Решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2009 по делу N А41-26111/09 В удовлетворении заявления о признании незаконными действия (бездействия) топливно-энергетического комитета, обязании провести проверку хозяйственной деятельности, обязании досрочно пересмотреть и изменить тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение отказано, так как заявитель обязан в порядке ст. ст. 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите, такие доказательства заявителем суду не представлены.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2009 г. по делу N А41-26111/09
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вел судья Севостьянова Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Закрытого акционерного общества “Интерсервис“
к Топливно-энергетическому комитету Московской области
с участием третьих лиц Общество с ограниченной ответственностью “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“, Администрация Наро-Фоминского района Московской области
о признании незаконными действий (бездействия) Топливно-энергетического комитета Московской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, уведомлен
от ТЭК МО - Табинаева Л.С., доверенность N ОД-11 от 24.04.2009 г.,
от ООО “НТЭК“ - Субботина С.О., доверен. От 14.07.09 г., Краинский А.Д., доверен. N 1321 от 07.07.09 г.
от администрации: не явился, уведомлен
установил:
Закрытое акционерное общество “Интерсервис“ (далее - Общество, заявитель, ЗАО “Интерсервис“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Топливно-энергетическому комитету Московской области (далее - Комитет) со следующими требованиями:
1. Признать незаконными действия (бездействие) Топливно-энергетического комитета Московской области в части не проведения проверки хозяйственной деятельности ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ по вопросу обоснованности применения в отношении ЗАО “Интерсервис“ тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение при эксплуатации с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“, не учтенных при вынесении Решения Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09.10.2008 г. N 11, а также в части отказа в досрочном пересмотре данных тарифов.
2. Обязать Топливно-энергетический комитет Московской области провести проверку хозяйственной деятельности ООО “Наро-фоминская тепло-энерго компания“ по вопросу обоснованности применения в отношении ЗАО “Интерсервис“ тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение при эксплуатации с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“, не учтенных при вынесении Решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09.10.2008 г. N 11.
3. Обязать Топливно-энергетический комитет Московской области досрочно пересмотреть и изменить тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение, установленные на 2009 год для ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ на основании объективного изменения условий его экономической деятельности и обеспечения доступности оказываемых им услуг потребителю ЗАО “Интерсервис“ в связи с передачей с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил требования и просил признать незаконными действия (бездействие) Топливно-энергетического комитета Московской области в части не принятия мер по обеспечению баланса экономических интересов поставщика ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ и потребителя ЗАО “Интерсервис“ на основании доступности для потребителя тарифов на тепловую энергию при эксплуатации поставщиком с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“, не учтенных при вынесении Решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09.10.2008 г. N 11, а также в части отказа в досрочном пересмотре данных тарифов.
2. Обязать Топливно-энергетический комитет Московской области провести проверку хозяйственной деятельности ООО “Наро-фоминская тепло-энерго компания“ по вопросу обоснованности применения в отношении ЗАО “Интерсервис“ тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение при эксплуатации с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“, не учтенных при вынесении Решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09.10.2008 г. N 11, с целью обеспечения баланса экономических интересов поставщика и потребителя на основании доступности тарифов на тепловую энергию.
3. Обязать Топливно-энергетический комитет Московской области досрочно пересмотреть и изменить тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение, установленные на 2009 год для ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ на основании объективного изменения условий его экономической деятельности и обеспечения доступности для потребителя ЗАО “Интерсервис“ тарифов на тепловую энергию при эксплуатации поставщиком ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“, не учтенных при вынесении Решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09.10.2008 г. N 11.
Уточнения приняты судом.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“, администрация Наро-Фоминского района Московской области.
Представителем заявителя представлено заявление о приостановлении производства по делу до рассмотрения Десятым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы по делу А41-26108/09, которым ЗАО “Славтранс-Сервис“ заявлены аналогичные требования к тем же лицам, по тем же обстоятельствам.
Заявление судом отклонено как не соответствующее требованиям статьи 143 АПК РФ.
Дело рассматривается в отсутствии представителя заявителя, Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, уведомленных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявитель считает действия (бездействие) ТЭК МО, выразившиеся в не проведении проверки хозяйственной деятельности ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ по вопросу обоснованности применения в отношении ЗАО “Интерсервис“ тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение при эксплуатации с 01.01.2009 г. объектов теплового хозяйства бывшего МУП “ЖКХ Селятино“, не учтенных при вынесении Решения Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09.10.2008 г. N 11, а также в отказе в досрочном пересмотре данных тарифов, неправомерными, нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество указывает, что несоразмерное увеличение тарифа повлекло соответствующее несоразмерное увеличение себестоимости оказываемых заявителем работ и услуг, что существенно снизило их конкурентоспособность и ухудшило финансово-хозяйственную деятельность ООО “Интерсервис“, нарушило баланс экономических интересов.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на части 1 и 6 статьи 9, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.
Представитель Топливно-энергетического комитета Московской области требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Решением Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 09 октября 2008 года N 11 установлен тариф на 2009 год на тепловую энергию и горячее водоснабжение для ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ в размере 1 250 рублей 40 копеек (л.д. 11).
Основанием для установления данного тарифа послужила экспертная оценка тарифа на тепловую энергию, произведенная по данным выработанной ранее тепловой энергии, понесенным ранее расходам на производство и передачу тепловой энергии и другим показателям финансово-хозяйственной деятельности ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“, оцененным с учетом объектов коммунального хозяйства данной организации на тот момент.
