Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 N 09АП-21653/2009-АК по делу N А40-27153/09-17-157 В удовлетворении заявления об оспаривании действий государственного органа по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка, отказано правомерно, так как ответчиком соблюден установленный действующим законодательством порядок организации проведения оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2009 г. N 09АП-21653/2009-АК

Дело N А40-27153/09-17-157

Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2009.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей Якутова Э.В., Поташовой Ж.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “КСЦ “Переделкино“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2009

по делу N А40-27153/09-17-157 судьи С.П. Барыкина

по заявлению ЗАО “КСЦ “Переделкино“

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве,

третье лицо Департамент земельных ресурсов г. Москвы,

об оспаривании действий,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Стружкова А.С. по доверенности от 06.04.2009, br>представителей ответчика Помогаевой О.В. по доверенности
от 24.11.2009, иной Г.С. по доверенности от 08.12.2009,
представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы не явился, извещен,

установил:

ЗАО “КСЦ “Переделкино“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований) о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве по организации проведения государственной кадастровой оценки земель г. Москвы, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 77:07:15004:010; г. Москва, ул. 6-я Лазенки) в размере 8 768 562 034,70 руб. из расчета 12 445,55 руб. за один квадратный метр, включая действия:

- по отнесению земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 к седьмому виду разрешенного использования,

- по ненадлежащей проверке отчета ФГУП ФКЦ “Земля“ в части земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010,

- по предоставлению в ДЗР г. Москвы сведений о неверно рассчитанной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010,

- по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 в государственный земельный кадастр;

- по указанию в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 кадастровой стоимости в размере 8 768 562 034,70 руб.

Кроме того, заявитель просил суд обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО КСЦ “Переделкино“.

Решением от 31.08.2009, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал, сославшись на соблюдение ответчиком установленного действующим законодательством порядка организации проведения оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка. Суд указал также, что вопрос о правильности определения независимым оценщиком кадастровой стоимости земельного участка требует специальных познаний и наличия исчерпывающей информации о всех
факторах, влияющих на определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка, а потому может быть решен только путем проведения экспертизы, ходатайство о проведении которой не заявлено.

Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что кадастровая оценка земельного участка Общества не утверждена нормативным правовым актом органа исполнительной власти, поскольку Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в которые они включены. Следовательно, считает заявитель, внесение Управлением Роснедвижимости по г. Москве в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка без ее надлежащего утверждения нарушает права и законные интересы Общества, связанные с уплатой законно установленного земельного налога, поскольку порядок исчисления налога прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении данных о нем в государственный кадастр недвижимости. Указывает, что отчет ФГУП “ФКЦ “Земля“ по государственной кадастровой оценке земель на территории г. Москвы не отвечает признаку допустимости доказательств и должен быть исключен из числа доказательств по делу, о чем суду первой инстанции было заявлено ходатайство, которое было отклонено. Считает, что данный отчет противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“, Федеральному закону “Об оценочной деятельности в РФ“ и Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель.

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве доводы жалобы не признали, просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и
обоснованным. Указали на то, что государственная кадастровая оценка земель г. Москвы осуществлена в 2007 году по исполнение Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316. Расчет кадастровой стоимости участка осуществлялся с использованием специального программного обеспечения, результаты работ по кадастровой оценке спорного участка утверждены постановлением Правительства Москвы. Указали также, что действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Административным регламентом, не предусмотрено осуществление контроля со стороны Управления за проведением работ по государственной кадастровой оценке каждого конкретного земельного участка, соответственно, документов, подтверждающих факт осуществления такого контроля, не имеется.

Представителем ответчика было заявлено ходатайство о замене в порядке ст. 48 АПК РФ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве, участвующего в деле в качестве ответчика, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон, удовлетворил заявленное ходатайство, и в соответствии со ст. 48 АПК РФ произвел замену в порядке процессуального правопреемства Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве, участвующего в деле в качестве ответчика, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления обжалуемого судебного акта без изменения, исходя из
нижеследующего.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО КСЦ “Переделкино“ 18.11.2008 обратилось к ответчику с запросом о предоставлении информации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Общества.

В письме от 19.12.2008 Управление сообщило, что в отношении участка проведен комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории г. Москвы в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. В письме указывалось на то, какие факторы были использованы для расчета кадастровой стоимости земельного участка и отнесении его к 7 виду разрешенного использования “земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии“ (том 1 л.д. 19 - 29).

Считая вышеперечисленные действия ответчика незаконными, заявитель обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых действий Управления.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно части 2 названной статьи для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 6-я Лазенки, вл. 2
- дальнейшей эксплуатации зданий кардиологического санаторного центра “Переделкино“.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“, в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель города Москвы.

Периодичность кадастровой оценки земельных участков не реже чем один раз в пять лет и не чаще одного раза в три года установлена пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.

Перечнем мероприятий подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)“ федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)“, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 560, предусмотрено проведение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель.

Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Приказом Роснедвижимости от 06.02.2007 N П/0017 “Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году“ утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.

При этом в целях разъяснения положений Методических указаний Роснедвижимостью разработаны и утверждены приказом от 29.06.2007 N П/0152 Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Кроме того, Роснедвижимостью разработано специальное программное обеспечение расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Пунктом 2.10 Постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП “Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007 год“ принято
решение о проведении государственной кадастровой оценки земель города Москвы в 2007 году с последующим утверждением Правительством Москвы ее результатов для применения с 01.01.2008.

