Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2009 по делу N А41-5858/09 Заявление о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ, удовлетворено, поскольку бездействие заявителя не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2009 г. по делу N А41-5858/09

Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2009 г.

Решение изготовлено полностью 16.09.2009 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “КВ Терминал“

об оспаривании постановления Зеленоградской таможни

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: представитель по доверенности от 23.03.2009 г. - Пикин Д.В.

от Зеленоградской таможни: представитель по доверенности от 03.10.2008 г. - Павловская А.Г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “КВ Терминал“ (далее по тексту - ООО “КВ Терминал“; Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Зеленоградской таможни по делу об административном правонарушении N 10125000-728/08 от 25 декабря 2008 года, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя просил суд признать незаконным и отменить постановление N 10125000-728/08 от 25.12.2008 г., сославшись на изложенные в заявлении (л.д. 2 - 9 т. 1) доводы, а также пояснил:

У Общества не было обязанности по размещению на СВХ доставленного на Вашутинский таможенный пост 06.11.2008 г. на автомашине с регистрационным номером А587ВВ/АА1922 товара (автомобильные запчасти), а также по подаче отчета о приеме товара формы ДО1, поскольку товар на СВХ не передавался. Никакими документами факт поступления товара на СВХ не подтверждается. Общество не совершало административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ. Общество товар не принимало по причине загруженности склада. О невозможности принять товар на СВХ общество известило ЗАО “ГК “Севертранс“, которое представляло интересы получателя - ООО “МОБИС ПАРТС СНГ“ 06 ноября 2008 года. Обязанность владельца склада об извещении получателя товара о невозможности принять товар предусмотрена пунктом 2.1.3. Договора N 08-001 от 14.01.2008 г. в редакции дополнительного соглашения от 14.01.2008 г. Пунктом 2.2.1. Договора предусмотрена обязанность получателя товара о направлении владельцу СВХ сведений о прибытии товара не позднее 48 часов до его прибытия. ЗАО “ГК “Севертранс“ обязанность по представлению информации о прибытии товара на автотранспортном средстве с регистрационным номером А587ВВ/АА1922 за 48 часов до его фактического прибытия не исполнило, поэтому ООО “КВ Терминал“ смогло известить ЗАО “ГК “Севертранс“ о невозможности принять товар
только в день прибытия товара на Вашутинский таможенный пост. Кроме того, 06 и 07 ноября 2008 года ООО “КВ Терминал“ извещало Вашутинский таможенный пост о невозможности принятия товаров из-за загруженности СВХ.

В судебном заседании представитель Зеленоградской таможни просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на законность и обоснованность постановления, а также доводы, изложенные в отзыве на заявление (отзыв - л.д. 92 - 97 т. 1).

В судебном заседании представитель Зеленоградской таможни пояснил: Объективную сторону административного правонарушения образует невыполнение требований владельцем СВХ пункта 5 Приказа ГТК РФ от 03.09.2003 г. N 958 и ст. 112, ст. 107, ст. 92 Таможенного кодекса РФ. В соответствии с указанными нормами владелец СВХ должен по истечении предельного срока (24 часа), необходимого для завершения процедуры ВТТ, поместить товар на временное хранение на СВХ. Указание времени завершения процедуры ВТТ в документах законодательством не предусмотрено, поэтому таможенный орган в свидетельстве о завершении ВТТ указывает только дату завершения ВТТ. В данном случае - 06.11.2008 г. Объективная сторона в данном случае выражается в бездействии ООО “КВ Терминал“. После завершения процедуры ВТТ общество не разместило товар на СВХ, что было установлено проверкой от 07.11.2008 г. На момент проверки транспортное средство с товаром находилось в зоне таможенного контроля, а не на территории СВХ.

Из материалов дела следует:

Общество с ограниченной ответственностью “КВ Терминал“ (ОГРН 1027739010023) зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 15 - 16 т. 1) и включено в Реестр владельцев складов временного хранения (свидетельство N 10125/100014 от 01.07.2006 г. со сроком действия до 01.07.2011 г. (л. 27 Приложения).

