Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу N А41-12430/09 Исковые требования о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией удовлетворены правомерно, так как в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2009 г. по делу N А41-12430/09

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Макаровской Э.П.,

судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: Антыпко Д.А. - доверенность от 09.04.2009 N 09/04-09,

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-12430/09, принятое судьей Севостьяновой Н.В. по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью “Агросервис“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией,

установил:

общество с ограниченной ответственность “Агросервис“ (ООО “Агросервис“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области (ИФНС России по г. Клину МО, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов от 03.04.2009; обязать ИФНС России по г. Клину МО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Агросервис“ путем осуществления государственной регистрации ООО “Агросервис“ в связи с его ликвидацией и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Клину МО подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель ООО “Агросервис“ против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.

Выслушав представителя ООО “Агросервис“, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено
судом, единственным участником ООО “Агросервис“ ООО “Русская Продуктовая Марка“ 19.11.2008 принято решение N 19/11 о ликвидации Общества. Указанным решением назначен ликвидатор Луценко Дмитрий Анатольевич.

26.11.2008 ИФНС России по г. Клину МО в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (ГРН 2085020050510) и о назначении ликвидатора (ГРН 2085020050520).

26.11.2008 в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 47 опубликовано сообщение о принятии единственным участником ООО “Агросервис“ решения о ликвидации Общества и о порядке предъявления требований кредиторов.

В течение 60 дней, с момента опубликования сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица кредиторы не заявили о своих требованиях.

07.02.2009 единственным участником Общества ООО “Русская Продуктовая Марка“ принято решение N 27/02 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса внесена в ЕГРЮЛ 11.03.2009.

Ликвидационный баланс заявителя утвержден 02.03.2009 решением N 02/03 единственным участником Общества и представлен в ИФНС России по г. Клину МО 11.03.2009.

27.03.2009 Общество в лице ликвидатора Луценко Д.А. обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

03.04.2009 ИФНС России по г. Клину МО в государственной регистрации отказано в связи с не представлением заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001), ликвидационного баланса, так как не соблюден установленный ст. 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) порядок ликвидации юридического лица - расчеты с кредиторами не завершены (имеется задолженность).

Считая данный отказ незаконным, ООО “Агросервис“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Как установлено пп. “а“ п. 1 ст. 23
Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Как усматривается из материалов дела, Обществом в Инспекцию представлен пакет документов, принятый Инспекцией в соответствии с распиской в получении документов от 27.03.2009 N 04-В/ форма Р 16001, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, с отметкой об их принятии, в том числе заявление, ликвидационный баланс.

Промежуточный баланс направлен в налоговый орган 04.03.2009, и, при наличии задолженности перед бюджетом, налоговый орган имел возможность в установленном порядке предъявить свои требования к заявителю, однако этого не сделал.

Решением ИФНС России по г. Клину МО от 10.04.2009 ООО “Агросервис“ привлечено к налоговой ответственности, начислены штрафные санкции в соответствии с п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), начислена недоимка по налогу на прибыль в сумме 956 216 руб., пени на указанную сумму в размере 135 439 руб.

В ходе ликвидации Обществом выполнены требования действующего законодательства Российской Федерации, предусмотренные для осуществления данной процедуры; в регистрирующий орган представлены
все необходимые документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

В судебном заседании судом апелляционной инстанции обозревался подлинник “Вестника государственной регистрации“ (ноябрь 2008 г., N 47), в котором опубликовано сообщение о принятии единственным участником ООО “Агросервис“ решения о ликвидации Общества и о порядке предъявления требований кредиторов; копия Вестника приобщена к материалам дела (л.д. 116 - 117).

У налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией на момент принятия оспариваемого решения от 03.04.2009.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, каких-либо доказательств о наличии задолженности Общества перед бюджетом по налогам и сборам у налогового органа не имеется; требование об уплате штрафных санкций, недоимки, пени по решению от 10.04.2009 Инспекцией Обществу не выставлялось и не направлялось.

Суд апелляционной инстанции определениями от 08.09.2009 (л.д. 106 - 107) и от 24.09.2009 (л.д. 120 - 121) предлагал налоговому органу представить в судебное заседание доказательства наличия (отсутствия) у ООО “Агросервис“ недоимки на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и на момент вынесения налоговым органом решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с предоставлением выписок из карточек лицевого счета ООО “Агросервис“, однако данные указания суда Инспекцией выполнены не были.

Кроме того, судом апелляционной инстанции в Управление ФНС России по Московской области направлен факсимильной связью (л.д. 110) судебный запрос от 09.09.2009 (л.д. 108 - 109) с просьбой представить в адрес суда копию ненормативного акта Управления, вынесенного по апелляционной жалобе ООО “Агросервис“, поданной в Управление на решение ИФНС России по г. Клину МО от 10.04.2009
о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Ответ на данный запрос к указанному в нем сроку не поступил. Оригинал запроса выдан на руки представителю Инспекции согласно ч. 7 ст. 66 АПК РФ с целью получения истребуемых доказательств непосредственно представителем налогового органа, однако, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представитель Инспекции в последующие судебные заседания не являлся.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидационный баланс Общества содержал недостоверные сведения о задолженности перед бюджетом, являются несостоятельными и отклоняются судом апелляционной инстанции.

В соответствии со ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области противоречат требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные ООО “Агросервис“ требования подлежат удовлетворению.

В силу пункта 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об
оспаривании ненормативных правовых актов, решений действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-12430/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Клину Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Э.П.МАКАРОВСКАЯ

Судьи

В.Г.ГАГАРИНА

А.М.КУЗНЕЦОВ