Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 N 08АП-6717/2009 по делу N А46-11292/2009 По делу о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате оплаты электрической энергии по завышенному тарифу, и процентов за пользование чужими денежными средствами.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2009 г. N 08АП-6717/2009

Дело N А46-11292/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рябухиной Н.А.

судей Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6717/2009) открытого акционерного общества “Омская энергосбытовая компания“ на решение Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2009 года по делу N А46-11292/2009 (судья Савинов А.В.), принятое по иску закрытого акционерного общества “Деревообрабатывающий центр“ к открытому акционерному обществу “Омская энергосбытовая компания“

о взыскании 611 483 руб. 48 коп.,

при участии
в судебном заседании представителей:

от ОАО “Омская энергосбытовая компания“ - Горбунова Е.И. по доверенности N 28-12/96 от 01.01.2009,

от ЗАО “Деревообрабатывающий центр“ - Грачев Д.В. по доверенности от 17.02.2009.

установил:

Закрытое акционерное общество “Деревообрабатывающий центр“ (далее - ЗАО “ДОЦ“) 15.05.2009 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу “Омская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО “Омскэнергосбыт“) о взыскании 529 236 руб. 92 коп. неосновательного обогащения и 82 246 руб. 56 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование иска ЗАО “ДОЦ“ указало, что неосновательное обогащение ответчика возникло в результате оплаты истцом электрической энергии, потребленной за период с 01.06.2006 по 01.03.2009, по выставленному ответчиком завышенному тарифу, тогда как применению подлежал тариф не по низкому напряжению (НН), а по среднему второму напряжению (СН2).

Решением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2009 по делу N А46-11292/2009 исковые требования удовлетворены. С ОАО “Омскэнергосбыт“ в пользу ЗАО “ДОЦ“ взыскано 529 236 руб. 92 коп. неосновательного обогащения, 82 246 руб. 56 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 12 614 руб. 83 коп. расходов по оплате государственной пошлины. ЗАО “ДОЦ“ из федерального бюджета возвращено 1945 руб. 17 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 69 от 03.05.2009.

Возражая против принятого судом решения, ОАО “Омскэнергосбыт“ в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.

ЗАО “ДОЦ“ в письменном отзыве (с дополнением) на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО “Омскэнергосбыт“ доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ЗАО “ДОЦ“ высказался согласно
письменному отзыву (с дополнением) на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее (с дополнением), выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между энергоснабжающей организацией - ОАО “Акционерная компания “Омскэнерго“ (правопредшественник ОАО “Омскэнергосбыт) и ЗАО “ДОЦ“ (абонент) заключен договор купли-продажи электрической энергии от 24.11.2004 N 1-116 (в редакции протокола согласования разногласий от 17.12.2004), в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу электрической энергии в пределах заявленной мощности абоненту через присоединенную сеть в объемах, согласованных в приложении N 1. Объемы согласовываются сторонами ежегодно исходя из ресурсов энергосистемы, с учетом представляемой абонентом не позднее 1 августа текущего года заявки на электропотребление по уровням напряжения на предстоящий год с помесячным распределением электроснабжения и заявленной мощности, в пределах 100,0 кВт установленной мощности согласно схеме электроснабжения абонента, согласованной сторонами (пункт 2.1.1 договора). В случае непредставления абонентом заявки согласованными на предстоящий год считаются объемы потребления предыдущего года (пункт 3.1.3). Источником электроэнергии для абонента является ГПП “Западная“ 110/10кВ - РП-505 гор.РЭС ЗЭС. Ф. N 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19. Объект - ЗАО “ДОЦ“ по адресу: г. Омск, ул. 22 Декабря, 86 (пункт 4.1). Энергоснабжающая организация обязалась поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети показатели качества электрической энергии (ПКЭ), определенные в соответствии с ГОСТ 13109-97 (пункт 2.1.3). Акты границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон оформляются отдельным документом и являются неотъемлемой частью договора (пункты 4.3, 8.8). Расчеты за электроэнергию
и мощность производятся по расчетным приборам учета, указанным в приложении N 2 (пункт 5.1). Порядок расчетов за потребленную электроэнергию и мощность устанавливаются в соответствии с приложением N 3 (пункт 6.1). Порядок ограничения (прекращения) подачи энергии в случае ненадлежащего исполнения абонентом денежных обязательств устанавливается в соответствии с приложением N 4 (пункт 7.1). Настоящий договор заключается на срок по 24.11.2005 и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях (пункт 9.1). До заключения нового договора отношения сторон регулируются настоящим договором (пункт 9.2).