По результатам проведенного конкурса Департаментом земельных ресурсов города Москвы (заказчик работ по государственной кадастровой оценке земельных участков) и ФГУП ФКЦ “Земля“ (исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земельных участков) заключен государственный контракт от 01.08.2007 на выполнение указанных работ.

Во исполнение данного контракта ФГУП ФКЦ “Земля“ осуществлено проведение государственной кадастровой оценки земель города Москвы для каждого земельного участка, вошедшего в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

При этом определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществлялось в следующем порядке: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формировался в форме соответствующего раздела Кадастрового плана территории, содержащего общие сведения о земельных участках, по состоянию на дату начала работ, и содержал сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории, а также все учетные характеристики земельных участков.

В соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, государственная кадастровая оценка земель города Москвы осуществлена в разрезе 16 видов разрешенного использования.

Заявитель ссылается на то, что принадлежащий ему на праве бессрочного пользования земельный участок неправомерно отнесен к 7 виду разрешенного использования, в связи с чем настаивает на незаконности действий ответчика по отнесению участка к указанному виду
разрешенного использования.

Между тем имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о законности и обоснованности действий ответчика.

Земельный участок с кадастровым номером 77:07:15004:010 с разрешенным использованием “дальнейшая эксплуатация зданий кардиологического санаторного центра “Переделкино“ вошел в перечень объектов оценки и отнесен к 7 виду разрешенного использования - “земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства“.

С учетом примерного перечня факторов стоимости, представленного в Технических рекомендациях, соисполнителем работ - ОАО “Московский городской кадастр“ - был сформирован Перечень факторов стоимости земельных участков для каждого вида разрешенного использования земельных участков.

Состав факторов стоимости был рассмотрен и согласован Департаментом земельных ресурсов города Москвы - заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы.

Из пояснений ответчика следует, что сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 77:07:15004:10, осуществлялся из следующих источников информации, содержащих сведения доказательственного значения: ЕГКО Москвы, государственный земельный кадастр, базы данных ГУП НИиПИ Генплана Москвы, МосгорБТИ, данных специализированных справочных изданий. При этом сбор сведений о значениях факторов стоимости осуществлялся для каждого конкретного земельного участка, в т.ч. индивидуально для участка заявителя.

Собранный объем рыночной информации был признан достаточным для применения статистических методов массовой оценки стоимости объектов недвижимости. На основе данной информации осуществлено построение статистически значимой модели, удовлетворяющей всем статистическим критериям. Перегруппировки, дооценки или уточнения факторов стоимости не производилось.

Расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:10 осуществлялся с использованием специального программного обеспечения (СПО), являющегося составной частью автоматизированной подсистемы кадастровой оценки объектов недвижимости.

Следует отметить, что в специальном программном обеспечении заложены
допустимые критерии качества рыночной информации и пороговые значения всех статистических показателей, при несоответствии которым расчет кадастровой стоимости участков не осуществляется.

Инструментарий статистического анализа рыночной информации, заложенный в СПО, позволяет осуществлять в автоматическом режиме проверку непротиворечивости рыночной информации, проверку репрезентативности факторов, удаление выбросов - данных о рыночных ценах объектов-аналогов, имеющих значительное отклонение от средних значений цен объектов, характеризующихся близкими показателями основных факторов стоимости. В инструментарии СПО расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов заложены все требования к исходной рыночной информации и критерии статистической значимости построенных моделей, определенные Методическими указаниями и Техническими рекомендациями.

Таким образом, получить результаты кадастровой стоимости земельных участков в СПО возможно только при условии соответствия исходной рыночной информации и построенной на ее основе статистической модели предъявляемым Методическими указаниями и Техническими рекомендациями требованиям. В случае же, если построенная статистическая модель не удовлетворяет хотя бы одному статистическому критерию, заложенному в СПО, расчет кадастровой стоимости участков программой не осуществляется.

Описание полученной статистической модели и расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка заявителя и пояснения методики определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015004:10 на основании информации, полученной от соисполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель, направлены Управлением Роснедвижимости по городу Москве в адрес ЗАО КСЦ “Переделкино“ вышеупомянутым письмом от 19.12.2008 N НА-24-07/6850.

Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены и введены в действие с 01.01.2008 Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП “Об утверждении
результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы“.

В Приложении 1 к названному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города.

Следует согласиться с выводом ответчика о том, что результаты государственной кадастровой оценки каждого конкретного земельного участка, в том числе земельного участка заявителя, являются неотъемлемой составной частью Отчета о выполнении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель города Москвы, утвержденного исполнителем работ - ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“, равно как и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы, что подтверждается сквозной нумерацией страниц Отчета.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены Управлением в государственный кадастр недвижимости, в соответствии с п. 11.1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215.

Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о соответствии оспариваемых действий ответчика по отнесению земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 к седьмому виду разрешенного использования, по проверке отчета ФГУП ФКЦ “Земля“ в части земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010, по предоставлению в ДЗР г. Москвы сведений о неверно рассчитанной кадастровой стоимости указанного земельного участка, по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка в государственный земельный кадастр, по указанию в кадастровом плане земельного участка кадастровой стоимости в размере 8768562034,70 руб. требованиям действующего законодательства (нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона “О государственном кадастре объектов недвижимости“, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215).

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований является правомерным, а доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения судебного акта.

Учитывая сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 48, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

заменить Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве в порядке процессуального правопреемства на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2009 по делу N А40-27153/09-17-157 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Е.В.ПРОННИКОВА

Судьи

Э.В.ЯКУТОВ

Ж.В.ПОТАШОВА