от 17.02.2009)

от ответчика - Ковпак С.В. (по доверенности от 15.12.2008 N 01-06-08/192)

установил:

муниципальное унитарное автотранспортное предприятие “Зубцовавтотранс“ (далее - МУАП “Зубцовавтотранс“) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 909 582 руб. 87 коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взысканы за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в размере 909 582 руб. 87 коп.

Не согласившись с решением суда от 16.10.2009, Минфин России подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда и принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что при принятии решения суд не применил постановление администрации Тверской области N 32-па от 16.02.2005; суд необоснованно принял расчет истца, произведенный на основании Инструкции Госкомстата N 149 от 28.06.2002; убытки транспортной организации должны быть отражены в бухгалтерской отчетности.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав
представителей истца и ответчика, полагает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2009 не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2006 году осуществлял пассажирские перевозки транспортом общего пользования граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда в общественном транспорте на территории Зубцовского района Тверской области.

Неполное возмещение расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения с настоящим иском.

Признав доказанным факт предоставления льгот и их размер, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции удовлетворил исковое требование в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 909 582 руб. 87 коп.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые
механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Статьей 44 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год“ в составе раздела “Межбюджетные трансферты“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 010 127 500 руб., предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.

Переданные из федерального бюджета средства распределены в полном объеме между муниципальными районами (городскими округами) Тверской области и не покрыли расходы истца по предоставлению льгот.

В 2006 году истец оказал услуги льготной категории граждан, включенным в федеральный регистр, на сумму 978 280 руб.

Предусмотренная постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па “О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета“ компенсация не покрывает в полном объеме расходы транспортных предприятий на предоставление льготного проезда.

В целях реализации мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг для различных категорий льготников администрация Тверской области постановлением от 16.02.2005 N 32-па “О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета“ обеспечила
федеральных и региональных льготников правом бесплатного проезда на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ).

Данным постановлением утвержден статус ЕСПБ как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Тверской области категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, включенным в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В пункте 1.1 Положения о порядке приобретения ЕСПБ для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па, предусмотрено, что ЕСПБ является социальным проездным документом на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные), включенных в установленное расписание движения транспорта.

В указанной связи, у транспортных предприятий, в том числе у истца, возникла обязанность по бесплатной перевозке граждан, включенных в федеральный и региональный регистр, которые приобрели ЕСПБ (пункт 1.2 Положения).

Согласно пункту 3.1 Положения территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области заключают договоры с транспортными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки на основании ЕСПБ.

При этом, в пункте 3.2 Положения установлена полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц, с указанием на то, что стоимость льготного проезда указывается в договоре, заключенном между территориальным отделом социальной защиты населения Тверской области и транспортным предприятием, осуществляющим пассажирские перевозки граждан на основании ЕСПБ.

Возмещение средств транспортным предприятиям производят территориальные отделы социальной
защиты населения Тверской области (пункт 3.7 Положения).

Поскольку истец является коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным транспортом на платной основе, а предусмотренная постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па компенсация расходов транспортных предприятий (в фиксированном размере) не возмещает расходы предприятия в полном объеме (истцу компенсировано 68 697 руб. 13 коп.), истец обратился в суд с настоящим иском.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 18 - 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Поскольку объем переданных средств не покрыл расходы истца по перевозке транспортом общего пользования льготной категории граждан на территории Зубцовского района Тверской области, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование в сумме 909 582 руб. 87 коп. за счет казны Российской Федерации.

Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по
финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Взыскание судом первой инстанции понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует действующему законодательству (статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) и сложившейся судебной практике (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09).

При этом Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 3719/06, от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07 определена правовая позиция по применению пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованности использования расчетного метода для определения размера понесенных транспортной организацией убытков.

В указанной связи, суд первой инстанции правомерно на основании данных норм закона удовлетворил исковые требования о взыскании убытков в размере 909 582 руб. 87 коп. за счет казны Российской Федерации.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что убытки транспортной организации должны быть отражены в бухгалтерской отчетности, подлежит отклонению, поскольку право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан основано на законе и не может быть связано с наличием или отсутствием в бухгалтерской отчетности транспортного предприятия суммы убытков. При этом, нарушение правил ведения бухгалтерского учета влечет иные последствия, но не лишает истца права представлять другие допустимые доказательства.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения суда от 16.10.2009,
в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2009 по делу N А40-73778/09-61-570 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий-судья

А.А.СОЛОПОВА

Судьи:

Н.И.ЛЕВЧЕНКО

Е.Б.РАСТОРГУЕВ