Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2009 по делу N А40-74943/09-140-535 В удовлетворении иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказано, так как представленные ответчиком документы свидетельствуют о принятии им всех возможных мер к получению денежных средств, своевременном перечислении полученных от Федерального фонда обязательного медицинского страхования денежных средств истцу, отсутствии вины ответчика в неперечислении денежных средств, отсутствии неправомерного пользования денежными средствами истца по государственному контракту поставки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2009 г. по делу N А40-74943/09-140-535

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2009 года, решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2009 года.

Арбитражный суд в составе:

председательствующего Паршуковой О.Ю.

судей: единолично

протокол ведет судья Паршукова О.Ю.

рассмотрел в заседании суда дело по иску ЗАО Фирма ЦВ “Протек“

к ответчикам ЛОФОМС

о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами

при участии от истца (заявителя) - Зверев Д.В. дов. от 30.12.2008 г. N 1722/юо паспорт <...>, Черешнев К.А. дов. от 30.12.2008 г. N 1688/юо паспорт <...>

от ответчиков - ЛОФОМС - Чернова Т.Н. дов. от 29.12.2008 г. N 01-07/5453 уд. N 197

установил:

С учетом Определения
о прекращении производства по делу в отношении второго Ответчика ФФОМС, с учетом изменения предмета иска, на основании ст. 49 АПК РФ, иск заявлен ЗАО Фирма ЦВ “Протек“ к ЛОФОМС о взыскании процентов, за пользование чужими денежными средствами в размере 7 381 301 руб. 98 коп.

Истец требования поддерживает в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом изменения предмета иска.

Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзывах N 1 и N 2 на иск.

Исследовав доказательства, имеющиеся в деле, заслушав мнение Истца и Ответчика, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона “О государственной социальной помощи“ N 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. одной из мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

22 декабря 2005 г. между ЗАО Фирма ЦВ “Протек“ и ЛОФОМС был заключен Государственный контракт N 01-36-05/0347 на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ (в редакции Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ).

По условиям данного Государственного контракта Истец принял на себя обязательства по организации, поставки, хранения и отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан в течение 2006 года, а Ленинградский областной фонд медицинского страхования - возместить стоимость отпущенных лекарственных средств.

ЗАО Фирма ЦВ “Протек“ в течение 2006 года осуществлял отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан в соответствии с условиями вышеуказанного Государственного контракта.

Согласно п. 2.1.8 Государственного контракта ЗАО
Фирма ЦВ “Протек“ предоставлял в ТФОМС документы, подтверждающие отпуск лекарственных средств гражданам, для последующей оплаты этих средств.

ТФОМС в соответствии с п. 2.2.5 Государственного контракта проводил экспертизу данных документов и составлял акты, подписываемые обеими сторонами контракта.

По счетам, представленным в материалы дела, Ответчиком были составлены Акты экспертиз в период с 04.07.2006 г. по 12.03.2007 г., в соответствии с которыми, лекарственные средства были признаны подлежащими оплате. По условиям Государственного контракта (п. 2.2.1; 2.2.5; 2.2.6; 2.2.7), срок оплаты указанных лекарственных средств, наступил в период с 07.07.2006 г. по 15.034.2007 г. Однако Ответчик не оплатил часть лекарственных средств в размере 49 861 338 руб. 75 коп.

Причиной отказа в оплате послужил, представленный Ответчиком, Акт экспертизы от 28 марта 2007 г.

В соответствии с разделом II указанного Акта по результатам целевых проверок ЛОФОМС не оплатил лекарственные средства на сумму 49 861 338 руб. 75 коп.

ЗАО Фирма ЦВ “Протек“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании суммы задолженности в размере 49 861 338 руб. 75 коп.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 июня 2008 г. (л.д. 14 том 1) требования ЗАО Фирма ЦВ “Протек“ были удовлетворены частично в сумме 47 366 643 руб. 72 коп. В остальной части иска было отказано.

Истец просит взыскать с Ответчика сумму процентов, за пользование чужими денежными средствами, на основании ст. 395 ГК РФ.

Суд считает требования Истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств собственник имущества несет
субсидиарную ответственность по обязательствам своего учреждения.

Поскольку обязательство ЛОФОМС перед фирмой не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, оно несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате лекарственных средств только при наличии вины.

Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), если это обязательство не возникло при осуществлении предпринимательской деятельности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как указано выше, согласно ст. 6.2 Федерального закона “О государственной социальной помощи“ N 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. одной из мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

22 декабря 2005 г. между ЗАО Фирма ЦВ “Протек“ и ЛОФОМС был заключен Государственный контракт N 01-36-05/0347 на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ (в редакции Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ), следовательно, данный контракт был заключен Ответчиком не по собственной инициативе за счет средств бюджета ЛОФОМС либо сметы ЛОФОМС, а в соответствии с полномочиями на заключение Госконтракта, переданными территориальным фондам обязательного медицинского страхования на основании распоряжения Правительства РФ от 03.10.2005 N 1558-р.