Оплата абонентом потребляемой электрической энергии и мощности по действующему тарифу производится в объеме, сроки и на условиях, определяемых договором (пункт 1.1).

В приложении N 3 к договору купли-продажи от 24.11.2004 N 1-116 установлено, что расчеты за электрическую энергию, мощность и услуги по ее передаче производятся по тарифам, изменяющимся в течение действия договора. Тарифы утверждаются и вводятся органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов в соответствии с Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и доводятся до абонента через средства массовой информации. В подпункте “а“ пункта 1 приложения N 3 к договору указан тариф за электрическую энергию в размере 1,139 руб./кВтч (без НДС).

К договору купли-продажи электрической энергии от 24.11.2004 N 1-116 заключено дополнительное соглашение от 02.10.2006, которым наименование стороны договора ОАО “Омская энергосбытовая компания“ вместо используемого в тексте договора “энергоснабжающая организация“ заменено на “гарантирующий поставщик“.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую
энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

Федеральными законами от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.

Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“.

Согласно статьям 4, 20, 23, 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих составляющих: стоимость электрической энергии (мощности) и стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки
энергии потребителям.

Согласно пункту 44 Методических указаний размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая, в свою очередь, дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации - ЭСО) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН2) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.

В материалы дела представлен акт N 72 от 22.04.2004 на разграничение балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности между потребителем и Гор. РЭС ЗЭС ОАО “Акционерная компания “Омскэнерго“.

Из акта следует, что граница ответственности ЗАО “ДОЦ“ устанавливается на наконечниках отходящих низковольтных кабелей в РП-505 (распределительная подстанция) РУ 0,4 кВ (распределительное устройство). Ответственность за контактные присоединения отходящих н/в кабелей в РП-505 РУ 0,4 кВ несет абонент.

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного нажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

С учетом пункта 32 разъяснений к Методическим указаниям, данным в письме
Федеральной службы по тарифам от 18.02.2005 N СН-570/14, в пункте 45 Методических указаний под “центром питания“ понимается распределительное устройство электростанции либо подстанции с учетом коммутационных аппаратов.

Согласно пункту 4.1 договора, приложению N 2 к договору купли-продажи электрической энергии от 24.11.2004 N 1-116, центром питания для ЗАО “ДОЦ“ является распределительная подстанция (РП-505) напряжением 10 кВ (ГПП “Западная“ 110/10 кВ-РП-505), в связи с чем за уровень напряжения принимается указанное значение (10 кВ), соответствующее среднему второму напряжению (СН2).

Поскольку в договоре купли-продажи электрической энергии от 24.11.2004 N 1-116 стороны не согласовали связанный с тарифом технический показатель - уровень напряжения, который должен учитываться при расчете платы за электроэнергию, поэтому с учетом норм Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, энергоснабжающая организация при осуществлении расчетов с потребителями за поставляемую электрическую энергию обязана применять тариф, соответствующий уровню напряжения, по которому она фактически поставляет электроэнергию потребителю.

Указание сторонами в приложениях N 2 и N 3 к договору N 1-116 тарифа на электроэнергию в размере 1,139 руб./кВтч, не сопровождалось ссылками на уровень напряжения, в связи с чем сама по себе эта величина тарифа не может быть истолкована как подтверждающая достижение сторонами одновременно и соглашения о техническом показателе - уровне напряжения (в данном случае - низком напряжении (НН), поскольку решением Региональной энергетической комиссии Омской области от 18.12.2003 N 87/38 “О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую ОАО “АК “Омскэнерго“ тариф
в размере 1,139 руб. /кВтч установлен для оплаты электроэнергии Ф.И.О. напряжения).

