Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 N 09АП-18831/2009-АК по делу N А40-66966/09-152-538 В удовлетворении заявления о признании действий миграционного органа по непринятию заявок о потребности в рабочей силе отказано правомерно, поскольку от общества заявок о потребности на следующий год в иностранных работниках не поступало, квота рабочих мест указанной организации не выделялась.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2009 г. N 09АП-18831/2009-АК

Дело N А40-66966/09-152-538

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 года.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,

судей: Бекетовой И.В., Попова В.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центра регистрации и трудоустройства иностранных граждан ООО “Москва“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2009 г. по делу N А40-66966/09-152-538 судьи Рогова А.Н.

по заявлению Центра регистрации и трудоустройства иностранных граждан ООО “Москва“

к Управлению федеральной миграционной службы России по
Московской области

об оспаривании действий государственного органа

установил:

Центр регистрации и трудоустройства иностранных граждан ООО “МОСКВА“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании действий Управления федеральной миграционной службы России по Московской области не соответствующими п. 1 ст. 34 Конституции РФ и п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и об обязании ответчика устранить препятствия, созданные его незаконными действиями.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2009 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителю правомерно отказано ответчиком в приеме заявлений, а действия ответчика полностью соответствуют требованиям ст. ст. 13.1, 18, 18.1 указанного Федерального закона, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783, Постановления Правительством РФ от 07.11.2008 N 834, Постановления Правительства РФ от 06.11.2007 N 759.

Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на существенное нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебное заседание не явились представители заявителя и ответчика. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из
материалов дела, 05.03.2009 Обществом в Отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Московской области были поданы заявления на выдачу шестерым иностранным гражданам разрешений на работу, однако, в приеме указанных заявлений ответчиком было отказано.

Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявителю правомерно было отказано в приеме заявлений, а действия ответчика полностью соответствуют требованиям ст. ст. 13.1, 18, 18.1 указанного Федерального закона, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783, Постановления Правительства РФ от 06.11.2007 N 759, Постановления Правительством РФ от 07.11.2008 N 834.

Так, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 928 с изменениями 03.03.2008 Федеральная миграционная служба России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции. Функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, к полномочиям которой относятся, в том числе выдача в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его
территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Согласно п. 2 указанной статьи иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 13.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“).

На основании п. 1 ст. 18.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Согласно п. 2 указанной статьи исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной
безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“).

В соответствии с п. 4 ст. 18.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ квоты, предусмотренные п. 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 834 “Об определении на 2009 год потребности в привлечении в РФ иностранных работников“ установлены указанные квоты.

Согласно п. 1 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила) данные Правила регулируют порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, под которыми понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на
работу (далее - квоты).

В абзаце 2 п. 1 Правил указано, что определение потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Ежегодно, до 1 мая, в соответствии с п. 7 Правил работодатели представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов РФ, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности.

Уполномоченные органы субъектов РФ в месячный срок с даты принятия межведомственными комиссиями положительного решения информируют работодателей о результатах рассмотрения заявок.

Постановлением Правительства Московской области от 30.03.2009 N 244/12 “Об утверждении программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области на 2009 год“ утверждена Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009 год.

Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации мероприятий Программы, был определен Комитет по труду и занятости населения Московской области.

Как правильно указал суд первой инстанции, по данным Комитета по труду и занятости Московской области от Общества заявок о потребности на 2009 год в иностранных работниках не поступало, квота указанной организации не выделялась.

Что касается отказа в приеме заявлений на выдачу шестерым иностранным гражданам разрешений на работу, то, как правильно установил суд первой инстанции, заявления были поданы с нарушением требований ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации“, поскольку к указанным заявлениям в нарушение требований ст. 185 ГК РФ не были приложены доверенности от иностранных граждан, от имени которых Общество подавало заявления на оформление разрешений на работу.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком было обоснованно отказано в приеме документов на выдачу разрешений на работу шестерым иностранным гражданам.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Учитывая отсутствие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемых действий
УФМС по Московской области нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов Общества, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Центра регистрации и трудоустройства иностранных граждан ООО “Москва“ является законным и обоснованным.

При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2009 г. по делу N А40-66966/09-152-538 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи:

И.В.БЕКЕТОВА

В.И.ПОПОВ