Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2009 по делу N А41-35671/08 Представление налогоплательщиком доказательств правомерного применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС является основанием для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного акта налогового органа об отказе в возмещении из федерального бюджета НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2009 г. по делу N А41-35671/08

Резолютивная часть была объявлена 15 декабря 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего А.Г. Рымаренко

судей (заседателей)______________________________

протокол судебного заседания вела судья А.Г. Рымаренко

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ИП Ф.И.О. br>
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области

о признании недействительным решения

при участии в заседании:

от заявителя - Павлович В.Е, паспорт

от ответчика - Немтинова Е.В., доверенность N 04-04/0328 от 16.04.2009 г.

установил:

ИП Павлович В.Е. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5
по Московской области от 06.11.2008 г. N 17/4204/3051 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ИП Павлович В.Е. заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования решения, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ, указал, что оспариваемое решение было обжаловано с пропуском срока в связи с обжалованием решения в УФНС России по Московской области.

Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 117 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом

Также судом принимается во внимание, что отказ в восстановлении срока не отвечает положениям ст. 2 АПК РФ, в соответствии с которой основной задачей судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 4 АПК РФ предоставляет заинтересованному лицу право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.

Арбитражный суд, с учетом изложенного, полагает, что пропущенный заявителем срок на подачу заявления подлежит восстановлению, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению.

Представители сторон в судебное заседание явились, изложили свои доводы и возражения по делу.

Из материалов дела суд установил, что заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области.

16.04.2008 г. налогоплательщиком представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 г., согласно которой общая сумма НДС составила 357 844 руб., общая сумма НДС, подлежащая
вычету - 375 651 руб., итого сумма НДС, исчисленная к уменьшению - 17 807 руб. (л.д. 68 - 71).

На основании представленной налоговой декларации Инспекция провела камеральную налоговую проверку, по результатам которой был составлен акт N 17/3521/675 от 04.08.2008 г. Налогоплательщик в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ представил возражения на акт. Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, вынес решение N 1676 от 06.11.2008 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость и решение N 17/4204/3051 от 06.11.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 34 427 руб., доначислении НДС в сумме 1 721 135 руб. и пени по НДС в сумме 12 423 руб. 32 коп. Основанием для отказа в принятии заявленных налоговых вычетов и доначисления НДС послужило установление факта несоответствия ст. 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных поставщиками ООО КСМ “ОЙЛ-СИТИ“ и ООО “МультиТех“.

ИП Павлович В. Е. не согласен с решением N 17/4204/3051 от 06.11.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по следующим основаниям:

Налогоплательщик представил полный пакет документов, предусмотренный ст. 172 НК РФ для применения налоговых вычетов. Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на применение налоговых вычетов в зависимость от уплаты налога в бюджет его поставщиком, представленные счета-фактуры соответствуют требования ст. 169 НК РФ и содержат достоверные сведения.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, просило в удовлетворении заявленных требованиях отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве.

Заслушав
представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Пунктом 1 ст. 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе, либо на основании иных документов.

Кроме того, согласно ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии первичных документов.

В соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура относится к числу документов, дающих право на предъявление налогоплательщиком покупателем товаров (работ, услуг) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, к вычету или возмещению из бюджета.

Ссылка налоговой инспекции в отзыве на заявление и в оспариваемом решении на то, заявителем нарушены п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. N 914 “Об утверждении правил ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость“ и ст. 169 НК РФ, поскольку в счете-фактуре N 3344 от 18.03.2008 г. и счет-фактуре N 3888 от 28.03.2008 г., выставленных ООО КСМ “ОЙЛ-СИТИ“ в адрес заявителя, в графе грузополучатель и его адрес указано: 142180, Московская область, г. Климовск, ул. Школьная, дом 5, тогда как адрес Ф.И.О. В.Е. в соответствии с записью ОГРНИП от 14.12.2005 г.: 142180 Московская область, г. Климовск, ул. Школьная, 50, 8, 53, не принимается арбитражным судом по следующим основаниям.

В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых
или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания), количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания), цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога, стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога, сумма акциза по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога, страна происхождения товара, номер таможенной декларации.

