Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2009 по делу N А41-40267/09 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее состояние и содержание территории отказано, так как заявителю не вменялось нарушение норм за невывоз мусора и неуборку контейнерных площадок: МУП привлечено к ответственности именно за несоздание условий для организации сбора и хранения мусора, а значит, довод о том, что МУП не является субъектом правонарушения, несостоятелен.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. по делу N А41-40267/09

16 декабря 2009 года объявлена резолютивная часть решения.

23 декабря 2009 года решение изготовлено в полном объеме.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зеньковой Е.Л.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Зеньковой Е.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятии “Дирекция единого заказчика-Лыткарино“

к Главному управлению государственного административно - технического надзора Московской области Территориальному отделу N 15

о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 29.10.2009 г. N 15/479/156

при участии в заседании:

от заявителя - Ермилова Е.Е., по доверенности от 14.01.2009 г.

от заинтересованного лица - Терентьев Д.Н., по
доверенности от 31.08.2009 г. N 190/08.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Дирекция единого заказчика - Лыткарино“ (далее - МУП “ДЕЗ - Лыткарино“, Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании Постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзора, административный орган) N 15/479/156 от 29.10.2009 г., которым МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ (далее - Закон МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ) за ненадлежащее состояние и содержание территории, выразившееся в наличии навалов мусора на контейнерных площадках и вокруг них, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 10.12.2009 г. был объявлен перерыв до 16.12.2009 г.

Судебное заседание продолжено после перерыва.

Представители сторон в судебное заседание после перерыва явились.

Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении требования, указал, что вины МУП “ДЕЗ-Лыткарино“ в данном правонарушении нет, поскольку контейнерные площадки по адресу: Московская область, город Лыткарино, ул. Советская, д. 6/14, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Первомайская, д. 4 относятся к хозяйственному ведению МУП “ЛСПКХ“.

Представитель ГУ Госадмтехнадзора МО заявленное требование не признал, полагая, что вина заявителя в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается материалами административного дела.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд установил следующее.

27 октября 2009 г. в 11 часов 50 минут сотрудниками Госадмтехнадзора
МО, проведена проверка территории по адресу: Московская область, город Лыткарино, ул. Советская, д. 6/14, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Первомайская, д. 4, контейнерные площадки.

В ходе проверки выявлены нарушения, а именно: ненадлежащее состояние и содержание территории, выразившееся в наличие навалов мусора на контейнерных площадках и вокруг них (мусор строительный), о чем составлен 27.10.2009 г. Акт N 15/479/156 осмотра территории (объекта) (л.д. 16 - 20).

Во время проведения проверки применялась фотосъемка (д.д. 17 - 20).

28 октября 2009 г. Главным специалистом территориального отдела N 15 ГУ Госадмтехнадзора МО в отношении МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ составлен Протокол N 15/479/156 об административном правонарушении, из которого следует, что МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ допустило наличие навалов строительного мусора на контейнерных площадках и вокруг них по адресу: Московская область, город Лыткарино, ул. Советская, д. 6/14, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Первомайская, д. 4, чем нарушило пункты 1, 9, 10 статьи 6 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области“ (далее - Закон МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ), за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона Московской области “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ (л.д. 13).

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ Хохловой О.Н., действующей на основании доверенности N 1124 от 15.10.2009 г. (л.д. 13 - 14, 22).

29 октября 2009 г. Главный специалист ТО N 15 ГУ Госадмтехнадзора МО, рассмотрев материалы дела
об административном правонарушении, вынес Постановление N 15/479/156 о привлечении МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 13).

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с участием представителя МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ Хохловой О.Н., действующей на основании доверенности N 1124 от 15.10.2009 г., выданной директором на представление интересов МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ в данном административном деле (л.д. 22).

Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного Постановления.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Закону Московской области от 13 июня 1996 года N 27/96-ОЗ “О местном самоуправлении в Московской области“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, отнесены вопросы благоустройства, содержания объектов на территориях муниципальных образований.

Закон Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.

Законом МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ определено, что государственный административно-технический надзор на территории Московской области осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере государственного административно-технического надзора, в том числе его территориальные структурные подразделения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Московской области от 29 ноября 2005 года N 249/2005-ОЗ “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области“ (далее - Закон МО от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ) юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, несвоевременная очистка или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, контейнеров, бункеров-накопителей, на контейнерной площадке или вокруг нее, отсутствие графика вывоза отходов производства и потребления влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Постановлением Главы города Лыткарино от 05.08.2009 г. N 661-п “О порядке сбора и вывоза строительного мусора“ во
исполнение Закона Московской области от 08.11.2001 г. N 171/2001-ОЗ “Об отходах производства и потребления в Московской области“, Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 “Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, статьи 210 Гражданского Кодекса РФ, требований санитарных и пожарных норм содержания жилищного фонда, а также для реализации государственной политики Московской области в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства г. Лыткарино

Предписано управляющим организациям, обслуживающим жилищный фон города Лыткарино, организовать сбор строительного мусора (остатки текущего ремонта квартир - брус, доски, дверные и оконные блоки, кирпичи и т.п.) на специально отведенных контейнерных площадках путем установки дополнительных бункеров-накопителей.