Согласно свидетельству N 10125/100014 ООО “КВ Терминал“ владеет помещением
(3491,6 кв. м) и арендует открытую площадку (3000 кв. м) по адресу: Московская область, г. Химки, Вашутинское шоссе, д. 20, корп. 1. Указанные площади используются под размещение склада временного хранения открытого типа.

14.01.2008 г. ООО “КВ Терминал“ (Исполнитель) и ЗАО “ГК “Севертранс“ (Заказчик) заключили договор N 08-001 (л. 77 - 81 Приложения) и дополнительное соглашение к этому договору (л. 87 Приложения).

В соответствии с пунктом 2.1.1. Договора Исполнитель в числе прочего обязан принимать и размещать по поручению Заказчика на хранение товары, поступающие на склад временного хранения Исполнителя.

В соответствии с пунктом 2.2.1. Договора Заказчик в числе прочего обязан заблаговременно, не позднее 48 часов до дня прибытия соответствующей партии товара на СВХ, сообщать Исполнителю по факсу или электронной почте сведения о товаре (наименование, код товара по ТН ВЭД, вес, количество по каждой группе товаров, номер транспортного средства, стоимость каждой партии товара).

Пункт 2.1.3 Договора в редакции дополнительного соглашения от 14.01.2008 г. обязывает Исполнителя, в случае отсутствия свободных площадей на СВХ информировать об этом Заказчика в течение 2-х часов после получения от него сведений, предусмотренных пунктом 2.2.1. Договора. Такая информация отсылается заказчику посредством письменного уведомления, в том числе с использованием электронной почты и факсимильной связи (с последующим представлением оригинала такого уведомления).

Кроме того, дополнительным соглашением пункт 2.2.2. Договора был дополнен еще одной обязанностью Заказчика: При отсутствии у Исполнителя возможности осуществить принятие и хранение товаров Заказчик обязан переместить товары с СВХ Исполнителя в течение 24 часов, с момента прибытия транспортного средства, на другие СВХ самостоятельно и за свой счет. В этом случае Заказчик письменно информирует Исполнителя о таком
перемещении на иной СВХ в течение 12 часов с момента уведомления Исполнителем об отсутствии свободных площадей на СВХ.

31 октября 2007 года ООО “КВ Терминал“ направило письмо начальнику Зеленоградской таможни с предложениями об укомплектовании штата Вашутинского таможенного поста, поскольку малая численность сотрудников не позволяет в короткие сроки оформлять документы по выпуску товара (л.д. 80 - 81).

24 сентября 2008 года ООО “КВ Терминал“, обратилось с заявлением к начальнику Зеленоградской таможни об изменении конфигурации открытой площадки СВХ, чтобы увеличить площадь для размещения товаров и транспортных средств (л.д. 82 - 83).

06 ноября 2008 года на Вашутинский таможенный пост Зеленоградской таможни в адрес ООО “МОБИС ПАРТ СНГ“ на автомашине с регистрационным номером А587ВВ/АА1922 за исправным таможенным обеспечением, по книжке МДП N XW60802359, инвойсу N S8I00011 от 03.09.2008 г., CMR N 143001338/MLN от 31.10.2008 г., был доставлен товар (автомобильные запчасти) общей фактурной стоимостью 83 253,54 доллара США, вес брутто 6 775 кг, 36 грузовых мест.

В 10 час 09 мин. 06 ноября 2008 года Вашутинским таможенным постом перевозчику выдано подтверждение о прибытии (л. 18 Приложения).

Сразу после получения информации о прибытии товара ООО “КВ Терминал“ 06.11.2008 г. письменно уведомило ЗАО “ГК “Севертранс“, которое представляло интересы получателя - ООО “МОБИС ПАРТС СНГ“ о невозможности принять товар из-за загруженности СВХ, указав в том числе товар, прибывший на автомашине с регистрационным номером А587ВВ/АА1922 (л. 101 - 102 Приложения).

