Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 N 09АП-18431/2009-АК по делу N А40-86214/09-153-405 В удовлетворении заявления о признании недействительным акта надзорного органа о привлечении к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям отказано правомерно, поскольку неисполнение обществом обязанности по представлению в уполномоченный банк подтверждающих документов по валютным операциям и грузовой таможенной декларации в срок, предусмотренный законом, формирует состав вменяемого правонарушения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2009 г. N 09АП-18431/2009-АК

Дело N А40-86214/09-153-405

Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2009

Полный текст постановления изготовлен 09.10.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бекетовой И.В.,

судей: Попова В.И., Цымбаренко И.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Дива“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2009

по делу N А40-86214/09-153-405, судьи Кастальской М.Н.,

по заявлению ООО “Дива“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве

о признании незаконным постановления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Анциферов О.Д. дов. от 02.09.2009 г.;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

ООО “Дива“ (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением
о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (далее Росфиннадзор по г. Москве) от 24.06.2009 г. по делу N 453-09/3120М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Решением от 27.08.2009 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленного требования. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону, вина Общества в совершении вмененного правонарушения установлена и подтверждается материалами дела, процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена.

Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что Росфиннадзором по г. Москве допущены нарушения установленного порядка привлечения Общества к административной ответственности.

Росфиннадзор по г. Москве отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на допущенные ответчиком нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности. Считает, что таможенный орган при составлении протокола превысил свои полномочия. Пояснил, что имеющиеся в материалах дела доказательства получены с нарушением требований закона.

В судебное заседание не явился представитель Росфиннадзора по г. Москве. Располагая доказательствами надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены
в порядке ст. ст. 266, 269 АПК РФ. Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Дива“ заключило с фирмой “DCK Hong Kong“ (Гонконг) внешнеторговый Контракт от 16.05.2007 г. N 26/2007 на закупку товаров.

На основании Контракта в уполномоченном банк КАБ “Банк Сосьете Женераль Восток“ (ЗАО) Обществом был оформлен паспорт сделки N 07050046/2295/0000/2/0.

В рамках исполнения обязательств по Контракту Обществом были импортированы товары по ГТД N 10009131/311008/0012478 (дата выпуска - 01.11.2008 г.).

Было установлено, что ООО “Дива“ в нарушение срока, установленного Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операции с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее Положение N 258-П) не исполнило обязанность и не представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и ГТД в срок до 16.11.2008 г.

По данному факту 10.06.2009 г. таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, предусмотренным Положением N 258-П.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее Федеральный закон), валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании п. 3 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, таможенные органы являются агентами валютного контроля.

В силу п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ,
должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.

Подпунктом 2.5 Перечня должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного Приказом ФТС от 15.03.2005 N 198, государственный таможенный инспектор наделен полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен таможенным органом в рамках предоставленных ему полномочий по результатам таможенной ревизии.

В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Росфиннадзор по г. Москве сделал вывод о нарушении Обществом валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и 24.06.2009 г. привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности упомянутого постановления.

Согласно пп. 1 и 2 п. 2 ст. 24 Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы
и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением N 258-П.

В соответствии с п. 1.3. Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“, зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 г. за N 10804 и вступившими в силу 27.01.2008 г., справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2. Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением N 1 к Положению N 258-П относится к формам учета по валютным операциям.

Согласно пунктов 2.4 упомянутого Положения Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2. настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа “D“), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органом путем подачи таможенной декларации.

В силу ст. 25 Федерального закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что справка о подтверждающих документах
должна быть представлена заявителем в уполномоченный банк 16.11.2008., однако Общество в установленный срок не исполнило обязанность и не представило соответствующие документы в уполномоченный банк.

При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона, п. 2.4. Положения N 258-П, то есть совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15 25 КоАП РФ.

Довод заявителя о нарушении порядка привлечения к административной ответственности необоснован по следующим основаниям.

Действительно протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 был составлен в отсутствие представителя заявителя. Вместе с тем в материалах дела имеется телеграмма, направленная в адрес Общества в которой сообщалось о времени и месте составления протоколов (л.д. 16).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, административный орган уведомил Общество о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, направив телеграмму в адрес ООО “Дива“, уже после проведения таможенной ревизии. Получение указанной телеграммы не отрицается заявителем.

Дело об административном правонарушении рассмотрено, и оспариваемое постановление N 453-09/3120М вынесено 24.06.2009 г. в присутствии представителя Общества - Анциферова О.Д., действующего на основании доверенности от 23.06.2009, предусматривающей право представления интересов Общества по конкретному делу об административном правонарушении.

Одновременно с этим судебная коллегия отмечает, что на дату рассмотрения административного дела 24.06.2009 Общество было заблаговременно уведомлено телеграммой (л.д. 17), которая, согласно уведомлению (л.д. 47), была получена уполномоченным на получение телеграмм лицом 19.06.2009. Данные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем извещении Общества о дате рассмотрения административного дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, и постановление
о привлечении к административной ответственности принято в соответствии с требованиями ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2 и 29.7 КоАП РФ.

Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом первой инстанции не установлено.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у ответчика имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, Росфиннадзором по г. Москве был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ не истекли, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы. Которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2009 по делу N А40-86214/09-153-405 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

И.В.БЕКЕТОВА

Судьи:

В.И.ПОПОВ

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО