Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2009 по делу N А41-27952/09 Заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непредставлении в собственность заявителя земельного участка, удовлетворено, так как заявитель имеет право на выкуп в собственность спорного земельного участка по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом земельном участке, приобретено им из государственной собственности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. по делу N А41-27952/09

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Московской области

в составе: судьи Бычковой А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бычковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества “Красногорский завод им. С.А. Зверева“

к Администрации Красногорского муниципального района Московской области

- о признании незаконным бездействия Администрации Красногорского муниципального района Московской области в связи с непредоставлением в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493 площадью 935 490 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Красногорск, улица Речная,
дом 8;

- об обязании заинтересованного лица совершить определенные действия в отношении заявителя

от заявителя: Попов Виктор Павлович - представитель по доверенности N ГД-5 от 30 января 2008 года, паспорт

Королев Олег Андреевич - представитель по доверенности N 46 от 10.06.2008 года, паспорт

от Администрации: Ф.И.О. - представитель по доверенности от 16.06.2009 года N 1.2.5/2030, удостоверение N 86 по 20.03.2010 года

установил:

Открытое акционерное общество “Красногорский завод имени С.А. Зверева“ (далее по тексту - ОАО “Красногорский завод имени С.А. Зверева“, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Красногорского муниципального района Московской области в связи с непредоставлением в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493 площадью 935 490 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Красногорск, улица Речная, дом 8; об обязании заинтересованного лица совершить определенные действия в отношении заявителя.

Представители заявителя, присутствующие в настоящем судебном заседании, требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование своих требований Общество ссылается на положения Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее по тексту - ЗК РФ), Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее по тексту - Закон о введении в действие ЗК РФ), согласно которым Общество имеет право на приобретение в собственность земельного участка, так как на нем расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности. Обращаясь в Администрацию в порядке ст. 36 ЗК РФ Общество представило все необходимые документы. Однако, до настоящего времени, ответа от заинтересованного лица не поступило.

Представитель заинтересованного лица отклоняет заявленные требования по
мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 101 - 103). В обоснование своих возражений Администрация Красногорского муниципального района Московской области указала на то, что Администрацией был дан ответ заявителю от 01.06.2009 года исх. N 1.2.6.-87/2293, в котором говорилось о том, что право постоянного (бессрочного) пользования и право собственности на один и тот же объект права одновременно существовать не могут. Кроме того, Администрация указывает на необходимость определения момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителем на земельный участок площадью 100,62 га.

Арбитражный суд, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав представленные материалы дела и доказательства по спору, установил следующие обстоятельства рассматриваемого дела.

02.12.2008 года ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“, являясь собственником объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности, обратилось в порядке ст. 36 ЗК РФ в Администрацию с заявлением N Д/178 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493, расположенного по адресу: Московская область, город Красногорск, ул. Речная, д. 8, общей площадью 935 490 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности, в границах кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 6).

Данное заявление о предоставлении земельного участка в собственность было подготовлено и подано в соответствии с требованиями действующего законодательства, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.2007 года “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“, в том числе: кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, кадастрового плана
земельного участка, Выписок из ЕГРП на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, план приватизации с приложением и государственный акт постоянного бессрочного пользования землей.

В связи с неполучением в месячный срок, установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ ответа, заявитель 10 апреля 2009 года (письмо N ИД/133 - л.д. 90) вновь обратился в Администрацию.

21 апреля 2009 года Администрация направила в адрес заявителя ответ N 1.2.6-87/1821, в котором сообщала о том, что на основании предоставленных Обществом документов были подготовлены проекты постановлений о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность, однако, для оформления прав на земельные участки необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ на земельный участок площадью 100,62 га (л.д. 91).

Заявитель повторно обратился в Администрацию с письмом (л.д. 92), в котором сообщал о том, что согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. Право постоянного (бессрочного) пользования на все земельные участки под площадкой подтверждается одним Государственным актом от 1993 года. Таким образом, только после издания Постановлений Главы Красногорского муниципального района о предоставлении в собственность или аренду всех земельных участков, созданных в результате разделения земельного участка под промплощадкой акционерного общества, будет официально прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общей площадью 100,62 га.

В результате рассмотрения очередного обращения заявителя Администрацией был дан ответ N 1.2.6-87/2293 от 01.06.2009 года (л.д. 93 - 94), в котором в очередной раз сообщалось о необходимости обращения заявителя с заявлением
об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

При этом конкретного решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ от муниципального органа не последовало.