06 и 07 ноября 2008 года ООО “КВ Терминал“ направило начальнику Вашутинского таможенного поста письменные сообщения о невозможности принятия товаров из-за загруженности СВХ (л.д. 69 - 70 т. 1, л. 19 - 21 Приложения).

Центральным
таможенным управлением с 12 час. 05. мин. до 14 час. 35 мин. 07 ноября 2008 года проведена проверка СВХ ООО “КВ Терминал“. В акте осмотра помещений и территорий от 07.11.2008 г. отражено, что помещение загружено полностью, места для размещения новых товарных партий отсутствуют (л. 10 - 13 Приложения).

11 ноября 2008 года главным государственным инспектором отдела таможенного досмотра Вашутинского таможенного поста Зеленоградской таможни С.Н. Соломоновым в отношении ООО “КВ Терминал“ составлен протокол N 10125000-728/08 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ (л. 4 - 6 Приложения).

04 декабря 2008 года заместитель начальника Зеленоградской таможни по правоохранительной деятельности полковник таможенной службы Ю.В. Карасев в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков (л. 103 Приложения).

11 декабря 2008 года Зеленоградской таможней получено объяснение генерального директора ООО “КВ Терминал“ Карева М.И. в котором отражено, что товары не были приняты на СВХ, в связи с отсутствием места, о чем общество информировало таможенный орган.

Также в объяснении указано, что правовых оснований для помещения товара на склад СВХ не имелось, поскольку таможенным органом обществу не передавались необходимые копии документов для помещения товара на склад (л. 117 - 119 Приложения).

11 декабря 2008 года должностным лицом таможенного органа в отношении ООО “КВ Терминал“ составлен протокол N 10125000-728/08 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ (л. 120 - 122 Приложения).

Протокол составлен в присутствии генерального директора ООО “КВ Терминал“ Карева М.И.

25 декабря 2008 года начальником Зеленоградской таможни полковником таможенной службы С.А. Шабровым вынесено постановление
N 10125000-728/08, которым ООО “КВ Терминал“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5.000 рублей (л.д. 10 - 14).

Из содержания оспариваемого постановления следует, что по мнению таможенного органа ООО “КВ Терминал“ не исполнило требования ст. ст. 92, 112 Таможенного кодекса Российской Федерации, п. 5 приказа ГТК России N 958 “Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“ и бездействие общества образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ. Бездействие выразилось в том, что товар, доставленный 06.11.2008 г. на автомашине с регистрационным номером А587ВВ/ААА1922, по состоянию на 10 час. 00 мин. 07.11.2008 г. не был ООО “КВ Терминал“ принят на временное хранение и размещен на складе временного хранения.

В постановлении указано, что объективных причин, препятствующих выполнению возложенных на ООО “КВ Терминал“ обязанностей по помещению на хранение и хранению товаров, таможенным органом не установлено.

ООО “КВ Терминал“ не согласилось с привлечением к административной ответственности, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд находит требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 16.14 КоАП РФ, на основании которой Общество привлечено к административной ответственности, административным правонарушением признается нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или)
изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1 и 4 ст. 80 ТК РФ внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (ст. 82 ТК РФ) и определяет место доставки товаров (ст. 85 ТК РФ).

В силу пунктов 1 и 4 ст. 92 ТК РФ таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортного средства размещаются в зоне таможенного контроля.

Согласно п. 2 ст. 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.

В силу ст. 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ владелец СВХ обязан соблюдать условия и требования, установленные ТК РФ в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

В соответствии с п. 28 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международным таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 г. N 973, после прибытия товаров в место доставки для завершения ВТТ перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы этого таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. В месте доставки товаров до завершения ВТТ транспортное средство размещается в зоне таможенного контроля.

Согласно п. 28.2 указанной Инструкции завершение оформления ФТТ товаров производится путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.