Впоследствии Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского района Московской области N 341-р от 05.12.2008 г. Обществу с ограниченной ответственностью “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ были переданы в аренду с 01.01.2009 г. объекты по передаче и распределению тепловой энергии МУП “ЖКХ Селятино“, потребителем тепловой энергии которого уже длительное время являлось ЗАО “Интерсервис“.
До передачи указанных сетей ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ общество оплачивало МУП “ЖКХ Селятино“ тепловую энергию по тарифу в размере 798,60 руб./Гкал на основании Договора N 17 “Т“ от 27.10.2008 г.
О смене поставщика тепловой энергии с МУП “ЖКХ Селятино“ на ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ ООО “Интерсервис“ узнало из письма МУП “ЖКХ Селятино“ от 15.12.2008 г. (л.д. 12).
15 декабря 2008 года ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ письмом N 1400 предложило ЗАО “Интерсервис“ заключить Договор на отпуск тепловой энергии и питьевой (физической) воды в составе горячего водоснабжения от 01.01.2009 г. с приложениями N 1 “Годовой отпуск тепловой энергии“ на год и Актом разграничения балансовой принадлежности (л.д. 14).
13 апреля 2009 года Общество обратилось в Топливо-энергетический комитет Московской области (ТЭК МО) с заявлением о необходимости проведения проверки хозяйственной деятельности ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ в части обоснованности величины применяемых тарифов и их пересмотра (л.д. 27 - 28).
29 мая 2009 года Комитет письмом N 17/2602 сообщил заявителю, что утвержденный Комитетом тариф ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ на тепловую энергию является экономически обоснованным, не превышает предельных индексов в целом по Московской области и пересмотру не подлежит (л.д. 29).
Исследовав в совокупности представленные доказательства суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены. Из материалов дела следует, что 15 октября 2008 года ТЭК Московской области установил новый тариф на тепловую энергию на 2009 год для ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ в размере 1 250,40 руб./Гкал.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают тарифы на тепловую энергию. Закон Московской области “О бюджете Московской области на 2009 год“ N 187/2008-03 был принят 04.12.2008.
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и сохранения на территории Наро-Фоминского муниципального района единой тарифной политики для всех категорий потребителей тепла и на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района от 05.12.2008 г. N 341-Р, имущество всего коммунального комплекса по тепловой энергии МУП “ЖКХ Селятино“ (котельные с оборудованием, тепловые, водопроводные и канализационные сети) были переданы ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“.
МУП “ЖКХ Селятино“ с 01.01.2009 года услуги по тепловой энергии не оказывает.
После передачи имущества ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ не обращалось в Комитет по вопросу пересмотра для него тарифов на 2009 год.
В соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации к делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган для установления тарифов на тепловую энергию на очередной период регулирования.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в составе представленных ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ документов на установление тарифа на тепловую энергию на 2009 года были следующие экспертные заключении:
1. экспертиза нормативов удельных расходов топлива,
2. экспертиза нормативов технологических потерь тепловой энергии,
3. экспертиза создания запасов топлива,
4. экспертиза тарифа и тарифной выручки.
Потребителями поселка Селятино Наро-Фоминского района Московской области экспертные заключения в установленные законодательством сроки в Комитет не представлялись и последним не рассматривались.
Изменение тарифа на тепловую энергию для ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ в декабре 2008 было бы неправомерным и не соответствующим действующему законодательству.
ТЭК МО правомерно полагает, что изменившиеся данные по объемам и затратам производства тепловой энергии ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ должно представить в Комитет для установления тарифа на тепловую энергию на 2010 год, и в случае выявления необоснованных расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность за счет поступлений от указанной деятельности, регулирующие органы принимают решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Комитетом доказано, судом установлено и подтверждено материалами дела, что для ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию на 2009 год, с учетом проведенных независимых экспертиз, в размере 1250, 4 руб./Гкал (без учета НДС). Рост установленного Комитетом тарифа на тепловую энергию для данной организации в 2008 году к 2009 году составил 117,9%.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 136-э/2 установлен предельный рост тарифов на 2009 год в среднем по Московской области в размере 118,2%. При этом рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую отдельными энергоснабжающими организациями потребителям, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных приказов ФСТ России, в соответствии с информационным письмом ФСТ России от 28.03.2008 N ЕЯ-1558/5.
Таким образом, утвержденный Комитетом тариф на тепловую энергию является экономически обоснованным, не превышает предельных индексов в среднем по Московской области и пересмотру не подлежит.
Доводы заявителя относительно неправомерности не проведения проверки хозяйственной деятельности ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ и не обеспечению баланса экономических интересов поставщика и потребителя судом не принимаются.
В соответствии с пунктом 13.3 Положения о Топливно-энергетическом комитете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2007 г. N 794/28, Комитет имеет право проводить проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Комитетом доказано и судом установлено, что в действиях ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“, касающихся применения установленного тарифа на тепловую энергию, не усматривается признаков административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, как следует из материалов дела, ООО “Наро-Фоминская тепло-энерго компания“ предлагало ООО “Славтранс-Сервис заключить публичный договор на отпуск тепловой энергии по тарифу в размере 1250, 4 /Гкал., то есть в размере, установленном Комитетом, что соответствует требованиям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ по вопросу обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг, рассчитанных тарифов, несостоятельна, поскольку не распространяется на тарифы на тепловую энергию, так как в соответствии с пунктом 2 статьи названного Закона подлежат регулированию лишь тарифы на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Десятый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.
Судья
Н.В.СЕВОСТЬЯНОВА