На оплату электроэнергии истцу ответчиком выставлялись счета-фактуры с указанием тарифа, установленного РЭК Омской области для прочих Ф.И.О. напряжения НН (за июнь - декабрь 2006 г. - 1640,0 руб./тыс. кВтч, за январь - декабрь 2007 г. - 1829,4 руб. /тыс. кВтч, за январь - декабрь 2008 г. - 2276,6 руб./тыс. кВтч, за январь - февраль 2009 г. - 2304,1 руб./тыс. кВтч), что подтверждается представленными в материалы дела актами и счетами-фактурами (л.д. 27 - 89 т. 1).

При этом ответчик не оспаривает довод истца о том, что фактически в период с июня 2006 г. по февраль 2009 г. ЗАО “ДОЦ“ поставлялась электроэнергия по уровню напряжения СН2.

Дополнительным соглашением от 25.03.2009 к договору купли-продажи от 24.11.2004 N 1-116 стороны подтвердили наличие уровня напряжения СН2 и согласовали величину тарифа, соответствующую этому уровню напряжения. Действие дополнительного соглашения стороны распространили на период с 01.03.2009.

Ответчик полагает, что оплата электроэнергии до 01.03.2009 должна была производиться с учетом установленного договором тарифа - по уровню напряжения НН.

Суд апелляционной инстанции находит указанный довод ответчика необоснованным.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами
(пункт 1). Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2).

В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

Оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон (статья 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“).

Следовательно, при расчете платы за услуги по передаче электроэнергии для истца ответчик должен был применять тариф, установленный для потребителей со средним вторым уровнем напряжения (СН2), то есть по более низкой стоимости, в том числе:

в 2006 году - по стоимости 1204,4 руб./тыс. кВтч, а не по стоимости 1640,0 (Приказ РЭК Омской области от 11.11.2005 N 90/36 “Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО “Омская энергосбытовая компания“);

в 2007 году - по стоимости 1305,3 руб./тыс. кВтч, а не по стоимости 1829,4 (Приказ РЭК Омской области от 25.10.2006
N 144/38 “Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО “Омская энергосбытовая компания“);

в 2008 году - по стоимости 1631,9 руб./тыс. кВтч, а не по стоимости 2276,6 (Приказ РЭК Омской области от 31.10.2007 N 190/57 “Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО “Омская энергосбытовая компания“);

в 2009 году - по стоимости 1879,2 руб./тыс. кВтч, а не по стоимости 2304,1 (Приказ РЭК Омской области от 21.10.2008 N 229/54 “Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО “Омская энергосбытовая компания“).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что с учетом изложенных принципов ценообразования на розничном рынке, применение ответчиком тарифа, не соответствующего реальным условиям энергоснабжения, и при отсутствии согласования сторонами технического показателя (уровня напряжения) является нарушением требований Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“, по смыслу которого, тариф на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, не может являться договорной величиной и подлежит государственному регулированию уполномоченными органами.

В решении суд первой инстанции сослался (первый абзац на третьей странице) на неверное указание в договоре технических показателей, влияющих на применяемый тариф при расчетах за потребляемую электроэнергию. Однако при этом суд не привел таких технических показателей, которые посчитал неверными. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод не соответствующим фактическим обстоятельствам и потому ошибочным, однако, не приведшим к принятию неправильного решения.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (статья 1103 ГК РФ).

Представленными в материалы дела платежными требованиями (л.д. 90 - 150 т. 1, 1 - 23 т. 2) подтверждается оплата истцом выставленных ответчиком счетов-фактур по тарифу, установленному для уровня напряжения НН.

Неосновательное обогащение ОАО “Омскэнергосбыт“ составляет 529 236 руб. 92 коп. Начисленные в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395) составляют 82 246 руб. 56 коп.

Удовлетворив требования истца о взыскании 529 236 руб. 92 коп. неосновательного обогащения и 82 246 руб. 56 коп. процентов за пользование денежными средствами, суд первой инстанции принял правильное решение. Оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционная жалоба ОАО “Омскэнергосбыт“ оставляется без удовлетворения. Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2009 года по делу N А46-11292/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А.РЯБУХИНА

Судьи

Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ

Д.Г.РОЖКОВ