В соответствии с пунктами 4 и 5 главы 1 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденные Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 г. N 958 (далее по тексту - Правила), если в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации временное хранение должно осуществляться на складе временного хранения, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение СВХ либо иное место, указанное в главе 12 ТК
РФ.

Согласно ст. 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, ст. 107 ТК РФ. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Согласно п. 13 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, владелец СВХ приступает к исполнению своих обязанностей, предусмотренных статьей 112 ТК РФ, после приема-передачи товара (проставления отметки о принятии товаров на хранение в виде оттиска штампа приема-передачи или подобной отметки, свидетельствующей о принятии товаров на хранение, заверенной подписями представителей сторон (перевозчика и владельца СВХ) с указанием даты передачи товаров на хранение в транспортных документах, предусмотренных пунктами 7 и 9 Правил).

В соответствии со ст. 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций возложена на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку во исполнение которой осуществляется перемещение товаров через таможенную границу, т.е. получатель и собственник товара (он же покупатель по внешнеторговому договору).

В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не представил суду транспортных документов, имеющих отметки о принятии товара на хранение, заверенные подписями представителей сторон (перевозчика и владельца СВХ). Суд полагает, что таможенный орган не доказал факт передачи товара для хранения владельцу СВХ перевозчиком или собственником товара, прибывшего на Вашутинский таможенный пост 06.11.2008 г. на транспортном средстве с регистрационным номером А587ВВ/АА1922.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что у Общества обязанность по принятию товара и исполнению предусмотренных ст. 112 ТК РФ обязанностей не возникла, поэтому бездействие ООО “КВ Терминал“, выразившееся в непомещении товара на СВХ, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ. В данном случае владелец СВХ не является субъектом вмененного заявителю административного правонарушения.

Кроме того, таможенный орган не доказал, что товар не был размещен на СВХ по вине ООО “КВ Терминал“.

Суд полагает, что ООО “КВ Терминал“ были приняты все, зависящие от него меры по предотвращению возникшей в ноябре 2008 года ситуации, связанной с отсутствием мест для размещения товаров на СВХ: 31 октября 2007 года ООО “КВ Терминал“ направило письмо начальнику Зеленоградской таможни с предложениями об укомплектовании штата Вашутинского таможенного поста, поскольку малая численность сотрудников не позволяет в короткие сроки оформлять документы по выпуску товара; 24 сентября 2008 года ООО “КВ Терминал“, обратилось с заявлением к начальнику Зеленоградской таможни об изменении конфигурации открытой площадки СВХ, чтобы увеличить площадь для размещения товаров и транспортных средств; 06 и 07 ноября 2008 года ООО “КВ Терминал“ направило начальнику Вашутинского таможенного поста письменные сообщения о невозможности принятия товаров из-за загруженности СВХ.

Кроме того, ООО “КВ Терминал“ при заключении договора с ЗАО “ГК “СЕВЕРТРАНС“ предусмотрело условия, способствующие тому, чтобы ЗАО “ГК “СЕВЕРТРАНС“ не направляло товар на СВХ ООО “КВ Терминал“ при отсутствии мест для хранения: заказчик обязан заблаговременно (не позднее 48 часов) сообщать о прибытии товара; при отсутствии свободных площадей на СВХ информировать об этом Заказчика немедленно после получения от него сведений, предусмотренных пунктом 2.2.1. Договора. Условия Договора ООО “КВ Терминал“ исполнило.

Принятие обществом указанных выше мер свидетельствует об отсутствии вины общества в том, что товар не был размещен на СВХ.

Таким образом, бездействие ООО “КВ Терминал“ не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 16.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

Суд находит, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО “КВ Терминал“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.14 КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и об отмены оспариваемого решения полностью.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление ООО “КВ Терминал“ удовлетворить.

Признать незаконным полностью и отменить постановление начальника Зеленоградской таможни Шаброва С.А. по делу об административном правонарушении N 10125000-728/08 от 25 декабря 2008 года, которым ООО “КВ Терминал“ привлечено к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Е.Н.МЕЛЬНИКОВА