В соответствии с п. 6 вышеуказанной статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Как усматривается из материалов дела, заявителем в налоговый орган были представлены исправленные счета-фактуры N 3344 от 18.03.2008 г. и N 3888 от 28.03.2008 г., выставленные ООО КСМ “ОЙЛ-СИТИ“, что не оспаривается налоговым органом (л.д. 85 - 86, 89).

Спорные счета-фактуры содержат все необходимые реквизиты и отвечают требованиям ст. 169 НК РФ.

Также судом принимается во
внимание, что в силу положений п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налоговый орган в нарушение указанной нормы в ходе проведения камеральной налоговой проверки не запросил у налогоплательщика счета-фактуры, заполненные надлежащим образом, что не отрицается налоговым органом.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении N 267-О от 12.07.2006 года по жалобе ОАО “Востоксибэлектросетьстрой“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взаимосвязанные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Частью четвертой статьи 88 НК РФ налоговые органы наделяются правом истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении N 267-О от 12.07.2006, налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен
права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О определено, что соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. п. 5 и 6 статьи 169 НК РФ, должно позволять определить контрагентов по сделке, их адреса, объект сделки, количество поставляемых товаров, цену, сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую их далее к вычету.

Арбитражный суд считает, что налоговый орган имел возможность определить контрагента по сделке - покупателя и его адрес, поскольку покупателем является налогоплательщик - индивидуальный предприниматель Павлович В.Е., который представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г. и документы, подтверждающие налоговые вычеты.

Налоговый орган также ссылается на неправомерное заявление налоговых вычетов по счетам-фактурам N 12 от 14.01.2008 г., N 52 от 29.01.2008 г., N 50 от 29.01.2008 г., N 78 от 08.02.2008 г., N 84 от 12.02.2008 г., N 88 от 13.02.2008 г., N 90 от 14.02.2008 г., N 108 от 20.02.2008 г., N 120 от 26.02.2008 г., N 159 от 12.03.2008 г., N 165 от 14.03.2008 г., N 186 от 20.03.2008 г., N 215 от 28.03.2008 г., N 220 от 31.03.2008 г., выставленных ООО “МультиТех“, (л.д. 91, 93, 96, 98, 101, 104, 106, 108, 111, 113, 115, 117, 119, 121) в связи с тем, что в них неверно указан адрес продавца и адрес грузоотправителя, поскольку в
соответствии с ответом ГУП МоскгорБТИ по указанному в спорных счетах-фактурах адресу ООО “МультиТех“ располагается 14-этажный жилой дом, и контрагент заявителя не имел возможности поставлять продукцию для мойки автотранспортных средств по данному адресу.

По мнению налогового органа, по смыслу ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, в графе которых “адрес продавца“ указан юридический адрес поставщика, фактически не находящегося по указанному адресу и не имеющего по указанному адресу постоянно действующего исполнительного органа, содержат недостоверные сведения.

Арбитражный суд не может согласиться с позицией налогового органа по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес, идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Порядок оформления счетов-фактур регулируется Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914.

Согласно приложению N 1 к указанным Правилам в строке “адрес“ указывается место нахождения покупателя и грузополучателя в соответствии с его учредительными документами.

Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту его постоянного действующего исполнительного органа. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Как усматривается из оспариваемого решения, налоговым органом не отрицается, что адрес, указанный в счетах-фактурах ООО “МультиТех“, является юридическим адресом.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О определено, что соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. п. 5 и 6 статьи 169 НК РФ, должно позволять определить контрагентов по сделке, их адреса, объект сделки, количество поставляемых товаров, цену, сумму начисленного налога, уплачиваемую
налогоплательщиком и принимаемую их далее к вычету.

Требование об указании адреса налогоплательщика и покупателя направлено на обеспечение контроля за достоверностью сумм налога, указанных в счете-фактуре. Адрес, указанный в оспариваемых счетах-фактурах, соответствует адресу, указанному как адрес местонахождения организации в действующей редакции устава (юридический).

Спорные счета-фактуры содержат все вышеуказанные реквизиты и отвечают требованиям ст. 169 НК РФ.

Отсутствие контрагента заявителя по юридическому адресу, указанному в учредительных документах, не влияет на право налогоплательщика на принятие к вычету налога на добавленную стоимость и не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201, 319 АПК РФ арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области от 06.11.2008 г. N 17/4204/3051 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ф.И.О. В.Е. государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную по квитанции от 23.09.2009 г.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья

А.Г.РЫМАРЕНКО