Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А41-20779/09 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления надзорного органа о привлечении общества к административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ отказано правомерно, поскольку в действиях заявителя содержится состав вмененного ему правонарушения.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2009 г. по делу N А41-20779/09

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Макаровской Э.П.,

судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика: Селютин А.Н. - доверенность от 22.10.2008 N 13/10,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Орехово-Зуевское Городское Жилищное Предприятие“ на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 г. по делу N А41-20779/09, принятое судьей Ильченко С.Н. по заявлению Общества
с ограниченной ответственностью “Орехово-Зуевское Городское Жилищное Предприятие к Главному управлению Государственного административно-технического надзора Московской области (территориальный отдел N 14 территориального управления N 2) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.05.2009 N 14/851/65,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Орехово-Зуевское Городское Жилищное Предприятие“ (ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании постановления территориального отдела N 14 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (Госадмтехнадзор МО, административный орган) от 25.05.2009 N 14/851/65, вынесенного в порядке привлечения Общества к административной ответственности на основании п. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ (Закон МО N 161/2004-03).

Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель Госадмтехнадзора МО против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебном акте и в письменных объяснениях, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.

Выслушав представителя Госадмтехнадзора МО, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, главным специалистом территориального отдела N 14 - государственным административно-техническим инспектором Московской области 06.05.2009 при проведении осмотра контейнерной площадки N
1 и прилегающей к ней территории, расположенной по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Матросова, д. 1, обнаружено, что на данной контейнерной площадке, а также вне ее, на расстоянии до 15 метров от ограждения контейнерной площадки обнаружен очаговый навал мусор (бумага, бутылки, банки, пакеты, остатки пищи, автопокрышки, доски, прошлогодняя листва, части спиленных деревьев) объемом около 6 метров кубических.

Выявленное нарушение в сфере благоустройства на территории Московской области зафиксировано инспектором Госадмтехнадзора МО в акте осмотра территории от 06.05.2009 N 14/851/65 и в приложенных к нему фотографиях (т. 1, л.д. 97 - 100).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений должностным лицом Госадмтехнадзора МО в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества 15.05.2009 в отношении ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ составлен протокол N 14/851/65 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 22 Закона МО N 161/2004-03 (т. 1, л.д. 125).

В этот же день Обществу выдано предписание N 14/851/65, в соответствии с которым ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ предписывалось в срок до 24.05.2009 устранить выявленное нарушение, а именно: привести прилегающую территорию к контейнерной площадке в надлежащий вид (т. 1, л.д. 124).

В протоколе об административном правонарушении N 14/851/65 установлено время и место рассмотрения материалов дела: в 14 час. 10 мин. 25.05.2009. Копия протокола и предписания получена Обществом 18.05.2009, о чем свидетельствует уведомление о вручении (т. 1, л.д. 127).

По результатам рассмотрения материалов административного дела главным специалистом ТО N 14 государственным административно-техническим инспектором Московской области Вишняковым О.Ю. 25.05.2009 в отношении ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ вынесено постановление N 14/851/65, согласно которому на основании п. 2 ст. 22 Закона МО N 161/2004-03 Обществу
назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей (т. 1, л.д. 134).

Как указано в постановлении, наказание назначено с учетом обстоятельства, отягчающего ответственность: ранее Общество привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение (постановление от 11.09.2008 N 14/851/124 (т. 1, л.д. 135)).

Постановление вынесено уполномоченным лицом в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов административного дела представителя ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“.

Не согласившись с постановлением административного органа от 25.05.2009 N 14/851/65, ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо, в силу ст. 1.5 КоАП РФ, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в
пользу этого лица.

Из составленного инспектором Госадмтехнадзора МО акта от 06.05.2009 N 14/851/65 и фотографий к нему, приобщенных к материалам дела об административном правонарушении, усматривается, что на территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, обслуживаемой ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“, на момент проведения проверки имелся очаговый навал мусора (бумага, бутылки, банки, пакеты, остатки пищи, автопокрышки, доски, прошлогодняя листва, части спиленных деревьев) объемом около 6 метров кубических. Данные и подпись должностного лица, оформившего акт и осуществлявшего фотографирование места административного правонарушения, имеются; также имеется подпись свидетеля, присутствовавшего при проведении проверки. Проверка осуществлялась в местах общественного пользования и не требовала обязательного присутствия представителя хозяйствующего субъекта, ответственного за содержание данной территории.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона МО N 161/2004-03 несвоевременная очистка или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, на контейнерной площадке и вне ее, отсутствие графика вывоза отходов производства и потребления влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области“ (Закон МО N 249/2005-ОЗ) определено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.

В соответствии со ст. 5 Закона МО N 249/2005-ОЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Согласно п. 10 ст. 6 Закона Московской
области N 249/2005-ОЗ контейнерная площадка должна содержаться в чистоте и иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метров, асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части, подъездной путь с твердым покрытием. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке.

Пунктом 11 статьи 6 Закона МО N 249/2005-ОЗ установлено, что ответственность за состояние контейнерных площадок, размещение контейнеров и бункеров-накопителей возлагается на организации жилищно-коммунального хозяйства, хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.

В соответствии с п. 12 ст. 6 Закона МО N 249/2005-ОЗ контейнеры и бункеры-накопители должны содержаться в технически исправном состоянии, быть покрашены и иметь маркировку с указанием владельца территории, хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз.

Правилами по содержанию, организации, уборки и благоустройству территорий г. Орехово-Зуево, утвержденными решением Совета депутатов г. Орехово-Зуево Московской области от 25.05.2006 N 530/44 (Правила), установлены требования соблюдения порядка.

В п. 5 Правил определено, что контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке. Переполнение контейнеров (бункеров-накопителей) мусором не допускается.

Подпунктом 16 пункта 2 “Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, надлежащее состояние общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственником помещений - путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

Как следует из материалов дела, 26.07.2007
между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Матросова, д. 1 и ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ заключен договор на предоставление собственникам услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома.

Таким образом, ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“, являясь лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки, расположенной по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Матросова, д. 1, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Московской области предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 г. N 161/2004-03.

Процедура привлечения ООО “Орехово-Зуевское ГЖП“ к административной ответственности Госадмтехнадзором соблюдена; в ходе производства по делу об административном правонарушении Общество не было лишено процессуальных гарантий и могло реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Довод апелляционной жалобы о нарушении административным органом срока составления протокола об административном правонарушении отклоняется судом апелляционной инстанции, так как
само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Данная позиция соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2003 г. N 10964/03.

Учитывая изложенное, постановление по делу об административном правонарушении от 25 мая 2009 г. N 14/851/65 является законным, обоснованным и не нарушает прав заявителя; ни материальных, ни процессуальных оснований для его изменения или отмены не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 г. по делу N А41-20779/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Э.П.МАКАРОВСКАЯ

Судьи

В.Г.ГАГАРИНА

А.М.КУЗНЕЦОВ