Согласно переданным Федеральным фондом ОМС территориальным фондам ОМС полномочиям, Госконтракт на 2006 год был заключен 22.12.2005 ответчиком (ЛОФОМС), с поставщиком (ПРОТЕК) - победителем конкурса, проведенного ФФОМС.

Полномочия по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан являются полномочиями Российской Федерации, т.к. определены Федеральным законом “О государственной социальной
помощи“ от 17.07.99 N 178-ФЗ в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 29.12.04 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2007 год“ имеет дату 19.12.2006 и номер 238-ФЗ, а не дату 29.12.2006 и номер 243-ФЗ.

Финансовые средства на выполнение указанных федеральных полномочий за 2006 год были предусмотрены в Федеральных законах от 26.12.2005 г. N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“, от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“, от 22.12.05 N 171-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“; от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“; от 23.11.2007 N 264-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“.

Порядок финансирования был установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.04 N 864 “Об утверждении Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг“.

В соответствии с данными Правилами, средства на ДЛО предусматриваются в бюджете РФ и, соответственно, в бюджете Федерального фонда ОМС (п. 4 Правил), и в виде субвенций направляются из ФФОМС территориальным фондам обязательного медицинского страхования (п. 10 Правил).

Условия Государственного контракта на 2006 год предусматривают, что денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными и перечисляются в ЛОФОМС из Федерального фонда ОМС на отдельный счет (п. п. 1.1, 2.2.1 Государственного контракта).

В ЛОФОМС средства по ДЛО учитывались на счете N 40404810000000011054 по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан (Дополнительное соглашение от 19.01.2005 N 1 к Договору банковского счета N 75 от 05.01.2005).

В соответствии с
пунктами 1.2, 2.2.1, 2.2.7 Государственного контракта Ответчик осуществляет оплату стоимости лекарственных средств фармацевтической организации за счет и в пределах поступивших на отдельный счет ТФОМС средств из Федерального фонда ОМС, на основании представленных документов с учетом результатов медико-экономической экспертизы.

В соответствии с пунктом 4.4 Государственного контракта на 2006 год ЛОФОМС не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарственных средств, связанную с несвоевременным поступлением средств от Федерального фонда ОМС.

ЛОФОМС не допускал неправомерного использования денежных средств истца.

Все полученные из ФФОМС средства своевременно перечислялись истцу по факту поступления счетов и осуществления медико-экономической экспертизы. Однако средства в ЛОФОМС поступали в недостаточном количестве. Финансовые средства на завершение расчетов по 2006 году были направлены территориальным фондам ОМС только после внесения соответствующих изменений от 23.11.2007 в Закон о бюджете ФФОМС на 2007 год и поступили в ЛОФОМС 30.11.2007 года (из нормированного страхового запаса ФФОМС) и 03.12.2007 года (субвенции ФФОМС на ДЛО).

В Арбитражный суд города Москвы по делу N А40-64079/07-10-368 ответчиком (ЛОФОМС) представлены доказательства перечисления истцу всех денежных средств, поступивших на ДЛО из ФФОМС и предназначенных на оплату за лекарственные средства, поставленные фармацевтической организацией и отпущенные федеральным льготникам в соответствии с заключенным Государственным контрактом на 2006 год. Иными денежными средствами, сверх полученных, от ФФОМС, ответчик не располагал.

Арбитражным судом города Москвы в решении от 25.06.2008 N А40-64079/07-10-368 было установлено, что “в соответствии с условиями Государственного контракта (п. 1.3, п. 1.2, п. 4.4) денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными. ЛОФОМС перечисляет денежные средства на счета фармацевтической организации (истца) за счет и в пределах федеральных средств, поступивших на указанные
цели из Федерального фонда ОМС на отдельный счет территориального фонда ОМС. Территориальный фонд не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарственных средств, связанную с несвоевременным поступлением средств от Федерального фонда ОМС“. Все денежные средства, поступившие из ФФОМС, были перечислены истцу, что подтверждается Справкой о движении финансовых средств по расчетам за 2006 год по дополнительному лекарственному обеспечению (далее - ДЛО) с ЗАО “Фирма “ЦВ “ПРОТЕК“ по Государственному контракту N 01-36-05/03-47 от 22.12.2005 г.

Указанная справка подтверждает также, что на выплату суммы 47 366 643,72 руб., взысканной по решению Арбитражного суда города Москвы, федеральные средства из ФФОМС в ЛОФОМС не поступали, и были списаны на основании исполнительного листа по инкассовому поручению от 08.10.2008 N 001 с расчетного счета N 40404810700000010054 из финансовых средств, предназначенных на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования Ленинградской области 2008 года, в связи с отсутствием иных средств, на которые может быть обращено взыскание, поскольку ЛОФОМС не осуществляет предпринимательскую и иную коммерческую деятельность, приносящую прибыль либо доход, и не имеет каких-либо иных средств, сверх федеральных средств, получаемых в соответствии со статьей 12 Закона РФ о медицинском страховании граждан в Российской Федерации (В соответствии со статьей 12 Закона РФ о медицинском страховании граждан в РФ: - финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование; - территориальные фонды ОМС являются государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями (см. также представленные в дело учредительные и регистрационные документы ЛОФОМС); - фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования
и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение; - финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат) на обязательное медицинское страхование, а также - федеральных средств, поступающих из ФФОМС в виде субсидий в соответствии с федеральными нормативными актами на реализацию национального проекта “Здоровье“, которые учитываются отдельно от средств ОМС на открытых целевых счетах и используются на предназначенные цели.