Пунктом 2 названного Постановления от 05.08.2009 г. N 661-п МУП “ЛСПКХ“ предписано производить вывоз строительного мусора по заявкам управляющих организаций, обслуживающих жилищный фонд, на основании заключенных договоров.

Согласно Приложению N 1 к указанному Постановлению, контейнерные площадки, расположенные по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Советская, д. 6/14, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Первомайская, д. 4, закреплены за управляющей организацией - МУП “ДЕЗ - Лыткарино“.

Следовательно, именно управляющая организация - МУП “ДЕЗ - Лыткарино“, должна была организовать сбор строительного мусора (остатки текущего ремонта квартир - брус, доски, дверные и оконные блоки, кирпичи и т.п.) на специально отведенных контейнерных площадках путем установки дополнительных бункеров-накопителей по вышеназванным адресам.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области создают условия для организации сбора и хранения мусора на территории. Производство работ по сбору и вывозу мусора осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями муниципального образования, собственниками и пользователями зданий, строений, сооружений, земельных участков на основании договоров
со специализированными предприятиями.

Допускается временная установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных работ и работ по уборке территории, выполняемых юридическими и физическими лицами, при отсутствии на указанных территориях оборудованных площадок для установки контейнеров и бункеров-накопителей. Места временной установки контейнеров и бункеров-накопителей должны быть согласованы с собственником, владельцем, пользователем территории (пункт 9 статьи 6 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ).

Контейнерная площадка должна содержаться в чистоте и иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метров, асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части, подъездной путь с твердым покрытием. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке (пункт 10 статьи 6 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ).

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривалось в судебном заседании, что навалы строительного мусора были обнаружены Госадмтехнадзором по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Советская, д. 6/14, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Первомайская, д. 4.

Довод заявителя о том, что в соответствии с Распоряжением Главы г. Лыткарино N 880-р от 23.12.2008 г. “О муниципальной собственности“ контейнерные площадки и контейнеры для сбора
ТБО закреплены за МУП “ЛСПКХ“ на праве хозяйственного ведения, в связи с чем административным органом неправильно определен субъект ответственности, судом не принимаются, поскольку Глава г. Лыткарино своим Постановлением от 05.08.2009 г. N 661-п обязал именно МУП “ДЕЗ - Лыткарино“, как управляющую организацию, организовать сбор строительного мусора путем установки дополнительных бункеров - накопителей, что ею не было своевременно сделано.

Согласно пункту 2 Постановления Главы г. Лыткарино от 05.08.2009 г. N 661-п МУП “ЛСПКХ“ производит непосредственно вывоз строительного мусора по заявкам управляющих организаций, обслуживающих жилищный фонд, на основании заключенных договоров.

Заявителю не вменяется нарушение норм за не вывоз мусора и не уборку контейнерных площадок: Предприятие привлечено к административной ответственности Госадмтехнадзором именно за не создание условий для организации сбора и хранения мусора на территории.

Следовательно, довод заявителя о том, что МУП “ДЕЗ-Лыткарино“ не является субъектом административного правонарушения и не может нести административную ответственность, несостоятелен и опровергается материалами дела.

Предприятие обязано было предпринять необходимые меры для выполнения требований статьи 6 Закона МО N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 г., то есть создать надлежащие условия для организации сбора и хранения мусора на соответствующей территории.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 22 Закона МО от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ, в связи с чем Госадмтехнадзор МО имел все основания для привлечения МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ к административной ответственности.

Суд считает, что МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все разумные и зависящие от него меры
по выполнению своих обязанностей.

Суд установил, что процедура привлечения МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ к административной ответственности Госадмтехнадзором МО была соблюдена, в ходе производства по делу об административном правонарушении заявитель не был лишен процессуальных гарантий и мог реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Постановление по делу об административном правонарушении от 29 октября 2009 года N 15/479/156 является законным, обоснованным и не нарушает прав заявителя, в связи с чем отмене не подлежит.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия “Дирекция единого заказчика - Лыткарино“ о признании незаконным и отмене Постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзора, административный орган) N 15/479/156 от 29.10.2009 г., которым МУП “ДЕЗ - Лыткарино“ привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ (далее - Закон МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ) за ненадлежащее состояние и содержание территории, выразившееся в наличии навалов мусора на контейнерных площадках
и вокруг них, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Е.Л.ЗЕНЬКОВА