Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.09.2009 по делу N А40-48879/08-119-190 В иске о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени за просрочку уплаты таможенных платежей отказано, так как факт нарушения юридическим лицом режима переработки товаров, являющегося в силу п. 4 ст. 207 ТК РФ основанием для неприменения льготного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, а также недобросовестность юридического лица при получении им разрешения на переработку судом не установлены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 сентября 2009 г. по делу N А40-48879/08-119-190

Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2009 года.

Арбитражный суд в составе: единолично

председательствующего: Быкова Ю.Л.

при ведении протокола судебного заседания судьей Быковой Ю.Л.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Центральная акцизная таможня

к ООО “Авангард“

третье лицо Федеральная таможенная служба

о взыскании 46 302 768,95 рублей

В судебное заседание явились:

от заявителя: не явился, извещены надлежащим образом

от ответчика: не явился, извещены надлежащим образом

от третьего лица: Емшанова О.В. по дов. от 25.12.2008 N 15-46/08-188д;

установил:

Центральная акцизная таможня (далее по тексту - ЦАТ) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о
взыскании с ООО “Авангард“ задолженности по уплате таможенных платежей в размере 46 302 768,95 рублей, из них 41 283 552,62 рублей таможенных платежей, 5 019 216,33 рублей пени за просрочку уплаты таможенных платежей.

Представитель заявителя и ответчика в заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения. Дело рассмотрено в порядке, установленном ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 348 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) устанавливающей общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно.

Согласно ст. 48 НК РФ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, либо за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 352 ТК РФ.

Согласно ст. 349 ТК РФ при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки
уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки).

Как следует из материалов дела, 21.12.2005 Московской восточной таможней было принято решение о выдаче ООО “Авангард“ разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10121000/21125/61/14. Разрешением было предусмотрено помещение под указанный таможенный режим слитков из золота 999,9 пробы (код товара по ТН ВЭД России 710 812 000 0), весом 1 022 551,07 гр., стоимостью 431 184 723, 18 рублей. Данное разрешение в соответствии с приказом ФТС России от 06.07.2007 N 819 “О перерегистрации в Центральной акцизной таможне разрешений на переработку товаров вне таможенной территории драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы“ перерегистрировано Центральной акцизной таможней.

Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории N 10121000/21125/61/14, выданное Московской восточной таможней, отменено решением ФТС России N 10000000/110108/08 в порядке, установленном положениями статьи 412 ТК России.

Основанием для принятия решения ФТС России N 10000000/110108/08 об отмене по результатам ведомственного контроля решения Московской восточной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10121000/21125/61/14 явилось то, что согласовать заявленные декларантом нормы выхода продуктов переработки и срок переработки товаров, а также идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки не представляется возможным.

Указанным решением установлено несоблюдение ответчиком условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории, предусмотренные параграфом 3 главы
19 ТК России. В связи с отменой решения Московской восточной таможни о выдаче разрешения на переработку Центральная акцизная таможня направила в адрес ООО “Авангард“ требование об уплате таможенных платежей от 28.07.2008 N 10009000/453 на сумму 41 283 552,62 рублей и пени в размере 5 019 216,33 рублей, установив срок уплаты до 11.08.2008.

В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок, т.е. до 11.08.2008 г. ЦАТ обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В данном случае вынесенное в порядке ст. 412 ТК РФ ФТС России решение N 10000000/110108/08 об отмене по результатам ведомственного контроля решения Московской восточной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории было положено ЦАТ в основание выставленного в отношении ООО “Авангард“ требования об уплате таможенных платежей.

Названная норма ТК РФ предоставляет право вышестоящему таможенному органу в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов. Толкование ст. 412 ТК РФ свидетельствует о том, что она устанавливает правовые последствия только для нижестоящих таможенных органов, наступающие в случае выявления в ходе ведомственного контроля фактов принятия не соответствующих требованиям законодательства решений или совершения неправомерных действий (бездействия).

Из данной нормы не следует того, что ее положения распространяются на иных участников таможенных правоотношений, в частности, декларантов, поэтому решение ФТС России, вынесенное в рамках ведомственного контроля нижестоящего таможенного органа, неправомерно расценено заявителем в качестве правового основания для взыскания с юридического лица таможенных пошлин и налогов за товары,
перемещенные через таможенную границу на основании выданного разрешения.

Таможенным кодексом РФ не предусмотрены такие правовые последствия отмены решения нижестоящей таможни о выдаче разрешения на переработку товаров как признание разрешения незаконным с момента его выдачи.

В Таможенном кодексе РФ предусмотрена только возможность отзыва разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в случае введения Правительством Российской Федерации запрета или ограничения (ч. 4 ст. 198 ТК РФ) и установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории, допускается завершение таможенного режима (ст. 205 ТК РФ).

Из статьи 412 ТК РФ не следует, что отмененное решение нижестоящего органа считается незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его издания. В связи с этим, необходимо исходить из того, что принятие такого решения ФТС России не отменяет те операции по переработке, которые были осуществлены на основании законно выданного разрешения. При этом необходимо учесть, что решение нижестоящего таможенного органа считается незаконным с момента принятия ФТС России решения о его отмене.

По общему правилу ненормативный акт государственного органа признается недействительным с момента вынесения решения о его отмене в связи с несоответствием требованиям законодательства.

Согласно п. 5 ст. 203 ТК РФ лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 320 ТК РФ. В силу п. 1 ст. 348 и п. 3 ст. 350 ТК РФ основанием для принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов является их неуплата либо неполная уплата в установленные сроки.

В соответствии с п. 2 ст. 320, п. 1 ст. 348, п. 3 ст. 350 ТК РФ обязанность по уплате
таможенных пошлин, налогов возникает в случае нарушения лицом положений о пользовании и распоряжении товарами или невыполнении иных требований и условий таможенного режима переработки вне таможенной территории, установленных параграфом 3 главы 19 ТК РФ.

Решение ФТС России, принятое в рамках ведомственного контроля Московской восточной таможни, касается только действий нижестоящей таможни при принятии решения о выдаче предпринимателю разрешения на переработку товара вне таможенной территории.

Таможенный контроль в отношении юридического лица не проводился.

Отмена выданного юридическому лицу разрешения на переработку после завершения режима переработки и окончания срока действия разрешения, произведенная по результатам ведомственного контроля Московской восточной таможни, не свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории и возникновении у него обязанности уплатить таможенные пошлины, налоги в общем порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 207 ТК РФ полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется при ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки, а также при несоблюдении других требований и условий параграфа 3 главы 19 ТК РФ либо подтверждении их ненадлежащим способом.

Факт нарушения юридическим лицом режима переработки товаров, являющегося в силу названной нормы ТК РФ основанием для неприменения льготного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, а также недобросовестность юридического лица при получении им разрешения на переработку судом не установлен.

Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности заявленных требований таможенного органа о взыскании с ООО “Авангард“ задолженности по уплате таможенных платежей в размере 46 302 768,95 руб., из них 41 283 552,62 руб. таможенных платежей, 5 019 216,33 руб. пени за просрочку уплаты таможенных
платежей, и отказывает в их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Центральной акцизной таможни о взыскании с ООО “Авангард“ задолженности по уплате таможенных платежей в размере 46 302 768,95 руб., из них 41 283 552,62 руб. таможенных платежей, 5 019 216,33 руб. пени за просрочку уплаты таможенных платежей отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

БЫКОВА Ю.Л.