Заявитель, полагая незаконным бездействие Администрации, выраженное в непредставлении в собственность испрашиваемого им земельного участка, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.

Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого бездействия, выраженного в непредставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493, расположенный по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8, площадью 935 490 кв. м, принадлежит заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования землей на основании Государственного акта от 15.06.1993 N 286-93.

Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 30.12.2005 года N 3737/12 в соответствии с постановлением Главы Красногорского района от 06.11.2003 N 1868/11 “Об утверждении границ земельного участка площадью 98,570 га по фактическому использованию ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ произведено размежевание земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:0014 площадью 985 700 кв. м на четыре участка, а именно: площадью 952 760 кв. м, площадью 24 720 кв. м, площадью 5 450 кв. м, площадью 2 770 кв. м, а также утверждены их границы под производственной базой в г. Красногорске, ул. Речная, д. 8 (л.д. 104).

Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 29.04.2008 N 849/4 (л.д. 5) произведено размежевание
земельного участка площадью 952 760 кв. м с кадастровым номером 50:11:001 01 04:0408, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8 на шесть земельных участков, один из которых испрашиваемый заявителем - площадью 935 490 кв. м.

В материалы дела представлен кадастровый паспорт истребуемого Обществом земельного участка площадью 935 490 кв. м с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493 (предыдущий номер 50:11:001 01 04:408), вид разрешенного использования - для производственной деятельности, в котором отсутствуют сведения о правах на данный земельный участок (л. д. 7).

Арбитражным судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом им земельном участке, которое ранее находилось в государственной собственности и было приватизировано из государственной собственности государственным предприятием “Производственное объединение Красногорский завод им. С.А. Зверева“.

Приватизация недвижимого имущества из государственной собственности осуществлялась на основании Плана приватизации государственного предприятия “Производственное объединение Красногорский завод им. С.А. Зверева“, утвержденного решением Комитета по управлению имуществам Московской области от 23.12.1993 N 806 в виде реорганизации государственного предприятия “Производственное объединение Красногорский завод им. С.А. Зверева“ в ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ (л. д. 59 - 70).

Факт приобретения заявителем недвижимого имущества из государственной собственности подтверждается представленным в материалы дела документами.

Заинтересованным лицом данный факт не оспаривается.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация
является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на истребуемом земельном участке, никем не оспорено.

Согласно п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 указанного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, заявитель - ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ - имеет право на выкуп в собственность земельного участка, поскольку на нем находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных
на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Исходя из данных положений Закона о введении в действие ЗК РФ, правом приобретения таких земельных участков по указанной цене обладают нынешние собственники зданий, строений, сооружений независимо от того, приобрели они эти здания, строения, сооружения непосредственно в результате их приватизации (отчуждения из государственной собственности или муниципальной собственности) или у предыдущих собственников этих объектов недвижимого имущества в результате гражданско-правовых сделок или по решению суда.

Таким образом, судом установлено, что заявитель - ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ - имеет право на выкуп в собственность земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом им земельном участке приобретено им из государственной собственности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействие Администрации Красногорского муниципального района Московской области в непредставлении в собственность земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.

Между тем, довод Администрации Красногорского муниципального района Московской области о необходимости определения момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 100,62 га судом отклоняется, поскольку в рассматриваемом заявлении обществом обжалуется бездействие Администрации в связи с непредставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493, площадью 935 490 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная,
д. 8.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-О отмечается, что из п. 6 ст. 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ также указывается, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемым бездействием Администрация нарушила права и законные интересы заявителя как собственника объекта недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом им земельном участке.

Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о государственной пошлине суд полагает необходимым отметить, что поскольку требования заявителя удовлетворены, то в силу статей 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ возвращается государственная пошлина из федерального бюджета в размере 2000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 6649 от 04.08.2009 года (л.д. 27).

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 200 - 201, ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

решил:

Заявленные требования Открытого акционерного общества “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ удовлетворить.

признать незаконным бездействие Администрации Красногорского муниципального района Московской области в связи с непредставлением в собственность ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493, площадью 935 490 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8.

Обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8.

Обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в месячный срок направить ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:11:001 01 04:493, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8, площадью 935 490 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности, в границах кадастрового паспорта земельного участка N 111/09-1106 от 05.02.2009 года по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Возвратить ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 6649 от 04.08.2009 года.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

А.В.БЫЧКОВА