Таким образом, судом не установлен факт неправомерного пользования ответчиком денежными средствами истца в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ.

Кроме того, судом учитывается, что просрочки в оплате по вине ЛОФОМС не было, так как все получаемые из ФФОМС денежные средства немедленно перечислялись Истцу (в течение 1 - 3 рабочих дней после поступления на счет Фонда), что подтверждается представленной в материалы дела “Таблица поступления и расходования денежных средств на расчеты по ДЛО за 2006 год по Госконтракту ЗАО “Фирма “Центр внедрения “ПРОТЕК“ и ЛОФОМС N 01-36-05/03-47 от 22.12.2005 г.“, в которой отражено движение всех средств из ФФОМС в ЛОФОМС и из ЛОФОМС в ПРОТЕК по Госконтракту на 2006 год.

Из указанной таблицы усматривается, что денежные средства начали поступать из ФФОМС с 30.03.2006. С 01.06.2006 по мере поступления счетов от ПРОТЕКа ЛОФОМС осуществлял экспертизы первого и второго этапов и перечислял денежные средства истцу. Денежные средства направлялись в течение от 1-го до 3-х рабочих дней со дня поступления из ФФОМС, что отражено в столбце 11 таблицы и рассчитано из столбцов 5 и 7 таблицы. Факт поступления денежных средств Истец не оспаривает.

ЛОФОМС принимал все должные
меры к надлежащему выполнению обязательств и ежемесячно подавал в течение 2006 года бюджетные заявки в установленном порядке в ФФОМС, в т.ч. и сверх лимитов бюджетных обязательств, установленных ФФОМС. Денежные средства поступали из ФФОМС в недостаточном количестве.

В 2006 году за 12 месяцев были поданы заявки и дополнительные заявки на общую сумму 660 320, 66 тыс. руб., а денежные средства получены из ФФОМС на общую сумму 403 822, 24 тыс. руб., что подтверждается справкой “Информация о финансировании расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 по состоянию на 19 января 2007 года“, лимиты бюджетных обязательств ФФОМС, бюджетные заявки, в т.ч. дополнительные, с января по декабрь 2006 года включительно, а также заявки на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами за счет средств страхового резерва ФФОМС.

В 2007 году Фондом подавались в ФФОМС заявки на финансирование расходов по завершению расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства, которые рассматривала “Комиссия ФФОМС по финансированию расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами“ и принимала решения о суммах выделенных средств.

ЛОФОМС также принимал меры к получению сумм, не принимаемых ФФОМС на завершение расчетов по 2006 году, а именно: подавал апелляционное заявление на сумму 1 25 022 318,78 руб., о чем ПРОТЕК уведомлялся в ответе Фонда на его претензию.

Апелляционное заявление было полностью удовлетворено ФФОМС. Сумма по апелляционному заявлению была получена и перечислена в ПРОТЕК в порядке завершения расчетов за 2006 год.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что
представленные Ответчиком документы свидетельствуют о принятии Фондом всех возможных мер к получению денежных средств, о своевременном перечислении полученных от ФФОМС денежных средств Истцу (в течение 1 - 3 дней со дня получения), об отсутствии вины ЛОФОМС в неперечислении денежных средств, об отсутствии неправомерного пользования денежными средствами истца по Государственному контракту на 2006 год.

Часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает арбитражный суд оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд не усматривает вины Ответчика в нарушении обязательств по оплате товара, поскольку судом установлено, что Ответчик имел в спорный период бюджетное финансирование для исполнения государственного контракта и, как следствие, возможность надлежаще исполнить денежное обязательство.

При отсутствии вины учреждения в ненадлежащем исполнении обязательств, суд вправе освободить от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Невыделение средств из бюджета фонду, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в нарушении договорных обязательств.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 395, 401 ГК РФ, ст. 170, 171, 201 АПК РФ, суд

решил:

В иске Закрытому акционерному обществу фирме “Центр Внедрения “ПРОТЕК“ о взыскании с Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования процентов, за пользование чужими денежными средствами в размере 7 381 301 руб. 98 коп. отказать.

Возвратить Закрытому акционерному обществу фирме “Центр Внедрения “ПРОТЕК“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 8 972 (восемь тысяч девятьсот семьдесят два) руб. 79 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Председательствующий

О.Ю.ПАРШУКОВА